Амортизационная политика спотыкается о налоги

Техническая отсталость отечественных предприятий — главный фактор риска для украинской экономики. Украинский союз промышленников и предпринимателей бьет тревогу: в проекте госбюджета на 2006 год отсутствуют какие-либо изменения, касающиеся стимулирования

Техническая отсталость отечественных предприятий — главный фактор риска для украинской экономики. Украинский союз промышленников и предпринимателей бьет тревогу: в проекте госбюджета на 2006 год отсутствуют какие-либо изменения, касающиеся стимулирования инновационной деятельности

Сегодняшняя амортизационная политика тормозит развитие промышленности страны. "Вчерашний день" состояния оборудования заводов и фабрик страны обуславливает "позавчерашний день" в структуре производства. "Вопрос старения парка оборудования стал "притчей во языцех" не только в экономической среде, он несет в себе высокую техногенную угрозу для общества в целом. Тот факт, что в государстве старение основных фондов достигает 80%, говорит сам за себя. Проблема не просто усугубляется, она приобретает глобальный характер", — считает первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров. На днях УСПП провел круглый стол, на котором обсуждалась эта проблема, и направил свои предложения президенту Украины.

Большинство из ныне действующих украинских предприятий были построены в послевоенные годы. В большинстве отраслей промышленности продолжается использование основного капитала, однако при этом не осуществляется даже его простое воспроизводство. По данным Госкомстата, на начало 2004 года уровень износа основных средств составлял 48,0% по сравнению с 43,7 % в 2000 году. Наиболее изношено оборудование в сфере производства и распределения электроэнергии и газа — 62,0%, обрабатывающей промышленности — 55,9%, строительства — 51,0%, сельского хозяйства — 50,4%. В тяжелой индустрии износ основных средств составляет 70-80% при полном отсутствии перспектив их обновления.

Более 40% балансовой стоимости основных фондов составляют объекты возрастом приблизительно 25 лет. На сегодняшний день существующие темпы обновления основных средств просто не дают возможности приостановить процесс их старения. Это приводит к потере конкурентоспособности экономики, лишает производства перспектив внедрять новые технологии. Плюс к этому — недавно введенный налог на ввоз нового оборудования. Получается, что инвестору для внедрения новой технологии в Украине нужно сначала заплатить налог на эту технологию. "Вместо того чтобы сказать ему спасибо, мы требуем платить необъяснимые налоги", — говорит Сергей Прохоров.

Активизация инвестиционной деятельности нуждается в широком спектре стимулов, но роль амортизационной системы здесь наиболее важна. Амортизация является механизмом, который обеспечивает систематическое обращение основного капитала, его эффектное возмещение и возобновление на высшей технологической основе. Если этот механизм не срабатывает, любые инвестиции играют роль разовых подпиток и в массе своей проедаются. Именно так и происходит сегодня в нашей экономике.

Вместо того чтобы выполнять функцию стимулирования, амортизация практически полностью подчиняется целям налоговой политики. Но неэффективность такого подхода очевидна! Например, введение 20% НДС на переработку экспортных грузов для Бердянского морского торгового порта обернулось подорожанием услуг, сокращением грузопотоков, уменьшением средств на обновление основных фондов. 23,8 млн. грн. составили убытки ОАО "Днепроэнерго", которые возникли за счет уменьшения сумм средств на улучшение основных фондов, относящихся на валовые расходы. Ввиду того, что только большие предприятия базовых отраслей — металлургического комплекса, машиностроения — инвестируют в обновление и техническую реконструкцию основных фондов около 1,5 млрд. грн., потери от уменьшения сумм средств, которые относятся на валовые расходы, составляют сотни миллионов гривен.

Сегодня государственные недоработки в сфере амортизационной политики остро проявляются во всех отраслях промышленности. По словам Сергея Прохорова, там, где основные фонды дорогие, вопрос амортизации стоит острее всего. Это в первую очередь металлургия, авиастроение, железнодорожный транспорт. Достоверный факт — почти в любом железнодорожном депо стоят дореволюционные станки. А это уже не амортизационная — техногенная проблема.

Болезненна тема амортизации и для отрасли информационно-коммуникационных сетей, компьютерных технологий, где оборудование стареет уже через год после введения в эксплуатацию. Если его вовремя не заменять — тяжело говорить о конкурентоспособности отрасли. Низкий уровень производства, обусловленный, в первую очередь, жестким госконтролем в сфере амортизационной политики, отсутствием поддержки субъектов предпринимательской деятельности, несоответствием бухгалтерского и налогового законодательства, — все это не стимулирует нынешние предприятия к осуществлению быстрых и масштабных реконструкций предприятий.

УСПП считает, что первоочередной мерой должно стать изменение налогового законодательства в части устранения дискриминации амортизации основных средств, которые были изготовлены до 1 января 2004 года. Необходимо ограничить отнесение средств, которые направляются на ремонт объектов первой группы основных средств, к валовым расходам лишь в размере 10% стоимости объекта.

Украинский союз промышленников и предпринимателей, Федерация работодателей Украины настаивают на безотлагательном изменении государственной амортизационной политики. Деловые круги не напрасно бьют тревогу именно сейчас — практически каждый год в ходе подготовки бюджета делаются попытки сбалансировать финансовые потоки путем изменения законодательных норм об амортизации. Естественно, в сторону ограничения стимулов. Не является исключением и проект бюджета-2006.

Однако украинские предприниматели не теряют надежды. Более 40 директоров предприятий подписали обращение на имя президента страны о необходимости немедленной модернизации производства. УСПП и ФРУ разработали законопроект о совершенствовании амортизационной политики, который вскоре будет направлен в Верховную Раду Украины. Проблемы амортизационной политики должны быть сдвинуты с мертвой точки.

Справка

По данным Госкомстата, на начало 2004 года уровень износа основных средств составлял 48%. Наиболее изношено оборудование в сфере производства и распределения электроэнергии и газа — 62,0%, обрабатывающей промышленности — 55,9%, строительства — 51,0%, сельского хозяйства — 50,4%. В тяжелой индустрии износ основных средств составляет 70-80%

Мнение практика

Ситуацию в сфере телекоммуникаций комментирует президент ООО "Адамант" Иван Петухов:

— Главная проблема заключается в том, что в нашей стране не создан такой климат, при котором ускоренными темпами развивались бы информационные технологии. Нет и понимания, что от информационных технологий зависит не только сфера связи или производства программных продуктов, но и развитие всего народного хозяйства страны.

Что необходимо сделать? Компаниям, работающим в этой сфере, должна быть дана возможность быстрыми темпами развиваться, чтобы интегрироваться в европейское сообщество. Интеграционный процесс должен быть подкреплен законодательно. Одна из его составляющих — амортизационная политика. На сегодняшний день она, к сожалению, не направлена на то, чтобы компьютеры, коммуникационное оборудование, которые быстро устаревают, так же быстро обновлялись.

С 31 марта 2005 года вступили в силу изменения к Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий". Согласно этому документу, в 2005 году к составу валовых расходов предприятие может отнести стоимость ремонта (модернизации) 1 группы основных средств в размере 10% балансовой стоимости каждого объекта. Если балансовая стоимость 1 группы 300 тыс. грн., а модернизации подлежит один объект стоимостью 30 тыс. грн., то в состав валовых расходов предприятия в отчетном году можно отнести стоимость ремонта только на сумму 3 тыс. грн. Если необходимости в ремонте остальных объектов группы 1 не возникло, то вместо 30 тыс. грн. (300 тыс. грн.*10%) предприятие отнесет к валовым расходам только 3 тыс., а на остальную сумму ремонта этого объекта будет вынужден увеличить его балансовую стоимость и амортизировать, пока стоимость этого объекта не достигнет 1700 грн. Таким образом, 27 тыс. грн. не будет использовано в качестве валовых расходов, эта сумма подпадает под налогообложение в размере 25%, и предприятие недосчитается 7,5 тыс. грн.

В связи с этим очевидна необходимость оставить п. 8.7.1 Закона о налогообложении прибыли как минимум в его предыдущей редакции, то есть относить к валовым расходам затраты на улучшение основных средств в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств по состоянию на начало такого отчетного периода. А для предприятий, оказывающих услуги в области телекоммуникаций, — до 20%.