НБУ курс:

USD

41,58

--0,01

EUR

43,90

+0,04

Наличный курс:

USD

41,81

41,75

EUR

44,40

44,22

Атомный долгострой

За полгода, прошедших со времени отказа Украины от кредита ЕБРР на достройку Хмельницкой и Ровненской АЭС, официальный Киев так и не смог определиться по двум наиболее спорным моментам — стоимости проекта и тарифу "Энергоатома". Пока чиновники пытаются ре
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

За полгода, прошедших со времени отказа Украины от кредита ЕБРР на достройку Хмельницкой и Ровненской АЭС, официальный Киев так и не смог определиться по двум наиболее спорным моментам — стоимости проекта и тарифу "Энергоатома". Пока чиновники пытаются решить эти вопросы, страна теряет не только время, но и миллионы гривен, потраченных на поддержание рабочего состояния строительных площадок на ХАЭС и РАЭС

Определиться с источниками финансирования достройки энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС Украина обещала уже несколько раз. Последняя "точка отсчета" — недавний саммит "большой восьмерки" в Канаде, на котором Украина должна была поставить вопрос о выполнении ведущими странами мира обязательств по достройке компенсирующих мощностей. Однако в ходе саммита, согласно официальной информации, эта проблема так и не обсуждалась.

Туманное будущее и относительно предоставления кредита Европейским банком реконструкции и развития. Вопрос "завис в воздухе" после того, как в декабре прошлого года украинская сторона заявила о неприемлемости условий, предложенных банком по данному проекту. Двусторонняя рабочая группа во главе с первым вице-премьером Украины Олегом Дубиной, созданная с целью согласования и изменения условий предоставления кредита, завершила свою работу в Лондоне, однако выводы так и не огласила. ЕБРР заявляет о готовности предоставить деньги для достройки АЭС, однако Украина, по словам вице-президента ЕБРР Йохима Янке, не обращалась к банку относительно дальнейших действий по предоставлению кредита.

Схожая ситуация сложилась и с участием в проекте российских инвесторов — даже если принять во внимание соглашение о выделении РФ $44 млн. товарного кредита, подписанное Анатолием Кинахом и его российским коллегой Михаилом Касьяновым на встрече в Харькове 21 июня. Ведь данный кредит меньше суммы, которую планировала выделить Россия (в декабре прошлого года М. Касьянов заявлял, что на реализацию проекта достройки украинских АЭС в 2002 г. планируется выделить $60 млн.), и не в состоянии полностью обеспечить финансовые потребности Украины для достройки двух АЭС. Впрочем, российская сторона также заявила о готовности в дальнейшем продолжить кредитование Украины для завершения строительства энергоблоков.

Инвесторам, как европейским, так и российским, спешить особо некуда. Для ЕБРР проект достройки АЭС не сулит особых прибылей, тем более при нынешнем уровне тарифов и отчислений по оплате электроэнергии, производимой атомными электростанциями. И ожидать от банка активности до решения этих спорных вопросов явно не приходится. Россияне же, вне зависимости от источника финансирования, будут играть в проекте отнюдь не последнюю роль, поскольку Украина не сможет обойтись ни без российских технологий и специалистов, ни без поставок российского ядерного топлива на энергоблоки РАЭС и ХАЭС, стоимость которого составляет около $100 млн.

Для Украины медлительность в решении проблемы достройки энергоблоков АЭС выливается не только в потерю времени, но и приводит ко вполне ощутимым финансовым убыткам. С февраля 2002 г. "Энергоатому" на достройку энергоблоков АЭС ежедневно (в расчетные дни) в приоритетном порядке из средств энергорынка выделяется 1,2 млн. грн. в счет погашения задолженности по оплате за произведенную электроэнергию. Этих средств хватает преимущественно на поддержание в рабочем состоянии оборудования и строительных площадок на энергоблоках. Таким образом, только за нынешний год реконструкция ХАЭС и РАЭС "съела" около 130 млн. грн.

Сколько стоит достройка

Как известно, европейские специалисты ранее оценивали стоимость проекта по достройке украинских АЭС в $1,48 млрд. После проведения второго раунда переговоров между Украиной и ЕБРР в апреле этого года, по словам премьера Анатолия Кинаха, проект несколько "подешевел". Правда, какой конкретно "скидки" удалось добиться украинской стороне, премьер так и не уточнил.

Российские специалисты оценивают достройку в значительно меньшую сумму — $400-700 млн. После окончания строительства энергоблоков Россия будет обеспечена на 40 лет (срок эксплуатации АЭС) постоянными заказами на оборудование и топливо, которые оцениваются в те же $1,5 млрд. При этом особенная ценность Украины как покупателя ядерного топлива заключается в том, что она, в отличие от многих других стран СНГ, за него исправно платит.

Украинская сторона вывести собственное "среднее арифметическое" по стоимости достройки пока не удосужилась. На данном этапе, по словам вице-президента "Энергоатома" Николая Фридмана, на согласовании в Минэкономики находится техническое обоснование по расчетам стоимости достройки блоков, подготовленное специалистами НАЭК. После того, как все вопросы между ведомствами будут решены, Кабмин выдаст распоряжение, в котором будет зафиксирована окончательная стоимость проекта.

Однако ключевым моментом в вопросе, как будут достраиваться энергоблоки, является даже не стоимость проекта, а тариф "Энергоатома" — цена, по которой будет продаваться электроэнергия, произведенная на АЭС. Именно эта проблема, решение которой непосредственно повлияет не только на доходы атомщиков, но и других энергокомпаний, обсуждается сейчас в коридорах власти.

Угольно-атомное противостояние

По данным Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, в 2001 г. средняя цена продажи электроэнергии, произведенной АЭС, составляла 8,46 коп. за 1 кВт-ч. Однако если учитывать прошлогодний уровень денежной оплаты в 70,5%, то реально атомщики получили за произведенную электроэнергию около 4,84 коп. за кВт-ч, а за январь-февраль текущего года — 5 коп. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению НКРЭ, может стать понижение размера тарифа, в результате которого потребители будут охотнее оплачивать электроэнергию, от чего выиграет и "Энергоатом".

У атомщиков другое мнение. На сегодня цена "атомной" электроэнергии составляет 7,45 коп. за 1 кВт-ч (действует с 1 июня текущего года). Этот тариф, по мнению "Энергоатома", является полностью обоснованным и не требует корректировки. Тогда как НКРЭ предлагает установить тариф в размере 6,9 коп. за 1 кВт-ч, (базовый тариф 4,95 коп. плюс целевые надбавки на достройку Запорожской, Хмельницкой, Ровненской АЭС и Ташлыкской ГАЭС). В данном случае, по мнению членов Нацкомиссии, денежное наполнение тарифа составит 6,21 коп. за 1 кВт-ч (при планируемой денежной оплате на уровне 90%).

Еще более радикально настроено Минтопэнерго и Совет энергорынка, настаивающие на понижении тарифа для "Энергоатома" до 6,818 коп. за 1 кВт-ч. Как сообщил начальник управления Минтопэнерго Николай Рачин, при такой цене электроэнергии и ее 100%-й оплате "Энергоатом", как и планировалось, в текущем году получит в оплату своей продукции 4,982 млрд. грн. Однако реальность этого варианта вызывает сомнения, особенно если проанализировать тенденции распределения денежных средств энергорынка в этом году. С начала 2002 г. атомщики получают 60-65% средств за выработанную электроэнергию. Тогда как для тепловых энергогенерирующих компаний этот показатель составляет 96-105%. Налицо перераспределение денег атомной энергетики в пользу других видов генерации. Что, к слову, выгодно не только самим ТЭС, но и угольщикам, поскольку значительная часть средств, полученных тепловиками, автоматически перекочевывает на их счета в качестве оплаты за поставки угля. Ставки в "тарифном споре" настолько велики, что, по неофициальной информации, именно неуступчивость по данному вопросу стала одной из причин отставки бывшего президента НАЭК Юрия Недашковского. Кстати, нынешний руководитель атомного ведомства Сергей Тулуб, несмотря на свое "угольное" прошлое, выступает против снижения цены электроэнергии для "Энергоатома", сомневаясь в позитивных результатах этого шага. С. Тулуб также подчеркивает, что по вопросу достройки АЭС Украина не сможет обойтись без привлечения внешних инвесторов.

Подождем до ноября

"Поставить точку" по обоим спорным вопросам — стоимости проекта и цене электроэнергии для "Энергоатома" — руководство отрасли обещает уже в ближайшее время. Однако даже в случае позитивного их решения вряд ли можно ожидать принятия каких-либо решений по достройке раньше осени. Руководство ЕБРР последний раз рассматривало вопрос достройки украинских АЭС в мае, на ежегодном собрании директоров банка в Бухаресте. По итогам собрания члены украинской делегации заявили, что ЕБРР вновь отложил предоставление Украине кредитных средств для реализации проекта в размере $215 млн. (причина — нерешенность "тарифного" вопроса). Предполагается, что переговоры по кредитованию проекта завершения строительства энергоблоков РАЭС-4/ХАЭС-2 продолжатся в ноябре 2002 г.

В свою очередь, россияне свое слово по вопросу достройки уже сказали, подписав соглашение о выделении кредита в размере $44 млн. И хотя зачастую стратегические решения между Украиной и Россией принимаются с ошеломляющей оперативностью, ожидать дополнительных соглашений по кредитованию строительства АЭС вряд ли стоит. По крайней мере, в ближайшее время. Хотя бы потому, что у двух стран полно нерешенных вопросов и в других сферах энергетического сотрудничества. Остается уповать, что Украина сможет эффективно использовать это время и, наконец, предоставит внешним инвесторам приемлемый вариант сотрудничества. Тем более, что "счетчик" уже включен — каждый месяц "подвешенности" по вопросу достройки обходится Украине в $4,5 млн., необходимых для поддержания рабочего состояния строительных площадок.

"Кредитная история" достройки энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС

Первоначальная стоимость проекта по достройке энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС, заявленная европейскими инвесторами, оценивалась в $1,48 млрд. На финансирование достройки, кроме кредита ЕБРР, планировалось также поступление $350 млн. от экспертно-кредитных агентств США, Англии, Франции и ряда стран Европы; $105 млн. — от России и $600 млн. — от "Евроатома". В конце декабря 2000 г. Европейская Комиссия одобрила решение о предоставлении Украине через консорциум "Евроатом" кредита в размере, эквивалентном $585 млн., для завершения строительства энергоблоков ХАЭС-2 и РАЭС-4. Кредит предполагалось предоставить на 20 лет под 5% годовых.

Осенью 2000 г. совет директоров ЕБРР принял решение о выделении кредита в размере $215 млн. на завершение строительства энергоблоков РАЭС-4 и ХАЭС-2, однако в начале декабря 2001 г. выделение кредита было отложено. Причина — обращение украинского правительства о неприемлемости условий кредита.

Выделить деньги на достройку АЭС неоднократно обещала и Россия. В частности, в марте 2002 г. предполагаемая сумма кредита оценивалась в $500 млн., из которых $150 млн. — товарный кредит в виде оборудования. Однако впоследствии эта цифра была значительно уменьшена — 21 июня премьер-министры Украины и России Анатолий Кинах и Михаил Касьянов достигли договоренности о том, что Москва предоставит Киеву технический кредит в размере $44 млн. Кредит предоставляется сроком на 6 лет по ставке Libor + 1% с 3-летним льготным периодом. Кредит будет погашаться полугодовыми платежами 15 января и 15 июля каждого года. Договоренность предусматривает поставку оборудования и запчастей из России в течение 2002-2004 гг. Российская сторона также заявила о готовности в дальнейшем продолжить кредитование Украины для завершения строительства энергоблоков.

Возможные варианты достройки энергоблоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС

Источники финансирования

Преимущества

Недостатки

Препятствия в реализации данного варианта

Достройка блоков будет осуществляться за собственные средства "Энергоатома", а также за счет средств, поступающих от целевой надбавки

Отсутствие финансовой и политической зависимости от России и ЕБРР

Осуществление достройки потребует более длительного периода (около 3 лет); рост оптовой цены на электроэнергию за счет введения целевой надбавки к тарифу "Энергоатома"

Нерешенность вопроса по целевой надбавке на достройку в тарифе "Энергоатома"

Достройка одного из двух блоков (на сумму $240 млн.) за счет средств целевой надбавки, а второго — за счет привлечения кредитных средств ЕБРР или России

Уменьшение (диверсификация) зависимости от внешнего инвестора; возможность экспорта технологий; сравнительно короткие сроки (около 1,5-2 года)

Рост оптовой цены электроэнергии за счет введения целевой надбавки к тарифу "Энергоатома". Необходимость внешних выплат обязательств по кредитам.

Нерешенность вопроса по целевой надбавке на достройку в тарифе "Энергоатома", рост оптовой цены электроэнергии

Достройка двух энергоблоков проводится за счет кредитных средств, предоставляемых ЕБРР

Энергоблоки будут возводиться по самым современным технологиям с полной программой модернизации и будут отвечать европейским уровням безопасности для АЭС. Короткие сроки строительства. Повышение политического статуса Украины в Европе

Высокая стоимость проекта

Нерешенность вопроса по тарифу на электроэнергию для АЭС

Достройка двух энергоблоков проводится за счет кредитных средств, предоставляемых Россией

Более низкая, по сравнению с ЕБРР, стоимость проекта; большой опыт российских специалистов по эксплуатации данных энергоблоков

Усиление энергетической и политической зависимости от России; менее жесткие стандарты безопасности, предъявляемые к материалам, оборудованию и эксплуатации, чем у ЕБРР

Разногласия по поводу формы предоставления кредита. Россияне настаивают на товарном кредите. Украина, заинтересованная в загрузке собственных предприятий, — на денежном кредите