Авиатор со шведским акцентом

Saab олицетворяет слияние неба и земли. Ведь изначально компания основывалась отнюдь не как автомобильный бизнес, а как фирма для выпуска военных самолетов. И не беда, что лицо компании сегодня — не многотонные летающие аппараты, а автомобили. Выветрить "
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Saab олицетворяет слияние неба и земли. Ведь изначально компания основывалась отнюдь не как автомобильный бизнес, а как фирма для выпуска военных самолетов. И не беда, что лицо компании сегодня — не многотонные летающие аппараты, а автомобили. Выветрить "авиационный дух" из Saab не смог даже всемирный унификатор — американский концерн General Motors, который приобрел компанию несколько лет назад. Шведы сохранили верность своему фирменному стилю, именно поэтому надпись FASTEN над консолью Saab 9-5 Aero воспринимается не как надоедливое напоминание о необходимости пристегнуть ремень безопасности, а как приказ для выполнения пилоту истребителя

Фирменный авиационный шарм — главная составляющая имиджа шведского автомобильного бренда. С точки зрения маркетинга ход весьма удачный. Особенно в период всеобщей автомобильной унификации — использования единой платформы и комплектующих в производстве совершенно разных по стилю и восприятию автомобилей, к примеру Opel и Saab, Skoda и Audi. Для транснациональных автомобильных концернов выгода очевидна: можно серьезно экономить на издержках при разработке и производстве машин. Однако для потребителя важен другой фактор — сохранение неповторимого индивидуального стиля, присущего той или иной марке.

К чести шведов, с этой задачей они справляются весьма успешно: несмотря на то, что в технических решениях степень схожести с тем же Opel весьма высока, Saab сложно спутать с какой-либо другой машиной. И если первый свой козырь — яркий индивидуальный дизайн плюс высокое качество сборки и дорогие материалы салона — он открывает уже при первой встрече, то второй — знаменитый саабовский турбированный двигатель — требует более длительного знакомства. Мы решили не мелочиться. Разложить на составляющие шарм "самолета на четырех колесах" лучше всего на самой дорогой и технически совершенной его версии — Saab 9-5 Aero.

Коронованный лев

...на фирменном шильдике Saab до сих пор живет и неплохо себя чувствует. Автомобиль, разработанный более семи лет назад, до сих пор выглядит на удивление современно и динамично. Умеренный консерватизм. Непреходящие ценности. Вне влияния моды. Список аналогичных ассоциаций можно продолжать долго. Стремительные линии и выразительный силуэт Saab 9-5 Aero не вызывают никаких сомнений: перед тобой не просто седан бизнес-класса, он способен на большее. И вроде никаких нарочито спортивных элементов — громадных антикрыльев, воздухозаборников или увеличенных колесных арок — нет и в помине. Однако каждая дополнительная "морщина" и деталь на кузове только подчеркивают целостность дизайна машины.

Неординарность авто находит и неординарного покупателя. Мысленно портрет человека, который ездит на Saab 9-5 Aero, угадать не очень сложно. Эти люди прежде всего индивидуалисты, почитатели классики и мечтатели. Они не гонятся за последними автомобильными новшествами, а придерживаются некоего автомобильного консерватизма. Причем к возрасту это не имеет никакого отношения.

Saab относится к числу тех вещей, которые либо нравятся, либо нет. Без опосредованных оценок. Одни влюбляются сразу — за грациозность, оригинальность и неповторимость. У других машина вызывает стойкую антипатию — мол, автомобиль как автомобиль.

Я попал в первую категорию. Окончательно и бесповоротно после того, как открыл солидную тяжелую дверь Saab 9-5 и уселся в шикарном кожаном кресле. Назвать их сиденьями как-то даже язык не поворачивается. Вентилируемые спортивные кресла обтянуты перфорированной кожей, обеспечивают уверенную боковую поддержку и весьма комфортны в длительных путешествиях — 6-часовой активный тест-драйв не вызвал никакой усталости в спине или пояснице. А "активные" подголовники не только уберегают от травм шейных позвонков при ДТП, но и весьма удобны в ежедневном пользовании.

Панель приборов и передняя консоль слегка развернуты к водителю, недвусмысленно давая понять, "кто здесь главный". Нет, пассажиров скандинавские конструкторы вниманием не обделили — к их услугам и большой запас места для ног, и дефлекторы системы климат-контроля для быстрого обогрева салона. Да и широкий подлокотник на заднем сиденье, скрывающий под своей крышкой пластиковый столик величиной почти с лист бумаги формата А4, может оказаться очень кстати. Однако главное действующее лицо в Saab 9-5 Aero — несомненно, водитель. Концепцию Driving Car — удовольствие от вождения, оказывается, чтут не только баварские конструкторы из BMW, но и скандинавы из Saab.

Попав в салон, трудно не отметить и высочайшее качество сборки и материалов обивки. Пластмассы по минимуму, ее заменяет кожа. Поначалу серьезно смущает обилие различных кнопок и регулировок. С точки зрения эргономики и удобства — сомнительное решение. Зато с точки зрения имиджа — наверное, в кокпите самолета-истребителя кнопок все-таки побольше. По крайней мере, штуки на четыре-пять… А если говорить серьезно, бывалые "саабисты" говорят, что всего через несколько недель эксплуатации отыскать кнопку и задействовать нужную функцию можно с закрытыми глазами, тогда как в алгоритмах управления новомодными джойстиками и иных хитроумных приспособлениях хозяева других автомобилей вообще предпочитают не разбираться. Так что это — скорее дело вкуса, нежели недостаток Saab.

Вообще понятие "дело вкуса" — одно из основополагающих в восприятии автомобиля. Показательный пример — рулевое колесо. Я, к примеру, до недавнего времени был твердо уверен в том, что в машинах со спортивным характером руль должен быть небольшой и компактный. И поэтому большая "троллейбусная" баранка (если так можно назвать шикарный кожаный руль) поначалу вызвала недоумение. Однако уже через несколько минут управления оценил ее удобство, особенно отчетливые выступы под большой палец. Мелочь, однако в скоростном режиме езды весьма удобная.

Подобных "невидимых" помощников "на борту" 9-5-го — более чем достаточно. Например, автоматический датчик дождя, система помощи при парковке, автоматическая система климат-контроля, круиз-контроль, двойные солнцезащитные козырьки, функция памяти, позволяющая запоминать до трех индивидуальных настроек передних сидений и зеркал заднего вида, и еще множество жизненно необходимых вещей.

После изучения всех технических деталей я решил, наконец, приступить к активной части тест-драйва. Однако все оказалось не так просто. Оказывается, ключ зажигания в Saab 9-5 расположен не справа и не слева от руля, а аккурат возле рычага ручного тормоза между сидениями. Как не крути, опять же дело вкуса.

На взлет

Вне всяких сомнений, главная "авиационная" составляющая Saab скрывается под капотом, тем более — нам в руки попала топ-версия 9-5-го. Силовой агрегат с турбонадувом развивает мощность 250 л. с., и крутящий момент 350 Нм, плюс еще дополнительное увеличение крутящего момента до 370 Нм, досталось за счет механической коробки передач. Уже один звук двигателя говорил о многом: он напоминает скорее звук турбины, а не мотора легкового автомобиля.

В процессе движения я четко ощутил инстинктивное поведение скандинавского гостя. Автомобиль отменно реагирует на педаль газа и тормоза, превращая управление в приятное времяпрепровождение. Мощный и эластичный к раскручиванию мотор позволяет осуществлять обгоны, особо не задумываясь, какая передача включена. К примеру, третья передача позволяет уверенно разгоняться в диапазоне скорости 50-100 км/час и оптимально подходит для движения в городской сутолоке. На трассе Saab вполне комфортно чувствует себя на четвертой — 140 км/час машина едет уже на 4 тыс. оборотов. Увы, испытать, как авто управляется на более высоких скоростях, не представилось возможным. Лимит скорости зимних покрышек был ограничен 160 км/час, и любое превышение тут же давало о себе знать назойливым писком.

Впрочем, и на этой, весьма высокой как для зимнего периода, скорости Saab вел себя молодцом, уверенно рисовал повороты благодаря электронному вмешательству систем ABS (антиблокировочной тормозной системы), ESP (электронной системы динамической стабилизации) и EBD (системы распределения тормозных сил), четко реагировал на движения руля и акселератора и исправлял все мои погрешности. Именно скоростные дороги и автобаны являются истинной стихией Saab 9-5 Aero, именно тут машина показывает весь потенциал прекрасного турбированного двигателя.

Особенно приятно ездить на Saab в темное время суток. Специальная функция NIGHТ PANEL отключает подсветку всех приборов, кроме самого важного — спидометра. Если произойдет что-то, требующее внимания водителя (к примеру, израсходуется бензин или резко повысится температура охлаждающей жидкости в двигателе), соответствующий индикатор высветится автоматически. На длительных расстояниях в ночное время это позволяет не отвлекаться на инородный свет в салоне и на 100% сосредоточиться на дороге. Добавьте к этому хорошую шумоизоляцию салона и аудиосистему (в салоне размещено 9 колонок) — путешествовать в компании Saab одно удовольствие.

Впрочем, украинским "путям-дорожкам" по качеству покрытия до автобанов пока далеко. По-спортивному жесткая подвеска четко информирует водителя обо всех стыках, ямках и выбоинах. Искусство, как известно, требует жертв, и искусство хорошего вождения не исключение. Однако на отдельных участках дорог с зимней наледью и бугорками скатанного льда и снега эти жертвы казались слишком ощутимыми. А еще выяснилось, что в Saab весьма нелишним окажется второй пилот или штурман. Ведь все показатели бортового компьютера (температура воздуха, расход топлива, ресурс хода и др.) выводятся не на панель приборов, а на специальный дисплей на консоли. Учитывая темпераментный характер машины, водителю лучше не отвлекаться от дороги на считывание этих показателей, а доверить это пассажирам.

Вот чего я действительно не ожидал от Saab, так это того, что машина, произведенная в суровой Скандинавии, может спасовать перед украинской зимой. Вернее, перед ее автодорожной спецификой в виде снежной колеи и других "прелестей". Заехав на "пит-стоп" для очередной фотосъемки по укатанной снежной дороге, машина нижней частью переднего бампера тут же воткнулась в снег. Конечно, я знал о небольшом просвете между бампером и дорогой, но все оказалось гораздо масштабнее. Скрип и треск вынудили меня сдавать назад, хорошо еще, что я ехал спокойно. С саабовским бампером нужно быть предельно осторожным и лучше не ловить "снежные подарки" на дороге, например, часто отпадающие с грузовиков и автобусов снежно-ледяные глыбы. Возможность того, что вы как минимум повредите бампер, очень высока. Я уже молчу о бордюрах, порогах и прочих коварных местах, наткнувшись на которые, можно и вовсе остаться без бампера.

Стоимость и обслуживание

Стоимость нашей версии Saab 9-5 Aero с 2,5-литровым двигателем и механической коробкой передач составляет примерно 44 тыс. евро. Аналогичная версия с "автоматом" обойдется примерно на 1,5 тыс. евро дороже. На украинском рынке гамма представленных Saab 9-5 достаточно широка. Кроме флагманской версии Aero, можно также приобрести версии попроще: Linear (базовая), Arc (более комфортная обивка салона) или Vector (спортивный вариант) с широким выбором силовых агрегатов, с автоматической или механической коробкой передач.

Достаточно практичным можно считать Saab в отношении нашего топлива. Говорят, что при создании автомобиля шведские инженеры проводили специальные проверки топлива в некоторых странах. В том числе и на просторах СНГ. Поэтому первое ТО для 9-5 Aero осуществляется через 15 тыс. км пробега. Но специалисты советуют делать дополнительный осмотр машины после 2-х тыс. пробега.

P.S. "Саабовцы" не намерены останавливаться на достигнутом и расширяют свой модельный ряд. Поклонникам марки 2005-2006 гг. принесут много сюрпризов. В Женеву на смотрины Saab привез не только долгожданный хэтчбек-универсал 9-3 Sport Kombi, но и мощный V6 9-3 Aero. Новый турбированный двигатель V6 австралийского производства объемом 2,8 литра характеризуется высокой мощностью — 227 л. с. Этот агрегат будет стоять на нескольких версиях Aero — седане Sport, хэтчбеке-универсале Kombi и кабриолете. Модели с новым двигателем V6 будут отличаться специальным логотипом и двумя выхлопными трубами сзади. Помимо этого, у них будет слегка модифицирована подвеска. Подобные усовершенствования не коснутся модельного ряда 9-5. Компания собирается обновить эти модели ближе к лету, а результат привезти на автосалон во Франкфурте в сентябре. Переделки коснутся дизайна передней и задней части и салона, а двери, крышу и окна обещают оставить прежними.

Кроме того, еще одна новинка появится в совсем ином сегменте — внедорожном. Saab 9-6X разработан на базе Subaru B9X Tribeca. В Америке 9-6Х появится в продаже либо в конце этого года, либо в самом начале 2006-го. А осенью того же года на конвейер одного из американских заводов GM встанет флагманский Saab 9-8, который, предположительно, будет клоном спортивного седана марки Pontiac.

Выражаем благодарность Торговому дому "Стар Авто" за предоставленный для тест-драйва автомобиль и за сотрудничество

Технические характеристики Saab 9-5

Габаритные размеры

Длина, мм

4827

Ширина, мм

2042

Высота, мм

1475

Колесная база, мм

2703

Двигатель

Тип

2.0t

2.3t

2.3T

2.3 Aero

Рабочий объем, куб.см. (мощность)

1985

(150л.с.)

2290

(185л.с)

2290

(220 л.с.)

2290

(250 л.с.)

Крутящий момент, Нм

240

280

280

350**/370*

Динамика

Разгон до 100 км/час, сек.

9.8*/11.6**

8.3*/9.5**

7.8*/8.7**

6.9*/8.2**

Макс. скорость, км/час

215*/210**

230*/225**

235*/230**

250*/250**

Расход топлива

Городской цикл, л./100 км.

12,8*/15,1**

13,0*/15,1**

12,8*/14,8**

12,9*/15,3**

Загородный цикл

л./100 км.

7,0*/7,9**

6,8*/7,6**

6,6*/7,2**

6,7*/7,1**

Стоимость***, тыс. евро

33,8-37,8

35,7-39,8

36,7- 40,8

40,1-41,5

*с механической коробкой передач

** с автоматической коробкой передач

*** в зависимости от комплектации и типа трансмиссии