- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Автогиганты мечтают о стабильности
Мировая автопромышленность в прошлом году так и не смогла преодолеть затяжной кризис перепроизводства. Продажи автомобилей на ключевых рынках Западной Европы и Северной Америки продолжали сокращаться, что не замедлило сказаться и на прибылях ведущих автопроизводителей. Компании осторожны в комментариях по поводу развития авторынка в нынешнем году, связывая свои надежды в первую очередь со стабилизацией общеэкономической ситуации в ЕС и США
Большинство аналитиков объясняют спад продаж новых автомобилей общей стагнацией в экономике США и Европы, что, прежде всего, сказывается на продажах товаров длительного пользования. В этих условиях операторы рынка вынуждены привлекать покупателя дополнительными льготами, что наравне с ростом объемов продаж сказывается на доходах автопроизводителей. Им также приходится вести конкурентную борьбу с иностранными производителями.
"Эти месяцы — самые драматические из всех, виденных мною за годы работы в автомобильном бизнесе. Очень трудно конкурировать, когда все поощряют покупателя", — сказал Джон Спун, директор по продажам в Северной Америке компании Nissan Motor Co. Ltd. Однако в целом политика активного стимулирования покупателя принесла свои плоды, и 2002 год на фоне кризиса продаж автомобилей за последнее время выглядит вполне обнадеживающе. В частности, в США, несмотря на экономический спад в стране, продажи составили 16,81 млн. автомобилей за весь 2002 год, что незначительно уступает 17,18 млн. в 2001 году.
В Европе в прошлом году было продано 14,39 млн. автомобилей, и на большинстве рынков (за исключением Англии) наблюдалось общее падение объемов продаж. Впрочем, финансовые результаты деятельности ведущих европейских производителей не выглядят очень удручающими.
Лидером по объемам продаж автомобилей в Европе по-прежнему является немецкий концерн Volkswagen. За прошлый год Volkswagen Group, в которую входят марки Audi, Seat и Љkoda, сумела реализовать на территории европейских стран наибольшее число автомобилей, опередив таких гигантов, как Peugeot Citroen, Ford, GM, Renault и Fiat. Особенно успешным для VW оказался четвертый квартал прошлого года. Рост продаж автомобилей в странах Западной Европы в декабре, составивший 12%, стал рекордным в прошедшем году. Продажи также выросли в Китае, втором по величине рынке сбыта компании. Однако в целом за год чистая прибыль Volkswagen снизилась на 11% — до 2,6 млрд. евро.
Неплохого прироста объемов продаж удалось достичь и еще одному немецкому производителю — BMW. Всего за 2002 год потребителям было поставлено более 1 млн. автомобилей ВМW и Міni, в результате прибыль компании должна увеличиться почти на 10% (в прошлом году прибыль ВМW AG составила $1,64 млрд.). Не отставали и французские автопроизводители. В частности, чистая прибыль компании Renault достигла рекордного уровня и составила около 1,95 млрд. евро. Хотя во многих случаях ведущим мировым производителям удавалось добиться неплохих финансовых результатов не благодаря производственным показателям, а другими методами — оптимизацией финансовых потоков, уменьшением затратных статей и др., опасаясь резкого падения курсовой стоимости своих акций.
Не спешило поддерживать ведущих производителей и государство. Например, правительство Германии отказалось поддерживать компанию Merсedes в ее попытках избежать сокращения рабочих мест. Правительство Италии напрямую отказалось спасти тонущий FIAT, хотя резервы бюджета этой страны в принципе это сделать позволяют, и ограничилось ролью арбитра в переговорах руководства концерна с кредиторами и профсоюзами. Что касается Малайзии, Индонезии и ряда других стран, которые пытались поддержать свой автопром в основном с помощью таможенных мер, то они еще в конце 90-х столкнулись с огромным перепроизводством и нежеланием потребителей покупать дешевую, но некачественную продукцию. А Китай, установив поначалу высокие барьеры для ввоза иномарок, их неуклонно снижает, в результате чего автоимпорт в эту страну в прошлом году уже вырос вдвое.
Грузовые автомобили
Не особо обнадеживающе выглядела ситуация и в секторе грузовых автомобилей. Так, в сегменте тяжелых грузовых автомобилей (полной массой свыше 6 т) после подъема 1999-2001 года наблюдается спад. По оценке лидера европейского рынка грузовиков — международной группы Daimler-Chrysler, в 2002 году продажи этих автомобилей в Западной Европе сократятся на 10% по сравнению с 2001 годом и составят 293 тыс. шт. Автотранспортные компании, которые в предыдущие годы инвестировали значительные средства в обновление парков машин, урезали свои заказы. Причины падения рынка во многом сходны с легковым сегментом — замедление экономического роста в Европе и возможный рост цен на топливо.
Но даже при неблагоприятном сценарии развития рынка ведущие производители не жалеют средств на модернизацию своих автомобилей. Группа DaimlerChrysler, несмотря на снижение продаж в первом полугодии 2002 г. на 4%, подтвердила свое намерение инвестировать ежегодно 1 млрд.евро. При этом ценовая политика ведущих производителей направлена, прежде всего, на получение прибыли, а не на наращивание объемов. В связи с этим она осуществила глубокую реструктуризацию своего североамериканского филиала Freightliner и рассматривает возможность оказания финансовой помощи японской компании Fuso, 37,3% акций которой принадлежит ей.
В этих условиях существенно возрастает внимание ведущих производителей и к региональным рынкам, которые раньше не играли для компаний приоритетной роли. В том числе и для стран Восточной Европы, основу подвижного состава которой составляют устаревшие модели производства стран СНГ. Рынок новых импортных грузовых автомобилей существенно увеличивается. В частности, в Россию в прошлом году было импортировано более 1800 новых грузовиков, львиная доля которых пришлась на шведские машины Scania и Volvo (620 и 430 автомобилей).