Автопрому нужны длинные деньги

Принадлежащая ЗАО "Укрпроминвест" Корпорация "Богдан" выходит на новый уровень производства и ритейла во всех сегментах автомобильного рынка. В ближайшие несколько лет на эти цели планируется потратить $400 млн. До настоящего времени основными инструмента
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Принадлежащая ЗАО "Укрпроминвест" Корпорация "Богдан" выходит на новый уровень производства и ритейла во всех сегментах автомобильного рынка. В ближайшие несколько лет на эти цели планируется потратить $400 млн. До настоящего времени основными инструментами привлечения средств были допэмиссия, внутренние облигационные займы и вливания от мажоритарных акционеров. Изменение этой тенденции и выход на западный рынок капиталов может существенно укрепить позиции Корпорации в отечественном автопроме

Корпорация "Богдан" является управляющей компанией автомобильного направления группы "Укрпроминвест". В структуре Корпорации 20 предприятий. При этом каждое входящее в нее предприятие имеет равную долю в управлении. Одной из приоритетных задач Корпорации является привлечение длинных финансовых ресурсов. Впрочем, здесь стоит оговориться: Корпорация не занимается хозяйственной деятельностью напрямую, так как за ней не числятся производственные активы, а следовательно, через нее не проходят и финансовые потоки. Одной из прерогатив Корпорации является исключительно выработка стратегии заимствования, которая базируется на общей стратегии развития бизнеса всей группы предприятий, в том числе на "флагманах" Корпорации — Луцком автомобильном заводе и "Черкасском автобусе".

Формирование двух самых крупных "активов" Корпорации началось в 1994-1995 годах, когда было принято решение о приватизации обоих заводов. Первым в 1994 году путем преобразования государственного предприятия "Черкасский авторемонтный завод" в ОАО был создан "Черкасский автобус". Годом позже — Луцкий автомобильный завод. В 2000 году контрольный пакет ЛуАЗа (82,12%) был продан Фондом государственного имущества ЗАО "Укрпроминвест". Но уже два года спустя контроль над предприятием (64,7%) переходит к иностранному инвестору SV Motors Ltd (Великобритания). 8,524% остается за Автомобильной группой "Богдан" (до 2005 года называлась "Промышленно-инвестиционный холдинг "Богдан"), 8,375% — остается за концерном "Укрпроминвест", 8,062% — принадлежит Украинскому автомобильному холдингу.

Вся финансовая стратегия Корпорации выстраивается вокруг инвестиционной программы Луцкого автомобильного завода (ЛуАЗ), подписанной совместно с Кабинетом Министров Украины в феврале текущего года. Данная программа предусматривает инвестиции на сумму 1 837 млн. грн. до 2008 года. Развитие этого предприятия как флагмана концерна "Богдан" является основополагающим для развития иных направлений бизнеса: сети продаж, гарантийного обслуживания, корпоративного пенсионного обеспечения и автомобильного лизинга.

Примечательно, что это уже вторая инвестиционная программа ЛуАЗа, которую правительство поддерживает в рамках Закона "О стимулировании производства автомобилей в Украине". Жизненный путь первой оказался очень коротким — всего 13 дней сентября в 2003 году, после чего президент Украины ветировал программу. Впрочем, нынешняя инвестиционная программа явно прогрессивнее. Она предусматривает для предприятия более разнообразный инструментарий привлечения средств — допэмиссию, внутренние облигационные займы, вливания от мажоритарных акционеров и выпуск евробондов. Последние компания намерена осваивать лишь в следующем году.

Первым шагом Корпорации "Богдан" на финансовом рынке стал выпуск пятилетних корпоративных долговых обязательств ЛуАЗа на сумму 130 млн. грн. Средства от займа, согласно инвестиционному меморандуму, пошли на развитие производственных мощностей, а также на развитие дистрибьюторской сети и маркетинговые исследования. В рамках инвестиционной программы до конца текущего года ЛуАЗ проведет и дополнительную эмиссию на сумму 648 млн. грн. Интересно, что запланированное увеличение акционерного капитала будет производиться путем открытой эмиссии. Кроме того, предусматривается и прямое инвестирование акционерами в размере 165 млн. грн., из которых 41 млн. грн. внесет "Укрпроминвест", 119 млн. грн. — английские партнеры компания SV Motors и 5 млн. грн. — "Схид-Моторс". Но основную часть в реализации инвестиционной программы и развития корпорации, по мнению представителей концерна, должно сыграть реинвестирование прибыли, которая к 2008 году составит 1 020 млн. грн.

Параллельно основной инвестиционной программе Корпорации запускается и достаточно капиталоемкий проект для развития черкасских предприятий — ОАО "Черкасский автобус" и ООО "Богдан-Спецавтотехника" — объемом в $240 млн. Он связан с подписанной с Кабмином программой и предусматривает частичное финансирование заводов за счет привлеченных средств ЛуАЗом. Для чего последние были переведены в разряд активов (производственных площадок) Луцкого предприятия. Недостающие деньги для финансирования данного проекта будут получены путем выпуска евробондов.

Ритейловый сегмент Корпорации сформировался еще до ее создания в январе текущего года. Тогда он назывался промышленно-инвестиционным холдингом "Богдан" и включал почти два десятка компаний по продаже и обслуживанию произведенных и импортированных автомобилей. Сегодня многие из них являются официальными дистрибьюторами известных производителей автомобильных компаний. Что касается финансирования этих предприятий, то оно осуществляется в частном порядке и в небольших объемах (до $10 млн.). Другими словами, Корпорация рассматривает кредитную инициативу каждой отдельной компании, но все финансовые отношения происходят только между ними и банками.

Оптимизация финансовых потоков внутри Корпорации предполагает, среди прочего, использование пенсионных накоплений. О чем свидетельствует созданный корпоративный негосударственный пенсионный фонд. Помимо минимизации налоговых выплат предприятий группы, Корпорации станут доступны длинные и сравнительно недорогие пенсионные деньги, которые можно будет использовать для финансирования проектов с большим (10-15 лет) сроком окупаемости.

Основные этапы формирования кредитной истории Корпорации "Богдан"

Декабрь 1995 г.

Создание ОАО "Луцкий автомобильный завод" с уставным фондом 1,899 трлн. крб. Основными акционерами стали Фонд госимущества Украины (82,12%) и через имущественные сертификаты коллектив завода (18,88%).

Август 1999 г.

Подписание соглашения о сотрудничестве с компанией Isuzu.

Апрель 2000 г.

Фонд госимущества выставляет на продажу принадлежащий ему пакет ОАО "ЛуАЗ". Собственником 82,12% акций становится ЗАО "Укрпроминвест".

Октябрь 2002 г. — апрель 2003 г.

Компания объявляет о втором выпуске акций ОАО "ЛуАЗ" взамен первого на сумму 165 млн. грн. и формировании существующей структуры акционеров: SV Motors Ltd. (64,7%), ООО "Украинский автомобильный холдинг" (8,06%), Автогруппа "Богдан" (8,52%), ЗАО "Укрпроминвест" (8,375%), ООО "Схид-Моторс" (2,7%), ООО "Хюндай Моторс Украина" (2,7%), ООО "Мега Моторс" (2,7%). 2,1% в свободном обращении.

Сентябрь 2003 г.

Подписание инвестиционной программы ЛуАЗа с Кабинетом Министров Украины. Программа предполагала минимальный объем вливаний в размере 150 млн. грн.

Октябрь 2003 г.

Аннулирование президентом Украины инвестиционной программы ЛуАЗа.

Декабрь 2004 г.

Введение моратория на льготы для автомобилестроителей до 2010 года (в рамках закона о госбюджете-2005).

Январь 2005 г.

Создание Корпорации "Богдан". Участниками объединения стали 20 предприятий, входящих в группу "Укрпроминвест".

Январь 2005 г.

Подписание новой инвестиционной программы ЛуАЗа с КМУ на сумму 1,83 млрд. грн. до 2008 года. Финансирование будет осуществляться за счет реинвестированной прибыли — 1 020,67 млн. грн., допэмиссии — 648 млн. грн., внешних инвестиций акционеров — 165 млн. грн. (ЗАО "Укрпроминвест" — 41 млн. грн., SV Motors Ltd — 119 млн. грн., "Схид-Моторс" — 5 млн. грн.). Тем самым уставный фонд увеличится с нынешних 184 до 832 млн. грн.

Февраль 2005 г.

В структуру Луцкого автомобильного завода на основе хозрасчета введены два черкасских предприятия: ОАО "Черкасский автобус" и ООО "Спецавтотехника".

Май 2005 г.

Выпуск ЛуАЗом внутреннего облигационного займа в размере 130 млн. грн.

Июль 2005 г.

Создание СП "Isuzu-СНГ-Украина" (Корпорация "Богдан" — 50%, Isuzu Motors Ltd. — 25%, SojitzHoldingsCorp. — 25%). Уставный фонд предприятия — $5 млн.

Август 2005 г.

Утверждение инвестиционного проекта в $240 млн. для развития черкасских активов ЛуАЗАа (ОАО "Черкасский автобус" и ООО "Спецавтотехника").

Декабрь 2005 г.

Запланированное собрание акционеров должно утвердить дополнительную эмиссию ОАО "Луцкий автомобильный завод" в размере 648 млн. грн.