Автосхемы тормозят

Автомобили относятся к категории самых "проблемных", с точки зрения таможенных процедур, товаров. Схемы полулегального ("серого") импорта видоизменяются из года в год, и полностью решить эту проблему властям пока не удается

Автомобили относятся к категории самых "проблемных", с точки зрения таможенных процедур, товаров. Схемы полулегального ("серого") импорта видоизменяются из года в год, и полностью решить эту проблему властям пока не удается

Сегодня бизнес по ввозу в Украину подержанных или новых иномарок переживает не лучшие времена — принятие весной прошлого года закона о стимулировании национального автопрома, предусматривающего, в том числе, повышение пошлин на импорт автомобилей, резко уменьшило рентабельность таких операций. Для обычного гражданина поездка за границу за авто (новым или подержанным) вообще невыгодна — себе дороже будет. Правда, при условии, что все будет по закону. О том, как и сколько "экономят" на таможенных платежах при импорте автомобилей, мы решили узнать у Андрея С. Ввозом машин из Германии для дальнейшей перепродажи он занимается уже более восьми лет, хотя открывать свое имя по понятным причинам Андрей не стал.

Для примера возьмем одну из самых популярных в Украине подержанных иномарок — шестилетний VW Passat B5 с двигателем объемом 1,8 л. В Германии цена такого авто составляет около 7 тыс. евро., в Украине — около 11-12 тыс. евро. Растаможка автомобиля по всем правилам обойдется в 6 тыс. евро. (в т. ч. ввозная пошлина — 2,2 тыс. евро, акциз — 1,6 тыс. евро, НДС — 2,2 тыс. евро). Отдельно придется уплатить около 80 евро за сертификацию машины и фиксированную плату $15 за окончательное оформление на региональной таможне по месту прописки владельца авто. Соответственно, стоимость машины возрастает до 13 тыс. евро — на украинском базаре купить намного дешевле. Однако при "правильной работе" с таможенниками можно и сэкономить. Самый простой вариант — искусственное занижение таможенной стоимости авто и уменьшение выплаты НДС.

Для оценки стоимости машины таможенники отнюдь не всегда используют инвойсную цену (или цену, указанную в купчей), поскольку она может быть уменьшена путем сговора продавца и покупателя. Если на таможне возникают сомнения в реальности цены автомобиля, указанной в купчей, используются различные справочники (для импортируемых из Германии — справочник Шваке, для американских авто — справочник Kbb) или другие источники. Однако таможенник может просто "закрыть глаза" на явное несоответствие реальной стоимости машины и цены, указанной в купчей. Формальным поводом, к примеру, может быть наличие повреждений на машине вследствие ДПТ. Соответственно, размер платежа по НДС при растаможке можно уменьшить в несколько раз.

Этот прием может быть особенно выгодным при импорте дорогих машин с большими объемами двигателей, поскольку появляется возможность сэкономить не только на НДС, но и на ввозной пошлине. Последний платеж может рассчитываться либо в зависимости от стоимости машины, либо по базовой ставке. К примеру, при импорте новой Тоyota Land Cruiser с 4,5-литровым двигателем (реальная цена около 60 тыс. евро) пошлина составит 12 тыс. евро (20% от таможенной стоимости машины). Однако если считать по базовой ставке (искусственно занизив стоимость авто), то платить придется около 8 тыс. евро. (1,8 евро за 1 куб. см.)

Не одной таможней

Манипуляции с таможенной стоимостью — далеко не самый эффективный способ сэкономить на налогах при ввозе машины. Схемы, используемые для "оптимизации" налогообложения, намного более сложны и многоэтапны — "свои люди" нужны как на таможенных пунктах пропуска при пересечении границы, так и на региональных таможнях и в МРЭО, и даже в судебных органах. Автомобиль может быть растаможен по судебному решению, оформлен на инвалида-льготника, ввезен в качестве взноса в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями. Весьма распространенная до недавнего времени в западном регионе схема: авто ввозится на территорию Украины и без каких-либо оснований вносится сотрудником МРЭО в нацбазу транспортных средств. На следующий день машина перепродается, в том же МРЭО оформляются номера и вносятся соответствующие изменения в нацбазу ТС. Затем первая запись просто вытирается, и авто получает легальный статус. Несмотря на то, что основной риск в этой схеме приходится на сотрудников МРЭО, без таможенников обойтись весьма проблематично. Ведь машина должна как-то попасть в Украину, не "засветиться" в таможенной базе данных и т. п.

Для того чтобы убедиться, что эти схемы работают и сейчас, достаточно посетить любой крупный авторынок или интернет-форумы на автомобильную тематику. Предложений по "консультациям" и "льготной растаможке" там более чем достаточно. Базовая расценка за такие услуги составляла около 1/3 от сэкономленной на растаможке суммы. Сейчас, в связи с объявленной властью борьбой против коррупции, временное затишье — брать "подарки" на таможне и в МРЭО побаиваются. Соответственно, временно без работы сидят и многие "консультанты". Зарабатывают в основном на ввозе машин, которые в Украине официально не продаются (например, модели, предназначенные для рынка США) или эксклюзивных дорогих авто.