Автозакон направили на доработку

На прошлой неделе Леонид Кучма ветировал Закон "О развитии автомобильной промышленности Украины", принятый Верховной Радой в начале февраля. Претензии Президента касались статьи относительно определения страны происхождения автомобилей. В ближайшее врем
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На прошлой неделе Леонид Кучма ветировал Закон "О развитии автомобильной промышленности Украины", принятый Верховной Радой в начале февраля. Претензии Президента касались статьи относительно определения страны происхождения автомобилей. В ближайшее время Верховная Рада намерена повторно поставить на голосование "автомобильный" законопроект, однако вероятность преодоления президентского вето, по мнению экспертов, невысока. Учитывая заинтересованность ряда влиятельных бизнес-групп, парламентариям придется искать компромиссный вариант и корректировать текст законопроекта

Принятие Закона №3677 "О развитии автомобильной промышленности Украины" стало одним из самых интересных прецедентов в истории отечественного лоббизма. Главные инициаторы его утверждения (корпорация "Укравто" — собственник Запорожского автозавода, а также собственники ЛАЗа) и противники (все остальные украинские автопроизводители, импортеры и дилеры) не жалеют усилий для того, чтобы убедить общественность и власти в преимуществе своей точки зрения. Месячный срок, прошедший со времени принятия закона и его направления на подпись Президенту, стал убедительной тому иллюстрацией. Помимо традиционных лоббистских инструментов и PR-акций в прессе, в ход пошли и весьма специфические аргументы убеждения. В частности, противники принятия законопроекта использовали бигборды, информирующие о потерях бюджета в случае его утверждения. В свою очередь, хозяева Запорожского автозавода пригласили на свое предприятие первого вице-премьера Николая Азарова с тем, чтобы наглядно продемонстрировать зарождение и развитие "украинского Детройта" на мощностях ЗАЗа. Сложно сказать, какое впечатление от увиденного на предприятии сложилось у Николая Азарова, но в Администрации Президента закон №3677 решили вернуть на повторное рассмотрение в парламент. Главным "камнем преткновения" на Банковой посчитали статью 4 закона, регламентирующую порядок определения страны происхождения автомобиля. По сути, Леонид Кучма предложил вернуться к первоначальному тексту закона до внесения в него поправки народного депутат Василия Горбаля. В ходе обсуждения законопроекта депутат предложил не придумывать новых определений страны происхождения автомобилей и руководствоваться новым Таможенным кодексом, который вступил в силу с 1 января 2004 года.
Определение страны происхождения автомобиля служит ключевым аргументом в расчете пошлин и акцизов на машинокомплекты и узлы, используемые для производства автомобилей. Для того чтобы автомобиль был признан "товаром национального производства", обязательным является выполнение четырех операций — изготовление кузова (кабины) автомобиля; покраска и оснащение кузова, сборка авто. Оборудование и мощности для осуществления этих операций в масштабах промышленного производства сегодня имеются только у нескольких предприятий, в частности, у Запорожского автозавода и Львовского автобусного завода. Производственные площадки достались им "в наследство" еще с советских времен, тогда как остальным автосборщикам еще только предстоит найти средства и ресурсы для организации производства по полному циклу.
Таким образом, в случае вступления нового закона в силу несколько предприятий будут находиться в заведомо выигрышном положении по сравнению с другими. Весьма спорным выглядит и задекларированный в законе №3677 механизм предоставления льгот в разрезе предприятия, а не производимой им продукции. В частности, на мощностях того же АвтоЗАЗа "по полному циклу" производят только морально устаревшие "Таврии" и "Славуты", тогда как более 50% объема производства завода (модели Daewoo, Dacia, Mercedes и Opel) выпускаются методом крупноузловой сборки. Однако налоговые преференции распространяются, согласно новому закону, и на эту продукцию. Не исключено, что в условиях подобного налогового режима завод будет сокращать производство "Таврий" и "Славут" в пользу крупноузловой сборки.
Найти взаимоприемлемый вариант решения этих и других спорных моментов заинтересованные стороны так и не смогли, и в ближайшее время дискуссия будет продолжена в парламентских стенах. Прошлое голосование по законопроекту №3677 получилось весьма неоднозначным — буквально на следующий день после принятия закона восемь депутатов обратились к спикеру ВР с просьбой отозвать свои голоса. Насколько "горячим" окажется повторное рассмотрение, станет ясно уже через две-три недели. За это время закон №3677 будет доработан в профильном комитете и поставлен на голосование в парламенте.