Банки ударятся в розницу

По прогнозам экспертов, в течение 2006 года банки будут вынуждены постепенно уменьшать процентный спрэд. Следовательно, процентные доходы кредитных учреждений снизятся. Поэтому приоритет банков в доходах будет смещаться на получение комиссионных и торговы
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

По прогнозам экспертов, в течение 2006 года банки будут вынуждены постепенно уменьшать процентный спрэд. Следовательно, процентные доходы кредитных учреждений снизятся. Поэтому приоритет банков в доходах будет смещаться на получение комиссионных и торговых доходов. Постепенно будет расти доля доходов, полученных от обслуживания розничных клиентов, населения и предприятий малого и среднего бизнеса

Несмотря на то, что с каждым годом все большее количество финансовых институтов основным направлением своего бизнеса объявляют ритейл, потенциал у этого рынка далеко не исчерпан. Более того, он, по мнению большинства банкиров, свое развитие только начинает. По сути, конкуренция в этом сегменте разворачивается сейчас только между десятью крупными игроками на рынке — банками, серьезно рассматривающими розницу как бизнес. Однако существует и второй "эшелон", куда входят активно осваивающие ритейл, но не имеющие пока широкого спектра розничных продуктов кредитные институты. Таких банков немного. Остальные пока только присматриваются к рознице. При этом выходить на рынок будет гораздо сложнее "новичкам". С одной стороны, он уже поделен, но с другой — при наличии востребованных продуктов для физических лиц любой банк в состоянии занять свою нишу.

Причины столь бурного освоения украинских просторов вполне понятны. Прежде всего, снижение доходов, получаемых на других рынках, к примеру, на рынке ценных бумаг, заставляет банки искать другие источники привлечения пассивов. Кроме того, нагнетанию конкуренции в розничном секторе будет способствовать усиление активности иностранных банков.

Именно иностранные банки в силу длинных дешевых ресурсов, получаемых от материнских компаний, станут одной из основных причин роста конкуренции на розничном рынке. Однако украинские банкиры с оптимизмом смотрят в будущее. По их словам, приход иностранных банков не сможет вытеснить отечественные банки с финансового рынка, а наоборот — будет способствовать ускоренному развитию банковской системы в стране. Кроме того, у отечественных банков есть свой козырь, который не даст западным институтам полностью захватить рынок — знание местной специфики и наработанные технологии.

Пик активности впереди

Аналитики считают, что, несмотря на неразвитость рынка ритейла, этот год станет решающим этапом в его развитии. "Я уверен, что темпы роста розничного рынка будут существенными: минимум 25% в год", — утверждает председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Основная борьба банков развернется в сегменте потребительского кредитования, поскольку сейчас это одна из наиболее доходных для банков операций по работе с физическими лицами. Кроме того, в потребительском кредитовании по сравнению с кредитованием юридических лиц невысокие кредитные риски (так как они распределяются среди большого количества заемщиков), а это будет немаловажным фактором для банков в будущем году.

Поэтому сегодня многие из них активно развивают потребительское кредитование — за последние шесть месяцев портфель выданных кредитов в среднем по системе увеличился на 53%. Как считает директор департамента розничного бизнеса банка "Аваль" Антон Романчук, пока конкурентная борьба на рынке потребительского кредитования еще не достигла своего апогея — этот рынок еще далек от насыщения. По словам независимого банковского эксперта Николая Свиридова, со временем банки будут вынуждены удлинять сроки по кредитам. Пока что большинство банков предоставляет средства не более чем на год. А большинство банкиров соглашаются: наиболее активно банки будут конкурировать в двух его направлениях — в области нецелевых индивидуальных ссуд и экспресс-кредитов на приобретение товаров в конкретных торговых сетях.

Конкурентная борьба, как считают банкиры, будет развернута за VIP-вкладчиков и за наиболее мобильную и финансово образованную часть среднего класса. Поскольку привлекательность депозитов для населения будет постепенно теряться (чему, в частности, будет способствовать поглощение иностранцами отечественных банков), последние будут активно продвигать альтернативные сферы вложения — инвестиционные фонды и корпоративные бумаги. Примером чему могут служить заявления представителей Укрсоцбанка (КУА "Укрсоц-Капитал") и банка АЖИО (КУА "Ажио Инвест") о намерении в ближайшем времени предложить своим клиентам несколько собственных инвестиционных фондов. (В прошлом году средняя доходность для населения по вкладам в гривнях с учетом инфляции составила 4,7% годовых, в американской валюте — 0,2%, по вкладам в евро она и вовсе была отрицательная — -2,3. В то же время вложения в ПИФы давали доход до 100%, а в высоколиквидные акции — более сотни процентов).

По мнению банкиров, со временем основная борьба между банками переместится в сектор высоких технологий, в основном на рынок международных пластиковых карт. Для такой страны, как Украина, этот рынок недостаточно развит, так что пластиковый бум кредитных карт здесь еще впереди. В будущем, безусловно, банки будут пополнять свои розничные продуктовые ряды. Николай Свиридов ожидает дальнейшего развития комплексных продуктовых предложений, когда любая банковская услуга будет сопровождаться различного рода бонусами. Кроме того, будут меняться каналы предоставления таких услуг. Уже сегодня многие банки идут навстречу клиенту, открывая свои офисы продаж в крупных розничных торговых сетях. Эти тенденции будут развиваться и в дальнейшем. Особое место будет отведено банками для развития услуг, предоставляемых через Интернет.

От большого к малому

Другим не менее важным сегментом банкиры видят кредитование малого и среднего бизнеса. Здесь на протяжении 2006 года они намереваются в 2,5-3 раза увеличить объемы кредитования, главным образом, за счет микрокредитования. При этом они собираются уменьшить ставку на зарубежные ресурсы. А от иностранцев брать не столько средства, сколько технологии.

Ориентир на "малышей" банкиры поясняют рисками, с которыми банки непременно сталкиваются во время политических рисков. Программы по кредитованию малого и среднего бизнеса и микрокредитованию банкиры собираются популяризировать, активно внедряя их не только в центральных офисах, а и на региональных площадках. Свою роль должно сыграть также упрощение процедур получения. Состояние заемщика, по заверениям финансистов, они будут анализировать не неделями, а в течение нескольких дней. Ряд банков еще в прошлом году начал обкатывать эти технологии, выдавая небольшие, так называемые экспресс-кредиты. Последние можно было получить без залога и на протяжении одного-двух дней. Правда, при этом ценовых преференций предпринимателям пока не обещают. Снижать процентные ставки в будущем году по кредитам им собираются теми же темпами, что и всем остальным заемщикам. Банкиры пока уверены, что ставки клиентов интересуют меньше, нежели процедуры.

И если ранее суммы под эти программы брались исключительно у иностранных партнеров, то теперь банкиры намереваются использовать собственную базу. По словам Николая Свиридова, "если еще в начале прошлого года банки просили включать их в программы с привлечением иностранных партнеров ради получения ресурса, то в будущем году, отработав технологии кредитования, банки начнут работать со своими ресурсами. Уже сейчас большая часть займов для малого и среднего бизнеса выдается за счет собственных средств банков". Банкиры признают, что, наращивая объемы небольших кредитов, они делают ставку на будущее, оттачивая технологии и формируя клиентскую базу.

Самые перспективные и доходные направления для банков в 2006 году

- Продукты кредитования физических лиц (ипотека, авто, потребительское кредитование)

- Проектное финансирование и финансирование экспортно-импортных операций крупных корпоративных клиентов

- Кредитование малого и среднего бизнеса

- Пакетное расчетно-кассовое обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса

Комментарии

Александр Адарич, председатель правления АКИБ "УкрСиббанк"

— В текущем году проекты, которые позволят банкам быстро нарастить активы — это финансовый и оперативный лизинг, ипотечное и автокредитование, потребительское кредитование, кредитование среднего и малого бизнеса. В настоящий момент направление финансового и оперативного лизинга практически не развито, а, следовательно, имеет значительный потенциал развития. Значительный неудовлетворенный спрос и огромный потенциал роста имеет кредитование физических лиц. Кроме этого, наиболее доходными направлениями в банковском сегменте будут новые комплексные (пакетные) предложения, имеющие широкий спектр продуктов и услуг, рассчитанных на конкретный клиентский сегмент; кредитование и обслуживание крупных корпоративных клиентов; организация крупных эмиссий ценных бумаг и активная инвестиционная деятельность.

Борис Тимонькин, председатель правления АКБ "Укрсоцбанк"

— В 2006 году отечественные банки будут активно развивать пока не слишком распространенные услуги интернет-банкинга, а также кредитование посредством платежных карточек. Дальнейшее развитие получит и факторинг.

Александр Слободяник, начальник управления стратегического менеджмента и корпоративного развития банка "Надра"

— Приход международных игроков приведет к расширению ассортимента банковских продуктов, предлагаемых населению. Появятся различные виды пенсионных и накопительных счетов, электронный банкинг, пакеты и комбинации различных услуг.