Банкиры осваивают новый способ заработка

Еще недавно игнорируемый в Украине большинством финансистов факторинг стремительно набирает обороты. Объем рынка только за последние три месяца удвоился, а до конца года может достичь 1 млрд. грн. Однако серьезной конкуренции пока нет, и лидеры факторинго

Еще недавно игнорируемый в Украине большинством финансистов факторинг стремительно набирает обороты. Объем рынка только за последние три месяца удвоился, а до конца года может достичь 1 млрд. грн. Однако серьезной конкуренции пока нет, и лидеры факторингового бизнеса стремятся увеличить отрыв от преследователей

Сегодня факторинговые операции считаются одними из самых прибыльных видов банковского бизнеса. Однако он по-прежнему развит слабо. Не много кредитных организаций готовы взять на себя риски, сопутствующие подобным сделкам. На сегодняшний день такие услуги готовы предоставлять лишь не более 12 из 160 украинских банков и порядка пяти факторинговых компаний. При этом объем портфеля факторинга на 1 октября, по оценкам экспертов, составил 270 млн. грн., или 0,09% от ВВП.

Прибыльный бизнес

Факторинговые операции считаются более рискованными, чем кредитные или лизинговые. Ссуды, как правило, не выдаются без обеспечения, при лизинге товар вообще остается в собственности кредитора, тогда как факторинг предполагает, что кредитная организация предоставляет финансирование компании-клиенту фактически под честное слово без какого-либо залога.

В сделке участвуют три стороны — банк (в данном случае он именуется фактором) и две компании — продавец товара и покупатель, к примеру — торговая сеть. Продавец поставляет товар на условиях отсрочки платежа, то есть по сути дела выдает покупателю товарный кредит. С банком в свою очередь поставщик заключает договор, согласно которому он переуступит кредитной организации дебиторскую задолженность покупателя. Как только фактор получит документ, подтверждающий доставку товара, он переведет до 90% от суммы, указанной в накладной, клиенту-поставщику. Оставшиеся 10% банк вернет клиенту сразу после того, как покупатель погасит задолженность. Из этой суммы он вычтет вознаграждение за оказание факторинговых услуг.

Из-за высоких рисков для фактора эта услуга обходится клиенту довольно дорого. По оценкам участников рынка, средняя доходность факторингового бизнеса составляет около 23,5% годовых в национальной валюте (факторинговые сделки на территории Украины возможны только в гривне). Однако это далеко не предел — переуступка дебиторской задолженности может обойтись поставщику и в 40% годовых. Для сравнения: средняя ставка по кредитованию юридических лиц (не малого бизнеса) составляет 15% годовых в гривне.

Вознаграждение банку за факторинговые операции складывается из трех составляющих — процентной ставки, платы за работу с дебиторской задолженностью и процентов от суммы счета-фактуры. Один из собеседников "Инвестгазеты" рассказал, что некоторые банки сегодня привлекают клиентов более низкой процентной ставкой, а в итоге выходит, что заплатить поставщику за услугу факторинга придется в полтора раза дороже. Так, эксперт привел в качестве примера недавнюю сделку одного из банков с региональным клиентом, когда ставка составляла 24% годовых, а на практике со всеми комиссиями вышло 37%. Такую доходность может "перебить" разве что потребительское кредитование, где эффективная процентная ставка доходит до 40-50% годовых в национальной валюте.

Причиной низкой стоимости услуг факторинга в некоторых случаях могут быть не только высокие технологии, но и откровенный демпинг. "Бывают случаи, когда банки завлекают крупных клиентов факторингом под 12% годовых, — поделился с нами сотрудник одного из банков. — Выходит, что либо фактор работает себе в убыток, либо — в лучшем случае — заработает незначительную сумму на огромных оборотах". По оценкам экспертов, сегодня на рынке средняя ставка, по которой банки могут предложить финансирование высоконадежным заемщикам, составляет порядка 14,5% годовых, не ниже — иначе для фактора это было бы просто нерентабельно.

Равнение на Европу

Согласно украинскому законодательству, факторинговые услуги могут предоставлять финансовые компании и кредитные организации. Однако до недавнего времени факторинг не входил в стандартный набор операций, предлагаемых банками клиентам. Впрочем, специальные факторинговые подразделения в ряде крупных банков были созданы еще в 2000 году. Правда, нередко им приходилось месяцами простаивать в ожидании клиента. И сегодня, несмотря на доходность факторингового бизнеса, банков, которые реально предоставляют подобные услуги, а не просто декларируют такую возможность, немного.

Наиболее известные крупные игроки — Укрсоцбанк и "ТАС-Комерцбанк", которым, по оценкам экспертов, принадлежит порядка 50% рынка и более 200 млн. грн. совокупного портфеля факторингового финансирования. Факторингом начали активно заниматься ПриватБанк, "АЖИО", Индэкс-банк, ВАБанк, "Петрокоммерц-Украина", "Украинская финансовая группа" и др. Среди небанковских учреждений лидирующие позиции занимают "АРМА-факторинг" и "Первая факторинговая компания".

Только за третий квартал текущего года, по словам участников рынка, объем операций по переуступке дебиторской задолженности в Украине возрос примерно в два раза. Тем не менее эксперты считают, что отечественный рынок факторинга развит очень слабо: по мнению одного из собеседников "ИГ", даже у лидеров рынка факторинговый бизнес занимает незначительную часть кредитного портфеля — не более 3-5%. К тому же те банки, которые предлагают эту услугу, сейчас обслуживают лишь 1-2% потенциальных клиентов. "Многие банки пока опасаются вводить эту услугу, считая ее слишком рискованной, — говорит эксперт финансово-консультационной компании Олег Канишевский. — Очень мало грамотных специалистов, которые знают технологию факторинга и могли бы создать действительно доходный продукт".

По его словам, у факторингового бизнеса своя специфика, которая существенно отличается от работы с кредитными операциями, и прежде всего — оперативностью. "Управление факторинга должно быть наделено широкими полномочиями, в частности в установлении лимитов на клиентов, — продолжает г-н Канишевский. — Ведь если каждую сделку выносить на рассмотрение кредитного комитета, то это направление в банке вряд ли будет достойно развиваться. К тому же для работы в этой области банку необходимо создать серьезное программное обеспечение, иначе он не сможет оперативно обслуживать большое количество клиентов. Приходится обрабатывать слишком много документов — без специального программного обеспечения заниматься этим бизнесом не получится".

Некоторые кредитные организации, которые не в состоянии самостоятельно развивать факторинговый бизнес, становятся банками-агентами активно работающих факторов, заключая с ними соответствующий договор. В итоге банк-агент имеет возможность предложить дополнительную услугу. Кроме того, он получает от фактора, который обслуживает его клиентов, определенный процент с комиссии.

По мнению экспертов, развитие факторинга сейчас сдерживает и то обстоятельство, что пока еще есть альтернативные источники высокодоходного вложения денег — прежде всего потребительское кредитование. Факторинговый бум может начаться тогда, когда ритейловый рынок устоится. Но вот когда именно это произойдет — предсказать трудно.

Однако участники рынка убеждены, что объем факторинговых услуг может увеличиться в несколько раз на протяжении ближайших лет. Если в Украине объемы факторинговых операций исчисляются долями процента ВВП, то во многих европейских странах этот показатель находится на уровне 10-20% ВВП.

Будущее за регионами

Еще одно препятствие на пути роста объемов факторингового бизнеса заключается в том, что далеко не все потенциальные клиенты — особенно региональные — знают о существовании такой услуги. "Это существенная проблема, — считает Олег Канишевский. — Зачастую предприниматели просто не знают, что такое факторинг, или имеют о нем неправильное представление. Ведь в 1990-х годах под факторингом подразумевалась скупка безнадежных долгов".

Если в столице факторинговое обслуживание стало достаточно доступным, то провинция пока еще освоена слабо. "Сегодня факторинговые услуги сконцентрированы в Киеве. Даже в городах-миллионниках спрос на факторинг не удовлетворен, — говорит финансовый аналитик Александр Дорош. — Регионы заинтересованы в факторинге, но, кроме ведущих киевских операторов рынка, эти услуги там почти никто не предлагает". Туда и направлены сейчас взоры банкиров. Одни активизируют факторинговый бизнес своих филиалов. Другие рассчитывают, что факторинг поможет им в региональной конкуренции с крупными кредиторами малого и среднего бизнеса.

Впрочем, многие банки готовы предлагать не собственный продукт, а выступать в роли агента факторинговой компании. Как агент банк получает как минимум 2% от взимаемой комиссии за факторинговую операцию. Такая форма работы позволяет удовлетворять потребности клиентов, зарабатывать и обучаться одновременно, признаются банкиры. Впрочем, в том числе и побороться за клиентскую базу. "Зачастую за счет факторингового обслуживания удается не только привлекать клиента в банк, но и работать с ним и по другим направлениям", — считает Александр Дорош.

Несмотря на дороговизну, переуступка дебиторской задолженности имеет много плюсов для различных предприятий — в первую очередь для поставщиков, которые предоставляют товарные кредиты. Это могут быть как дилеры, так и производители. По договору факторинга поставщик получает деньги за товар сразу после его отгрузки. То есть компании-продавцу предоставляется возможность пополнить оборотные средства и направить их на развитие бизнеса. В принципе, их можно пополнить и более привычным способом — взять кредит. Однако в данном случае это не так выгодно. В отличие от кредита, по факторингу банк предоставляет финансирование без залогового обеспечения. Кроме того, сумма и срок кредита оговариваются при заключении сделки, тогда как факторинг предполагает гибкость: банк переводит деньги по мере того, как компания поставляет товар покупателю. Причем с ростом объема продаж финансирование увеличивается, а с падением — уменьшается. При кредите проценты выплачиваются в любом случае за всю сумму, а при факторинговой сделке поставщик платит только за тот объем финансирования, который ему потребовался.

Неким аналогом факторинга можно считать овердрафт (краткосрочный кредит). Однако срок действия договора по возобновляемой кредитной линии здесь не превышает полугода, тогда как договор о переуступке задолженности заключается на длительное время, например на три года. К тому же по овердрафту можно получить не более 30% от оборота по счету.

Помимо непосредственного финансирования факторинг включает в себя и дополнительные услуги — управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание. Управление задолженностью заключается в том, что фактор ведет реестр поступления платежей, освобождая клиента от рутинной работы, экономя время и деньги на зарплату дополнительным сотрудникам.

Риски при факторинговых операциях чаще всего лежат на поставщике — в случае неуплаты задолженности дебитором он обязуется возместить банку долг. Это так называемый факторинг с регрессом. Однако кредитные организации могут предложить и факторинг без регресса, когда все риски ложатся на банк. В этом случае стоимость услуг будет существенно дороже — в среднем на 30%.

Отличия факторингового обслуживания от кредитования

Факторинг

Кредит

Проценты за пользование финансированием

Средняя плата за факторинговое финансирование — 2-3% в месяц (определяется индивидуально в зависимости от объемов и сроков финансирования)

Проценты по кредиту — 23% годовых в гривне

Обеспечение*

Нет

Нотариальное оформление 0,1% от стоимости залогового имущества

Экспертная оценка залога

Нет

От 200 до 3 тыс. грн. (дополнительно оплачиваются командировочные расходы)

Страхование залогового имущества

Нет

Автотранспорт от 4,5 до 6%;

имущество от 0,15 до 1,5%;

страхование финансовых рисков от 1 до 5% от стоимости

Комиссии за рассмотрение/оформление документов

Нет

От 50 до 1 тыс. грн.

Комиссии за выдачу финансирования

Нет

От 50 до 1 тыс. грн.

Источник: участники рынка