Барьеры по использованию

Отечественный рынок IT-аутсорсинга пока находится в зачаточном состоянии. Его развитию препятствует целый ряд факторов, включая как психологический, так и общую неготовность рынка к массовому переходу к подобной форме взаимодействия

Отечественный рынок IT-аутсорсинга пока находится в зачаточном состоянии. Его развитию препятствует целый ряд факторов, включая как психологический, так и общую неготовность рынка к массовому переходу к подобной форме взаимодействия

По мнению директора по системной интеграции корпорации "Инком" Александра Федченко, пристальное внимание отечественных компаний к IT-аутсорсингу обусловлено в первую очередь популярностью тематики и желанием узнать, "что же это такое?" Но пока основная часть компаний еще не готова к переходу на IT-аутсорсинг. "Основная причина — отсутствие у предприятий долгосрочных стратегий развития IT, без которых нельзя оценить возможные преимущества или недостатки IT-аутсорсинга в том или ином случае", — считает

г-н Федченко. Кроме этого, широкому распространению IT-аутсорсинга мешают такие факторы, как "закрытость компаний", сомнения заказчиков в гарантиях безопасности, опасение зависимости от другой компании, не очень дорогой человеческий ресурс в Украине (что позволяет без проблем содержать штатных IT-специалистов), непрописанные четкие требования (бизнес-процессы) по работе IT-отделов внутри потенциальных клиентов этих услуг.

По словам коммерческого директора СП "Инфоком" Александра Бороды, в повседневной практике компания, предоставляя услуги связи, часто сталкивается с тем, что предприятия предпочитают самостоятельно строить свои компьютерные и телекоммуникационные сети, закупать оборудование, настраивать его. Это сложившийся за многие годы менталитет отечественных компаний.

В настоящее время поставщики услуг IT-аутсорсинга представлены в двух "весовых категориях": отечественные офисы западных компаний (IBM, Hewlett-Packard, Siemens и т. п.) и системные интеграторы, расширившие спектр своих услуг до IT-аутсорсинга ("Инком", "Квазар-Микро", "Инфоком", IBS и др.). Наиболее востребованными услугами украинского рынка IT-аутсорсинга являются аутсорсинг оборудования и инфраструктуры, управления информационной системой. К первому направлению относятся в первую очередь услуги в области организации датацентров, администрирования и поддержки баз данных. В рамках второго организуется резервное копирование и хранение данных ERP-систем. Также на аутсорсинг предлагают отдать автоматизацию и управление бизнес-процессами.

Достаточно востребован отечественным рынком аутсорсинг интернет-ресурсов, включая управление динамическим контентом интернет-сайта компании, администрирование почтовой системы, защиту от вирусов, спама и несанкционированного доступа. Отечественные заказчики готовы также арендовать серверы и оплачивать физическое их размещение на технической площадке провайдера (так называемый Collocation).

IT-аутсорсинг на примерах

Удачный пример использования услуг IT-аутсорсинга нам привели в авиакомпании "Международные Авиалинии Украины". "Применение IT-аутсорсинга для нашей авиакомпании не просто целесообразно. Без этого мы вряд ли достигли бы сегодняшних результатов и, конечно же, не можем рассчитывать на успех в будущем", — говорит директор по информационным технологиям компании Вадим Сураев. По его словам, при выборе компаний-исполнителей в первую очередь обращалось внимание на надежность партнера и на качество IT-услуг. Среди партнеров МАУ такие IT-компании, как "Квазар-Микро", "Инком", аудиторские фирмы Эрнст & Янг, PriceWaterhouseCoopers.

Поделились опытом передачи сервисов на IT-аутсорсинг и в компании "Корнет ЛТД" (дистрибуция продукции ТМ Mivinа, оптовая торговля продуктами питания). Сегодня компания передает на IT-аутсорсинг часть функций, связанных с применением информационных технологий. Как рассказал IT-директор ООО "Производственно-коммерческая фирма "Корнет ЛТД" Сергей Дударенко, к подобному решению подтолкнула сложившаяся ситуация с системой учета и обработки информации. Для поддержки работоспособности техники, программного комплекса необходим персонал, который будет отслеживать и проводить своевременную профилактику техники, обслуживание ПО, его обновление.

"Так как изначально штатные единицы для такой работы не предусматривались, приходилось заключать несколько контрактов — для заправки картриджей, для поддержки и ремонта техники, для обновления и доработки программного комплекса и т. д. Постоянный поиск подрядчиков для выполнения этих работ сам по себе отвлекал сотрудников от их основной работы и не всегда приносил ожидаемый результат (не всегда хватало времени на формирование портфеля вариантов и выбор наилучшего предложения)", — рассказал г-н Дударенко. После принятия решения о передаче IT-функций на аутсорсинг был заключен договор с ООО "Арагон", и все вопросы, связанные с техникой и программным обеспечением, стали его заботой. Как результат — компания "Корнет ЛТД" получает весь комплекс IT-услуг из одних рук.

Единственным недостатком существующей системы выполнения IT-работ по модели аутсорсинга, по мнению IT-директора компании "Корнет ЛТД", можно считать недостаточно быстрое реагирование на проблему. Например, в момент работы с базой данных произошел сбой, при этом продолжить работу нужно очень быстро, а специалист может приехать только через час. Хотя и тут были найдены пути решения. У компании-аутсорсера существует внешний доступ в локальную сеть компании, то есть существует возможность в телефонном режиме провести необходимые операции.

"Стоимость обслуживания в нужном нам формате составляет порядка 1,5 тыс. грн. в месяц. Мы не настаивали на пункте оперативного реагирования, поэтому у нас сумма зависит от фактической загрузки и количества задач, выполняемых нашими партнерами-аутсорсерами", — поделился информацией Сергей Дударенко.

Впрочем, некоторые из опрошенных компаний, как выяснилось, не спешат перекладывать задачи IT-отдела на плечи аутсорсинговых компаний. Особенно "болезненно" на IT-аутсорсинг реагируют финансовые учреждения. К примеру, в АКБ "ТАС-Комерцбанк" нам рассказали, что отказ от использования возможностей IT-аутсорсинга связан с отраслевой спецификой работы и политикой информационной безопасности банка.

"Во-первых, банковский бизнес высокотехнологичен, а значит, его конкурентоспособность во многом определяется масштабом и качеством применения информационных технологий. Во-вторых, для банковских учреждений утечка конфиденциальной информации может стать причиной значительного сужения клиентской базы. А IT-аутсорсинг, к сожалению, создает дополнительные риски в обеих областях: пришлось бы принимать на веру компетентность и порядочность внешнего провайдера, который находится вне сферы нашего непосредственного контроля", — отметил заместитель председателя правления ТАС-Комерцбанка Вадим Вьюн.

Поэтому в краткосрочной и в долгосрочной перспективе для банка решение классической дилеммы "производить или покупать", возникающей при обосновании управленческих действий, однозначно: "покупать" качественные IT-решения своими силами, привлекая подрядчиков только для выполнения работ особой сложности (апгрейд ПО и т. п.).

Подобного мнения придерживаются в компании "Ин-Тайм", занимающейся грузовыми маршрутными перевозками. По словам генерального директора компании "Ин-Тайм" Александра Трояна, в начале деятельности иногда приходилось прибегать к услугам IT-аутсорсеров, но постепенно возникала необходимость привлечения специалистов на постоянную работу в компанию. На сегодняшний день "Ин-Тайм" имеет территориально распределенную организационную структуру и разветвленную филиальную сеть, поэтому информационный обмен предпочитает контролировать усилиями внешних специалистов. Хотя в будущем, как отметил г-н Троян, не исключается возможность сотрудничества с компетентной IT-компанией на постоянной основе.

Сколько это стоит

IT-аутсорсинг позволяет тратить средств на 50-70% меньше, чем в случае самостоятельного обслуживания сети

Целесообразность применения IT-аутсорсинга:

- Если присутствует понимание и цель передачи на IT-аутсорсинг.

- Формализованы сами услуги, требования к услугам и к оценке их качества.

- Описано взаимодействие между заказчиком и поставщиком услуг.

- Существуют метрики и отчетность, по которым можно определить качество предоставляемых услуг