НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Белые и черные краски февраля

Традиционно в конце зимы рынок нефтепродуктов пробуждается от спячки. Но в феврале этого года он отличался насыщенностью позитивных и негативных событий, которые, несмотря на черно-белую гамму тонов, создали гравюру, которая значительно превосходит по сод

Традиционно в конце зимы рынок нефтепродуктов пробуждается от спячки. Но в феврале этого года он отличался насыщенностью позитивных и негативных событий, которые, несмотря на черно-белую гамму тонов, создали гравюру, которая значительно превосходит по содержанию скучные графики поставок нефти и динамики цен

Три события извне вносили "горячие коррективы" в зимнюю действительность украинского рынка нефтепродуктов. Прежде всего — мировой рынок нефти, частью которого является и Украина, жил и продолжает жить в ожидании начала боевых действий в Персидском заливе, что не отмечал только самый ленивый украинский эксперт. И это вполне объяснимо. Стоимость 1 барреля нефти на Международной нефтяной бирже (IPE, Лондон) под давлением "военной составляющей" в феврале не опускалась ниже $30. По данным агентства Bloomberg, даже 18 февраля, когда стало известно, что Венесуэла наращивает объем добычи нефти до 2,8 млн. баррелей в сутки, цена фьючерсов на нефть марки Brent составила $33,04 за баррель, а цена российской нефти Urals с поставкой в порты Средиземноморья — $31,04 за баррель. И этот фактор дестабилизировал стоимость нефтепродуктов в мире и Украине.
В противовес "военной" составляющей стабилизирующим фактором стали новости о слиянии British Petroleum и Тюменской нефтяной компании, что значительно повысило шансы на увеличение инвестиций в украинский рынок нефтепродуктов. Одновременно об увеличении инвестиций в АО "Укртатнафта", в том числе и поставок сырья, объявила "Татнефть".

Инвестиции и приватизация
На прошлой неделе Госкомстат сообщил, что прирост прямых иностранных инвестиций в Украину в 2002 г. составил $783,7 млн., что на 15,2% превышает аналогичный показатель 2001 г. и достиг на 1 января текущего года $5,34 млрд. В прошлом году иностранные инвесторы вложили в экономику Украины чуть более одного млрд. долларов, часть которых пришлась на НПЗ. Показательным с этой точки зрения стало февральское выездное заседание Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности на "ЛИНОСе", где была дана положительная оценка опыта приватизации НПЗ. Заслушав информацию заместителя Госсекретаря Министерства топлива и энергетики Украины Богдана Клюка о приватизации государственного имущества предприятий топливно-энергетического комплекса, Комитет Верховной Рады высказался о целесообразности завершения процессов приватизации лишь в сфере нефтепереработки.
Одновременно с этим событием Фонд Госимущества Украины объявил о намерениях приватизации до конца текущего года государственных пакетов акций ОАО "НПК-Галичина" и ОАО "Нефтехимик Прикарпатья". Впервые была названа стоимость госпакета акций ЗАО "Укртатнафта", которую эксперты Фонда Госимущества оценили в $150 млн. По словам заместителя главы Фонда Сергея Глушко, на указанный пакет будут претендовать не менее пяти компаний, как иностранных, так и украинских, однако он будет предложен прежде всего соучредителям ЗАО, в частности "Татнефти".
Все НПЗ подтвердили "Инвестгазете" информацию о серьезных инвестиционных планах на этот год. В частности, заместитель председателя правления по промышленной безопасности и эксплуатации — главный инженер АО "Укртатнафта" Сергей Лейтар, отмечает, что на предприятии запланированы крупные капиталовложения. Только около 20 млн. грн. предполагается потратить на замену высокоэнергозатратной системы вакуумных колонн К-5 и 6 на установке АВТ на более современную вакуумную систему.
В "ТНК-Украина" сообщили, что инвестиции компании в развитие "ЛИНОСа" и системы сбыта на этот год составят $27 млн. Переход British Petroleum и Тюменской нефтяной компании на новый стандарт сотрудничества обещает увеличение инвестиций и для украинских проектов россиян. "Опираясь на менеджерский потенциал, который существует у ТНК, British Petroleum приняла решение о создании совместного холдинга. Проводимая работа будет и дальше укрепляться. Мы дополнительно получим инвестиции в размере $3 млрд., которые останутся в компании и будут предназначаться для развития всех проектов компании", — отмечает Александр Городецкий.
Компания ПИИ "Лукойл-Украина" планирует кроме инвестиций в развитие производства в 2003-2004 гг. увеличить собственную сеть автозаправочных станций на 85% — до 300 штук, а "Нефтехимик Прикарпатья" — потратить средства на развитие производственной базы и трубопроводной транспортной системы, что позволит увеличить эффективность поставок нефти на НПЗ. По самым скромным подсчетам, общий объем инвестиций в 6 НПЗ составит более $80 млн.

Производство и тарифы
В первые два месяца 2003 г., как и в прежние годы, основное влияние на формирование стоимости нефтепродуктов оказывал низкий спрос, но проявились еще две составляющие, разительно отличающие нынешний февраль — объемы поставок нефти на НПЗ были на уровне летней загрузки прошлых лет, а также резко выросла стоимость транспортных услуг. Так, с 1 января по 20 февраля на заводы было поставлено почти 3 млн. тонн нефти или почти столько же, сколько за первое полугодие 2000 г. (3,3 млн. тонн).
Параллельно с этими поставками, как сообщил Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, в Украине будет создан стратегический запас нефти и нефтепродуктов, чтобы избежать негативных последствий возможного роста цен на нефть в мире из-за конфликта вокруг Ирака. Уже сегодня запас ГСМ на заводских терминалах составляет более 300 тыс. тонн. Параллельно с этим компания "Укрнафта" предлагает сформированному Кабинетом Министров аукционному комитету отменить ограничения для нефтеперерабатывающих заводов на покупку нефти на аукционах на Украинской межбанковской валютной бирже, что повысит ее эффективную реализацию.
Поставщики нефти уже откликнулись на предложение правительства, увеличивая поставку в Украину "черного золота". В частности, "ТНК-Украина" в этом году намерена довести поставки нефти на "ЛИНОС" до 6,2 млн. тонн, а "Татнефть" поставить на "Укртатнафту" до 12 млн. тонн. "Мы планируем выйти на новые объемы переработки, которые будут, по возможности, достигать 1 млн. тонн нефти в месяц", — сообщил глава наблюдательного совета ЗАО "Укртатнафта" Равиль Муратов.
Увеличение загрузки производственных мощностей НПЗ не гарантирует стабильных цен на ГСМ. Причиной повышения стоимости ГСМ, начавшейся в середине февраля, является, по мнению экспертов, резкий рост тарифов на транспортировку нефти и готовых нефтепродуктов. В частности, "Укрзализныця" повысила стоимость транспортировки нефти на 27%, а светлых нефтепродуктов на 15%. Более того, в феврале "Укрзализныця" постоянно срывает график поставки вагонов на НПЗ из-за чего на "Укртатнафте", "Херсоннефтепереработке", "Нефтехимике Прикарпатья", "ЛИНОСе", "Галичине" полностью затарены продуктовые терминалы. По данным Минтранса, из 12000 вагонов-цистерн 3500 вывезены в ближнее зарубежье. Более того, "Укрзализныця" использует вагоны-цистерны для транзита российского горючего на экспорт, в то время как отечественные заводы не могут доставить горючее украинским потребителям.
Одновременно Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики резко увеличила тарифы на транспортировку нефти трубопроводным транспортом. Как сообщили в "Укртранснафте", предложенный НКРЭ тариф по маршруту Великоцк — Одесский НПЗ на транспортировку 1 тонны нефти теперь составит 31,8 грн., что на 5,55 грн. больше прежнего тарифа. Если учесть, что транспортировка тонны нефти от Самары (Россия) до порта Одессы обходится российским нефтяникам в $11,47 (из которых $4,9 — транспортировка по Украине и $6,0 перевалка в Одесской нефтегавани), от Самары до Новороссийска — $9,07, от Самары до Туапсе — $7,8, то становится очевидным, что конкурентоспособность транзита нефти через Украину с принятием новых тарифов еще больше снизится.
Все эти внешние и внутренние векторы давления на производителей уже увеличили оптовую цену ГСМ на 80-100 грн., и, по мнению экспертов, могут привести к дальнейшему увеличению стоимости нефтепродуктов до конца марта еще на треть.

Комментарии

Андрей КЛЮЕВ, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной
безопасности:
— Комитет Верховной Рады по ТЭК провел выездное заседание, на котором одобрил приватизацию ОАО "ЛИНОС". Завод работает стабильно, перерабатывает значительные объемы сырья. Но, если бы на предприятие не пришла Тюменская нефтяная компания со своими инвестициями и ресурсом, то, я думаю, что этого завода уже не было бы. Сегодня завод работает стабильно, на нем трудятся 5000 рабочих. Средняя заработная плата увеличилась до 1100 гривен. Мы встречались с трудовым коллективом, он полностью одобряет процедуру санации, которая началась на "ЛИНОСе". Но рабочие обеспокоены тем, что существует определенное противодействие санации, появились разговоры, что ее надо отменить. Пройдет нормально санация — есть будущее у завода, есть будущее у коллектива. В ближайшее время мы будем совместно с Фондом Госимущества Украины решать, когда и каким способом станут продвигаться вопросы с приватизацией других объектов ТЭК.

Александр ЛАЗОРКО, и.о. председателя правления ОАО "Нефтехимик Прикарпатья":
— На протяжении последних трех недель наше предприятие испытывает нехватку цистерн для транспортировки готовых нефтепродуктов. Нормальный график подачи цистерн "Укрзализныцей" не выполняется, что угрожает предприятию полной остановкой. Получается, что за нерасторопность "Укрзализныци" расплачиваются нефтепереработчики. Складывается впечатление, что никого не волнует срыв контрактов на поставку нефтепродуктов, в том числе и сельхозпроизводителям.