- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
БЕЗ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НЕ ОБОШЛОСЬ
Дискуссия о степени регулирования экономики в целом и сферы предпринимательства в частности ведется уже довольно давно и особенно заостряется в отношении процедур обязательного характера, таких, например, как сертификация товаров и услуг.
Екатерина ЩЕГЛОВА
В ходе недавнего обсуждения данной проблемы представителями предпринимательских кругов были предложены пути реформирования отечественной системы стандартизации, подтверждения соответствия и аккредитации. Однако, как выяснилось, они принципиально расходятся с позицией Госстандарта в этом вопросе
Государственная система сертификации разрабатывается Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом) и предусматривает разделение сертификации на добровольную и обязательную. Последняя охватывает широкий спектр товаров и услуг и состоит из 37 видов, хотя в последнее время прослеживается тенденция к расширению ее сферы. Учитывая, что обязательная сертификация является платной, увеличение количества услуг вызывает обеспокоенность предпринимателей, поскольку может привести к повышению цен и соответственному снижению конкурентоспособности отечественной продукции, о которой государственные чиновники разного ранга говорят довольно часто. Этот факт и обусловил проведение в рамках "круглого стола" под эгидой Координационно-экспертного центра объединений предпринимателей Украины (КЭЦОПУ) обсуждения проблем в сфере сертификации и аккредитации.
Как отметил президент КЭЦОПУ и Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Ю. Ехануров, "вся проблема в том, что в одном ведомстве (Госстандарте) сосредоточены как функции по подготовке нормативных актов, так и их исполнению и контролю за исполнением, что реально делает это ведомство никому не подвластным". И то, что происходит сейчас — "нормальная дискуссия, в которой общественность должна сказать свое слово и определиться, есть ли проблема сертификации или нет" "Работники Госстандарта говорят, что такой проблемы нет, а все предприниматели считают, что есть", — подытожил г-н Ехануров.
Причин, по которым сертификация превращается в "бич" для предпринимателей, по их мнению, три. Первая — это наличие конфликта интересов, когда один и тот же орган (в данном случае Госстандарт) разрабатывает стандарты и утверждает перечень объектов обязательной сертификации, аккредитует все органы сертификации, функционирующие в системе, и одновременно отвечает за сертификацию и аккредитацию. По сути, такое монопольное положение обуславливает расширение круга товаров и услуг, которые становятся объектами обязательной сертификации.
Вторая причина — чрезмерные объемы обязательной сертификации. Как известно, ее целью является предупреждение реализации небезопасной для жизни людей и окружающей среды продукции и услуг, однако технически обязательное государственное регулирование должно предусматривать для сертификации ограниченный перечень товаров и услуг, определенный законом.
И третья причина заключается в том, что в существующей системе сертификации много случаев дублирования функций, которые уже выполняются другими ведомствами. Если взять, например, сертификацию услуг общественного питания, которая началась с октября этого года (хотя продукты питания уже прошли сертификацию), то деятельность учреждений общепита находится под жестким контролем санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того, в соответствии с Законом Украины "О защите прав потребителей" право проверки сферы торговли, общественного питания и услуг качества товаров на соблюдение обязательных требований безопасности товаров и оказываемых услуг предоставлено Государственному комитету Украины по делам защиты прав потребителей.
Предприниматели предложили создать независимые друг от друга национальные системы аккредитации (нормативно-правовое регулирование обеспечивалось бы Законом Украины "Об аккредитации") и подтверждения соответствия, в частности, сертификации (нормативно-правовое регулирование обеспечивалось бы Законом Украины "О подтверждении соответствия продукции (услуг) нормативным требованиям"), что позволило бы, по их мнению, ограничить монопольное положение Госстандарта. Что касается сферы действия обязательной сертификации, то ее правовое поле должно определяться исключительно законами Украины и содержать исчерпывающий перечень товаров и услуг, опасных для жизни людей и экологии.
Последний будет представлять законодательно регулированную сферу сертификации, остальные же товары и услуги войдут в нерегулируемую законодательно сферу. При этом предприятия, которые будут производить подобную продукцию или оказывать услуги, смогут на добровольных началах декларировать соответствие своих товаров или услуг на добровольно определенных условиях. По мнению членов КЭЦОПУ, инициировавших подобное предложение, такая система будет побуждать предпринимателей создавать свои собственные системы качества, которые могут сертифицироваться на добровольных началах. При этом обязательно установится ответственность как производителей, так и органов сертификации.
Что касается системы обязательной сертификации, регламентируемой законом, она должна строиться по отраслевому принципу: министерства и ведомства, отвечающие за определенную отрасль, должны создать при себе центральные органы по подтверждению соответствия, которые будут уполномочивать независимые органы сертификации и лаборатории, аккредитованные в национальной системе подтверждения соответствия, проводить деятельность в сфере обязательной сертификации. Таким образом, будет устранено дублирование функций.
Все вышеизложенное нашло свое отражение в обращении объединений предпринимателей Украины к КМУ с предложением о совместной разработке проектов Законов Украины "О подтверждении соответствия продукции (услуг) нормативным требованиям" и "Об аккредитации" с целью внедрения эффективных и согласованных систем сертификации и аккредитации.
*************
госстандарт не мешает честному бизнесу
Леонид ВИТКИН, начальник управления системного анализа и координации работ в области стандартизации, сертификации, метрологии и государственного надзора
Госстандарт не мешает честному бизнесу, он ему помогает, но является преградой для тех, кто занимается "бизнесом" с нарушением действующего законодательства. Даже межведомственная комиссия по анализу систем стандартизации и сертификации, о которой упоминали на семинаре, признала, что Госстандарт работает четко и в рамках действующего законодательства. Что касается обвинений в адрес Госстандарта, они исходят прежде всего от "обиженных", у которых были в прошлом и существуют сейчас проблемы с выполнением требований действующего законодательства в сфере сертификации и государственного надзора или правил и процедур государственной системы сертификации. Поэтому их устремления относительно усовершенствования действующих систем нельзя назвать беспристрастными: ими в первую очередь движет стремление добиться возможности не выполнять действующее законодательство, подвергая его критике и объявляя несовершенным, создавая тем самым себе имидж "борцов" за справедливость, невинно пострадавших за свои убеждения.
Что касается предлагаемой объединениями предпринимателей системы подтверждения соответствия и аккредитации, она совершенно не соответствует европейскому опыту. Если уж стараться реформировать нашу систему, то в соответствии со взятыми Украиной обязательствами по соглашению о сотрудничестве между Украиной и ЕС, соглашениями в рамках ВТО и приближать ее к европейской, а не на свое усмотрение считать европейской систему, функционирующую в некоторых странах СНГ. Европейские эксперты, с которыми Госстандарт работает в рамках программы TACIS, утверждают, что это не тот опыт, который следует перенимать, поскольку он не отвечает европейским направлениям развития сертификации и аккредитации. Кстати, теми же европейскими экспертами одобрены два законопроекта Украины "О стандартизации и сертификации" и "Об аккредитации", разработанные в соответствии с требованиями международного и европейского опыта в сфере технического регулирования. Так, европейская система аккредитации предполагает наличие национального органа по аккредитации и никаких надстроек. Есть четкие требования международных стандартов и руководств по аккредитации (в частности ISO/IEC 62, 65), европейских стандартов по сертификации и аккредитации серии 45000, директивы ЕС о модульном подходе к оценке соответствия, которыми нужно руководствоваться и которыми мы руководствовались при разработке упомянутых законопроектов.
Что касается системы подтверждения соответствия, еще раз хочу подчеркнуть, что ни в ЕС, ни в других развитых странах мира не создаются центральные органы по подтверждению соответствия, как предлагается в разработанной украинской ассоциацией качества и поддержанной на семинаре предпринимателями концепции. В данном случае, если принимать во внимание европейский опыт, имеются уполномоченные государством органы по оценке соответствия, которые аккредитуются в национальной системе аккредитации. Если государство считает необходимым использовать органы по оценке соответствия для обеспечения безопасности для жизни и здоровья своих граждан, оно через органы государственного управления привлекает эти органы по оценке соответствия в форме сертификации третьей стороны с использованием этой процедуры, установленной в законодательных или нормативно-правовых актах.Естественно, ни о каких комитетах по подтверждению соответствия, центральных органах управления речь не идет. Так называемые "ведомственные системы сертификации" существуют в России, однако в первую очередь производители высказывают недовольство сложностью, непрозрачностью, а зачастую дублированием функций в подобных системах.
На мой взгляд, обсуждение проблем в области сертификации, инициированное Координационно-экспертным центром объединений предпринимателей, имело тенденциозный характер, поскольку на него были приглашены "профессиональные" борцы с Госстандартом и Национальной системой технического регулирования. Мы в очередной раз услышали уже известные и часто повторяемые принципы "реформирования" национальной системы стандартизации, сертификации и аккредитации. Создается впечатление, что семинар был необходим лишь для того, чтобы подписать очередное воззвание с целью отмены сертификации для обеспечения бесконтрольного доступа на рынок Украины низкокачественной, а зачастую опасной для жизни и здоровья граждан продукции и легализации нарушений действующего законодательства.
**************