Без недовольных и неблагодарных

"Назначая кого-то на большую должность, я создаю 99 недовольных и одного неблагодарного" — это выражение короля Людовика XIV, правившего во Франции триста лет назад, весьма уместно звучит в Украине начала XXI века. Премьериада и формирование правительства

"Назначая кого-то на большую должность, я создаю 99 недовольных и одного неблагодарного" — это выражение короля Людовика XIV, правившего во Франции триста лет назад, весьма уместно звучит в Украине начала XXI века. Премьериада и формирование правительства — прямое тому подтверждение

Для Леонида Кучмы наличие "99 недовольных" при принятии кадровых решений было своеобразным способом сдерживания "одного неблагодарного" и его политических амбиций: достаточно было развести претендентов по разным углам еще на этапе торгов за кресло и затем поддерживать недовольство кулуарными переговорами (умение вести их за Леонидом Кучмой признают даже самые ярые оппоненты), а в нужный момент направить эти чувства против слишком амбициозного, а значит, и неблагодарного премьера.

Так было в 1996 году с Евгением Марчуком, в 1997-м — с Павлом Лазеренко, в 2001-м — с Виктором Ющенко. Экс-президент предпочитал оставаться над схваткой и убирать конкурентов чужими руками.

Для Виктора Ющенко наличие "99 недовольных" при принятии кадровых решений — вариант далеко не оптимальный. Осенью 2004 года оппозиционные силы впервые сумели объединить свои усилия и добиться результата — отменить сфальсифицированные выборы и привести во власть своего кандидата. Однако впереди следующий серьезный экзамен — реформирование системы власти (а оно редко проходит безболезненно) и парламентские выборы 2006 года. Наличие недовольных кадровыми решениями отнюдь не способствует сохранению действующей политической коалиции, поддерживающей Виктора Ющенко.

Еще один очень важный аспект — насколько довольным кадровыми решениями президента окажется народ. Новая власть получила большой кредит доверия у широких масс, которые ждут масштабных изменений. Новый состав Кабмина должен если не увеличить этот потенциал, то, по крайней мере, не встретить непонимания в глазах простых людей.

Виктор Ющенко пока остается над схваткой. Он не называет имен, обозначив только общие критерии: новый премьер не должен быть лидером политической партии, и у него не должно быть собственных бизнес-интересов. Право выяснять и убеждать "кто какой должности достоин" он предоставил самим претендентам. Дискуссия носит явно публичный характер (многочисленные интервью претендентов — тому подтверждение), а парламентарии не скрывают, что они поддержат любую кандидатуру, предложенную Виктором Ющенко. Вывод, напрашиваемый в такой ситуации, — убедить в своей "профпригодности" к той или иной высокой должности претенденты должны в первую очередь широкие народные массы, а также… самих себя. Дабы недовольных было меньше.

Насколько эффективен такой подход, станет окончательно ясно в первые месяцы после утверждения нового состава Кабмина. Сегодня можно говорить лишь о предварительных итогах. Часть претендентов на премьерское кресло, к примеру, Анатолий Кинах, судя по высказываниям соратников, делать трагедии из своего "непремьерства" не будут. Их (и политические силы, которые они представляют) удовлетворят портфели руководителей центральных органов власти и региональных лидеров. Другие лидеры, в первую очередь Юлия Тимошенко, Александр Мороз и Петр Порошенко, убежденно доказывают, что отказываться от премьерства не намерены.

Удастся ли найти взаимоприемлемое решение, и какую кандидатуру Виктор Ющенко выдвинет на утверждение парламента — возможно, вы уже знаете. Обнародование имени нового премьера на инаугурации (или в первый день после нее) прогнозируют многие политики. И даже намекают, что если претенденты не смогут прийти к согласию, Виктор Ющенко сделает свой выбор в пользу некой "темной лошадки". Как это сделал год назад Владимир Путин, назначив на премьерскую должность малоизвестного тогда Михаила Фрадкова.

А Людовик XIV, к слову, делать свой выбор так и не научился. Возможно поэтому в истории он известен благодаря намного более "раскрученному" своему выражению "Государство — это я".