Билет без очереди

До конца 2007 года авиакомпании должны перейти на электронные билеты.

До конца 2007 года авиакомпании должны перейти на электронные билеты.

Впервые о внедрении электронных билетов (e-ticketing) в Украине заговорили летом 2004 года после ежегодного собрания Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Ассоциация призвала всех участников рынка авиаперевозок к концу 2007 года полностью отказаться от бумажных билетов и перейти к электронным, которыми пользуется наиболее "продвинутая" часть мира. Как считают специалисты, успешность авиакомпаний на мировых рынках напрямую зависит от их готовности предоставлять услуги по электронному оформлению билетов.

Билет прошлого


Как бы ни совершенствовались технологии, использование бумажного билета не позволяет избавиться от целого ряда недостатков, в том числе — необходимости "бумагооборота". Кроме того, при работе с бумажным билетом покупателю необходимо позаботиться о его получении на руки. В случае электронной продажи клиент при покупке получает идентификационный номер, который он должен указать во время регистрации в аэропорту. Для авиакомпаний электронные продажи выгодны по нескольким причинам: билеты на электронных носителях гораздо удобнее в плане ведения учета, управления бумажными потоками (оформление билетов, регистрация, отчетность), повышается контролируемость процесса продажи воздушных перевозок, обеспечивается бессрочная сохранность статистики продаж. У перевозчиков отпадет необходимость в трудоемкой обработке данных, содержащихся на страницах бумажной билетной книжки, не нужно будет складировать кубометры бланков. Вся информация, относящаяся к перевозке пассажира (маршрут, тариф, класс обслуживания, уплаченная сумма, сборы и т. д.), сохранится в файле электронного билета на сервере авиакомпании.По словам представителей компании "Международные авиалинии Украины", электронный билет выгоднее на 90% по сравнению с бумажным. (На данный момент себестоимость бумажного билета достигает $10, в то время как предположительная себестоимость его электронного собрата составит $1-2.) Таким образом, по подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта, использование электронного билета в масштабах всей отрасли позволит авиаперевозчикам уменьшить расходы на $3,5 млрд.

Сроки и условия


В рекомендациях IATA определен срок завершения перехода на электронный билет — конец 2007 года. После этого бумажный бланк будет выведен из использования в IATA BSP/ARC, и авиакомпании, не реализовавшие технологию электронного билета, потеряют доступ к услугам международных системам взаиморасчетов в авиации. А без них серьезный авиационный бизнес просто невозможен. К тому же от сотрудничества с перевозчиками, не успевшими перейти на e-ticketing, откажутся зарубежные авиакомпании-партнеры. "У "Аэро-Свита" — около 150 партнеров по авиаперевозкам, в кооперации с которыми мы доставляем пассажиров в тысячи пунктов по всему миру", — говорит пресс-секретарь компании Сергей Куцый. Впрочем, выполнять наставления IATA будут, очевидно, не все. Без особого ущерба для имиджа и бизнеса их вполне могут проигнорировать небольшие компании, выполняющие 1-2 рейса в месяц, или чартерные перевозчики. Но те украинские авиакомпании, которые интегрированы в глобальное сотрудничество на международных авиационных рынках, будут вынуждены следовать рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта.В общем, у авиаторов в распоряжении год, времени на "раскачку" просто нет, учитывая, что эта технология для нашего рынка новая. Первые шаги в данном направлении сделали пока только "АэроСвит" и "Международные авиалинии Украины". "АэроСвит" начал первым (в августе 2005 года) и с тех пор успел продать на свои рейсы 35 тыс. электронных билетов. Оба перевозчика, кстати, намного опередили российские авиакомпании, которые только подступают к решениям e-ticketing и с удовольствием перенимают украинский опыт на всевозможных конференциях. Тем не менее, для полноценного функционирования электронного билета в Украине необходимо завершить процесс его легитимизации. В целом законодательная база Украины частично электронный билет признает. Эти вопросы регулируются Законом "Об электронных документах и электронном документообороте", "Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа", утвержденными приказом Министерства транспорта и связи Украины. Гражданский и Воздушный кодексы также предусматривают электронный билет как разновидность проездного документа. Однако на сегодняшний день законодательно не урегулирован статус электронного билета как документа финансовой отчетности. А это важно как для покупателей, так и для продавцов электронного билета. Покупатель, вернувшись из командировки, не сможет отчитаться за расходы перед своей бухгалтерией. А у компаний, не имеющих "бумажного" подтверждения продажи перевозки, могут возникнуть проблемы с налоговыми органами. "АэроСвит" уже открыл доступ к этой услуге на десяти международных маршрутах. Но из-за законодательных проблем в Украине мы вынуждены пока вести продажу электронных билетов на свои рейсы исключительно на зарубежных рынках", — рассказал заместитель генерального директора авиакомпании "АэроСвит" по продаже и управлению доходами Сергей Кравченко. Доходит до абсурда. "АэроСвит" установил в аэропорту Одессы систему автоматизированной регистрации пассажиров. В результате впервые стал возможен полет между украинскими городами (в данном случае — между Киевом и Одессой) с использованием полнофункционального электронного билета. Этим сервисом воспользовались американцы. Ведь раньше с электронным билетом они могли добраться не дальше Киева, а для полета в Одессу — покупать бумажный. Попробовали и мы, но ни в одном агентстве нам электронный билет в Одессу продать не захотели. А в самой авиакомпании объяснили, что в отличие от американцев, канадцев и немцев, для нас в родной стране эта услуга пока недоступна. И все по той же причине — авиакомпания не рискует вступать в конфликт с национальным законодательством, открывая в Украине продажу пока еще не совсем легитимных на ее территории электронных авиабилетов. Впрочем, власти также заинтересованы во внедрении электронных продаж. Как сообщили в Министерстве транспорта и связи со ссылкой на мнение министра Николая Рудьковского, работа по усовершенствованию законодательной базы ведется. И уже в следующем году можно будет ожидать решения правовых коллизий, сдерживающих переход на электронные билеты. По мнению Рудьковского, это не только упростит технологию продаж, но и поможет усовершенствовать систему отчетности. Повышение цен на топливо, ужесточение конкуренции со стороны крупных международных перевозчиков побуждает украинские авиакомпании пересмотреть статьи расходов, чтобы избежать падения рентабельности бизнеса. Выходом из ситуации может стать внедрение электронных билетов, что позволит сократить расходы на их продажу в 8-10 раз. "Конечно, времени потеряно много. К сожалению, на зарубежных рынках в продажах электронных билетов на свои рейсы мы продвинулись намного дальше, чем в Украине. Но технологический базис уже заложен. Думаю, за год вполне возможно решить и законодательную проблему, тем более при понимании ее актуальности и поддержке со стороны профильного министерства", — отметил пресс-секретарь авиакомпании "АэроСвит" Сергей Куцый.