Бизнес для продвинутых

Генеральный директор корпорации "ЛІГАБізнесІнформ" Сергей Бондаренко о том, как заработать на информационном би знесе.

Генеральный директор корпорации "ЛІГАБізнесІнформ" Сергей Бондаренко о том, как заработать на информационном би знесе.

Что собой представляет сегодня украинский информационный бизнес? Насколько он далек от мировых стандартов?
– Прежде всего давайте определимся с понятием "информационный бизнес". У многих он ассоциируется с радио, телевидением, газетами. Но на самом деле это не только общепринятые медиа. Наша корпорация, например, занимается выпуском не только новостной, но и правовой, справочной информации. То есть информационный бизнес — это тот, который получает прибыль от продажи информации как продукта. Сегодня информационный рынок характеризуется тем, что происходит перераспределение способов потребления информации: потребитель отдает предпочтение Интернету и новым технологиям. А это работает в пользу компаний, которые являются приверженцами инновационных решений. В частности, наша компания предоставляет информацию исключительно при помощи IT-технологий. В ответ на запрос рынка о более оперативном, более активном предоставлении необходимой информации сегодня мы ищем способы общения с аудиторией, которые раньше не были свойственны этому бизнесу, например ежедневные электронные издания. Что касается мировых стандартов, то мне кажется, мы довольно близки к ним. Когда смотришь выпуски новостей по телевизору, то они все больше становятся похожими на новости ВВС, CNN. Те, кто смотрят ТВ-программы за границей, видят, что по формату наши программы становятся внешне очень похожи. А приход в Украину мировых брендов естественным путем привносит и новый уровень стандарта информации. Безусловно, проникновению мировых тенденций и стандартов также способствует открытость границ и все более широкое распространение Интернета. И если ранее в этой области существовало одно негласное правило — "в нашем Интернете правил нет", то сейчас приходит понимание необходимости регламентирования деятельности, в частности, информационных ресурсов во Всемирной сети.

На чем строится информационный бизнес? Каковы основные принципы и методы успешного построения?
– Как и всякая деятельность, информационный бизнес работает по известному принципу "Дифференцируйся или умри". Если компания может предложить потребителю что-то, что выделит ее из числа других, то она успешна. При условии, конечно, что компания четко организована, не подводит своего потребителя, следит за качеством продукта. Если бизнес стоит в ряду со многими себе подобными — он кандидат на "вылет". Не менее важно и построение системы обслуживания клиентов на постоянной основе, когда есть система поддержки, инфраструктура оказания услуг. Здесь каждый идет своим путем: газеты строят собственные системы распространения, не слишком надеясь на "Укрпочту", телеканалы максимально обеспечивают свое присутствие во всех регионах. Мы, например, построили целую сеть деловой информации "ЛІГАБізнесІнформ", которая представляет собой полную инфраструктуру: поставку, поддержку, сопровождение. И наш опыт позволяет сегодня сделать вывод: мало иметь информационное преимущество, нужно построить надежную систему обслуживания клиента.

На какие источники финансирования стоит ориентироваться и почему?
– Лучший источник финансирования — это самофинансирование. Потому что именно оно дает настоящую свободу. Если говорить о привлечении денег из внешних источников, то, на мой взгляд, имеет смысл привлекать портфельные, стратегические инвестиции, желательно из-за рубежа. Как показывает практика, внутренние инвестиции зачастую связаны с желанием иметь "карманный" инструмент влияния. Создание таких ресурсов иногда выгодно, но всегда неинтересно.

Какие основные методы продвижения и стимулирования сбыта уместны и продуктивны для информационных продуктов?
– Наши методы продвижения и стимулирования продаж основаны на акцентировании внимания потребителя на инновационности предложений. Это позволяет не только подтолкнуть потребителя к приобретению именно наших продуктов, но и держать высокие цены, поскольку за новинку всегда готовы платить больше. В принципе, самое лучшее продвижение — это самопродвижение продукта с помощью благодарных потребителей. Если вам удается поддерживать высокую планку качества и распространенности своего продукта, многие новые клиенты придут к вам по рекомендации от "старых". С одним из наших продуктов — правовыми системами "ЛІГА:ЗАКОН" — нам это удалось. Пожалуй, это самое большое достижение нашей компании за 15 лет ее существования.

Возможно ли существование в Украине действительно сильной информационной корпорации или холдинга без собственных телеканалов или радиостанций?
– Если под сильной корпорацией понимается финансовая состоятельность и информационная влиятельность, то да — может. Сейчас это возможно благодаря существованию новых информационных технологий, а особенно Интернета. В ряде случаев он становится для наиболее продвинутых, а значит наиболее влиятельных людей современного общества, основным источником получения информации. И тогда вечерние посиделки перед телевизором уже не нужны. Как правило, человек, имеющий доступ к Интернету, узнает обо всем раньше, и основные новости в том числе. А новость — это товар, который употребляется один раз. Тот, кто сможет первым предоставить информацию, получает преимущество. Поэтому сегодня шанс стать сильным без традиционных медиа есть.

Какие основные трудности сопровождают деятельность информационных бизнесов? Как их преодолевать?
– На самом деле основные трудности связаны с выделением из ряда подобных и с завоеванием сердец потребителей. Мы выбрали самую, пожалуй, трудную аудиторию — деловую. Эта аудитория привыкла ценить свое время, платить за то, что только действительно нужно, и очень придирчиво относится к любым попыткам навязать ей чье-то мнение. Самое трудное — четко определить свое место и роль на этом рынке. С другой стороны, крайне важно собрать и правильно организовать работу людей, которые могут обеспечить четкость выполнения всех процессов. В настоящее время проблема кадров в информационном бизнесе очень большая. Что же касается проблемы добычи информации, то сегодня ситуация в Украине на порядок лучше, чем у наших соседей. У нас есть свобода выбирать, о чем писать, что говорить, как показывать — в том числе и то, что касается политических вопросов или государственного устройства. Но есть проблемы с деловой информацией, точнее с ее ограниченным количеством. По моему мнению, деловая информация более закрыта, поскольку бизнес в Украине находится в той стадии, когда компании не могут говорить о себе полностью открыто. Но это пройдет, вернее — это уже проходит. Посмотрите на развитые страны. Там большинство компаний очень любят говорить о себе, и говорить как можно шире. У нас ввиду специфики ведения бизнеса информации пока еще маловато, но с каждым годом становится больше, и перспективы в этом направлении очень хорошие.Успешные информационные проекты показывают рост от 30 до 50% в год, а то и выше, в зависимости от стадии развития. А рекламный рынок, по нашим наблюдениям, в Интернете растет на 100% в год. По моему мнению, бизнес на информации — один из самых интересных и, если хотите, красивых видов бизнеса.