Бизнес и власть оказались неразделимы

Девять месяцев украинская власть и крупный бизнес пытались самостоятельно решить свои проблемы. Встреча Виктора Ющенко и крупных бизнесменов на прошлой неделе подвела черту под этим процессом. Президент фактически признался, что ему не удалось отделить би
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Девять месяцев украинская власть и крупный бизнес пытались самостоятельно решить свои проблемы. Встреча Виктора Ющенко и крупных бизнесменов на прошлой неделе подвела черту под этим процессом. Президент фактически признался, что ему не удалось отделить бизнес от власти и посоветовал не строить заборы между "своим огородом" и государством

Четырехчасовая встреча президента и представителей крупного бизнеса беспрецедентна сразу по нескольким причинам. Во-первых, необычным является сам формат и место проведения собрания. До этого проблемные вопросы президент и бизнесмены предпочитали решать в ходе личных встреч и в основном на "нейтральной территории" — на различных торжествах и международных форумах, во время официальных визитов главы государства на подконтрольные предприятия.

Единственное схожее по формату и направленности публичное собрание — встреча представителей украинских и российских деловых кругов в Ливадийском дворце Ялты в июле прошлого года, проходившая под эгидой Леонида Кучмы и Владимира Путина. В ней приняли участие как собственники украинских бизнес-групп (Ринат Ахметов, Сергей Тарута, Виктор Пинчук и др.), так и руководители госхолдингов (Юрий Бойко, Виктор Бондаренко, Георгий Дзекон).

В этот раз руководителей госкомпаний на Банковую не приглашали — украинские деловые круги представляли 19 собственников крупнейших компаний страны. Для многих из них эта встреча действительно была необходимой — после громких реприватизационных скандалов вокруг предприятий Рината Ахметова, Виктора Пинчука, Григория Суркиса и Игоря Коломойского и власти, и бизнесу было принципиально важно продемонстрировать готовность идти на компромиссы. "Национальная буржуазия сидит за одним столом с президентом. Это свидетельство желания диалога с обеих сторон и движения навстречу", — резюмировал по этому поводу Юрий Ехануров.

Судя по комментариям участников встречи, выработать механизм решения приватизационных споров президенту и бизнесменам не удалось — Виктор Ющенко дал поручение премьер-министру определиться с конфликтными вопросами в приватизации в течение 30 дней. Учитывая, что аналогичные поручения президент давал неоднократно и раньше, можно предположить, что искать компромисс придется, как и прежде, в индивидуальном порядке.

Впрочем, для большинства бизнесменов, присутствовавших на встрече, тема реприватизации была не самой актуальной. Например, руководители Новокраматорского машиностроительного завода и Мариупольского меткомбината им. Ильича Георгий Скударь и Владимир Бойко жаловались на проблемы с НДС. Встреча с президентом вряд ли является оптимальной формой для обсуждения тонкостей фискальной политики — наверняка гораздо более предметно (да и продуктивно) решать эти вопросы с профильными министерствами или руководством налоговой.

Им есть о чем дискуссировать с президентом

Несомненно, требовать конкретных результатов уже от первой встречи крупных бизнесменов и власти вряд ли оправданно — дальше обмена декларациями стороны пока не пошли. Однако общение решили продолжить, причем инициатором выступила власть. Виктор Ющенко предложил сделать такие встречи постоянными предположительно "раз в два месяца". Хотя уже сейчас очевидно, что из 19 человек, приглашенных на встречу на Банковой, больше всего в диалоге с властью заинтересовано лишь небольшое число бизнесменов.

Ринат Ахметов наверняка заинтересован в поиске компромиссного варианта решения проблемы "Криворожстали". Мировое соглашение, варианты возврата суммы, уже вложенной в покупку акций предприятия в прошлом году, — список тем для диалога можно продолжить. В любом случае, у Ахметова есть весьма весомые аргументы: его компания является одним из крупнейших национальных инвесторов. Инвестиционная программа компании СКМ в 2005 году составляет $900 млн., а план вложений в увеличение производства и снижение себестоимости продукции на 2006-2010 годы составляет около $4 млрд.

Схожая ситуация и у Виктора Пинчука. Кроме проблемы "Криворожстали", ему крайне важно оставить под своим контролем Никопольский завод ферросплавов, реприватизации которого долгое время добивалась Юлия Тимошенко. Как и в случае с "Криворожсталью", наиболее оптимальным вариантом решения спорной ситуации может стать вариант доплаты. Тем более что Виктор Пинчук заявляет, что он готов вести переговоры на эту тему.

Свои аргументы в деле по НЗФ наверняка есть и у Игоря Коломойского: группа "Приват" никогда не скрывала своего интереса к предприятию. Кроме НЗФ, без вмешательства властей вряд ли удастся разрешить конфликт с Константином Григоришиным вокруг контроля над облэнерго и создания вертикально интегрированной нефтяной компании на базе "Укрнафты", крупный пакет акций которой контролирует группа "Приват".

В резонансный корпоративный конфликт в облэнерго втянут и Григорий Суркис. Правда, сразу после встречи с Виктором Ющенко он поведал журналистам, что облэнерго ему не принадлежат, он не имеет отношения к концерну "Славутич", а на встречу его пригласили по-видимому из-за того, что опыт и положение в обществе дают ему право на ней присутствовать.

Наверняка заинтересован в диалоге с Виктором Ющенко и Андрей Клюев. Правда, скорее по причинам политическим, нежели бизнесовым. Многочисленные обвинения в его адрес относительно нарушений законодательства во время предвыборной кампании 2004 года звучали неоднократно. Материализуются ли они в конкретные уголовные дела — во многом зависит от толерантности власти.

Им не о чем дискуссировать с президентом

Для большинства других участников потребность в личных встречах с Ющенко отнюдь не является столь критической — их бизнес успешно развивается без каких-либо конфликтов с властью.

Например, Сергей Тарута (на встрече с Ющенко ИСД представлял Виталий Гайдук) уже знакомил президента с реализацией инвестиционной программы на входящем в состав группы Алчевском меткомбинате. А президент, в свою очередь, вспоминал о модернизации АМК как о крупнейшей национальной инвестиции за последние 14 лет в ходе своего выступления на праздновании Дня Независимости страны.

В ближайшем будущем может исчезнуть необходимость общаться с Виктором Ющенко и у Александра Ярославского (УкрСиббанк). Разговоры о возможной продаже его банковского бизнеса длятся уже не первый месяц.

Весьма автономно (без особой поддержки или конфликтов) от власти развивается и бизнес Владимира Бойко (ММК им. Ильича), Эдуарда Шифрина ("Запорожсталь"), Александра Слободяна ("Оболонь") или Евгения Уткина ("Квазар-Микро") и ряда других участников встречи. Для них участие в таких собраниях является скорее подтверждением их статуса как крупных бизнесменов, нежели необходимым условием для развития их компаний. Рабочие моменты (проблемы с НДС или другие вопросы) вполне успешно можно решать на уровне премьер-министра или профильных министерств.

В этой связи можно понять и отсутствие единственного бизнесмена, который не присутствовал на встрече, — Леонида Черновецкого. Его группа "Правэкс" всегда развивалась как самодостаточный бизнес и мало зависела от ситуации во властных коридорах. А если нет проблем во взаимоотношениях с властью, тогда зачем ходить на ковер к президенту?

Во встрече Виктора Ющенко и крупных бизнесменов принимали участие:

Ринат Ахметов (группа СКМ)

Вячеслав Богуслаев ("Мотор Сич")

Владимир Бойко (Мариупольский

меткомбинат им. Ильича)

Виталий Гайдук ("Индустриальный союз Донбасса")

Константин Жеваго (банк "Финансы и Кредит")

Андрей Клюев (группа "Укрподшипник")

Игорь Коломойский (ПриватБанк)

Валентин Ландык ("Норд")

Виктор Пинчук ("Интерпайп")

Владимир Поляченко ("Киевгорстрой")

Алексей Порошенко ("Укрпроминвест")

Георгий Скударь (Новокраматорский

строительный завод)

Александр Слободян ("Оболонь")

Григорий Суркис (группа "Славутич")

Евгений Уткин ("Квазар-Микро")

Валерий Хорошковский (телеканал "Интер")

Эдуард Шифрин ("Запорожсталь")

Николай Янковский ("Стирол")

Александр Ярославский (УкрСиббанк)

Не пришел Леонид Черновецкий

("Правэкс-банк")