Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

"Бюджет формируется волюнтаристским путем", — утверждает и. о. главы Бюджетного комитета Верховной Рады Украины Людмила Супрун

Чтобы бюджет-2006 был принят, Минфин, по мнению Людмилы Супрун, должен выполнить одну вещь — четко исполнить бюджетную резолюцию. Все предложения Бюджетного комитета относительно текстовой части учтены на 100%. Это, по мнению Супрун, означает, что предлож

Чтобы бюджет-2006 был принят, Минфин, по мнению Людмилы Супрун, должен выполнить одну вещь — четко исполнить бюджетную резолюцию. Все предложения Бюджетного комитета относительно текстовой части учтены на 100%. Это, по мнению Супрун, означает, что предложения комитета точные, проверенные, совпадают с законодательством, и правительству просто "нечем крыть".

- Что касается расходов, то там Минфин погулял, как ему захотелось, — считает Людмила Супрун. — Мы можем сделать так: их предложения во второй редакции по увеличению расходов обнулить. И оставить лишь те, что совпадают с предложениями депутатского корпуса. Их мы поддержим, другие — не будем. Поэтому судьба бюджета на 2006 год полностью в руках правительства.

- Изменены ли в проекте бюджета макроэкономические параметры?

- Макроэкономические показатели не изменены, но размер доходов по некоторым статьям, например, налогу на прибыль, НДС, арендной плате, плате за транзит газа изменились, и очень существенно. Изменился также размер ввозной пошлины. Формирование бюджета идет волюнтаристским путем. Какую цифру захотел, такую цифру и поставил. Такая ситуация происходит от несовершенства планирования.

Мы хотим заслушать выполнение закона о бюджете за 9 месяцев этого года. Готовит свой отчет и Счетная палата — причем как по доходам, так и по расходам. Это может охладить бравурные реляции Министерства финансов и позволит получить реальную критическую оценку. Когда мы говорим о выполнении отдельных статей бюджета, то видим, что многие расходы практически не выполняются. Например, статья по обеспечению сельской местности автобусами выполнилась только на 6%. Это при том, что Рада сохранила финансирование программы в прежних объемах, тогда как правительство предлагало сократить эту часть расходов. Для нас очень важно, чтобы бюджетные статьи выполнялись вовремя и в полном объеме.

- Учтено ли в новом проекте изменение цен на газ?

- Цены на газ остались на том же уровне. Однако недавно прозвучало заявление премьера о том, что они будут увеличены на 50%, и это нас обеспокоило. Ведь непонятно, для каких категорий будет повышение — для предприятий или для населения. Мы должны четко знать, что будет происходить с ценами на газ, чтобы скорректировать расходы бюджетов на содержание школ, больниц, детских домов и так далее. Потому что цена на газ влияет на расходную систему, иначе все расходы развития для местных бюджетов превратятся в расходы двух типов — на зарплату и на оплату энергоносителей и коммунальных услуг.

- Принял ли во внимание Кабмин предложения комитета по росту дотаций местным бюджетам?

- У нас много претензий к формированию местных бюджетов. Слишком завышена их доходная часть. Откуда они будут брать столько денег, непонятно. У правительства в этом плане слишком радужные планы. Мы попросили снять пики, которые у местных бюджетов выходили, когда им приходилось оплачивать долги за предыдущий период или во время выплат зарплат при ликвидации предприятий. Регионам так и не направят 5 млрд. грн., как мы предлагали. Правительство планирует выделить только 990 млн. — около 2% от суммы бюджета. Это очень низкий уровень роста доходов.

- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не возникало конфликтов между парламентом и правительством относительно бюджета?

-Необходима разработка детальной концепции Бюджетного кодекса. В ней должны быть применены новые социально справедливые схемы распределения полномочий между центральным и местными бюджетами. Концепция должна учесть нормы социального обеспечения, которые предоставляет государство. Речь идет об образовании, медицинских услугах и так далее. Их надо определить в размерах, четко описать их норматив, объемы финансирования. Граждане будут знать, за что платят они, а за что — государство.

Например, услуги медицины: будет четко расписано, что финансирует государство, какие услуги будут бесплатными, что будет профинансировано в полном объеме, а на что придется рассчитывать в дополнительном медицинском страховании. Это касается и образования: покупать школьные учебники — обязанность родителей или обязанность государства. Труд учителей будет оплачиваться из государственных средств или за счет внебюджетных школьных фондов. Потому что учитель не может жить за зарплату 500 грн., когда 200 грн. платит за коммунальные услуги.