- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Бюджетные рифы
В парламенте начинается жаркий период обсуждения бюджета следующего года. Представление главного финансового документа страны проходило на фоне серьезного правительственного кризиса и обострения политических противоречий между пропрезидентскими силами и политическими силами, поддерживающими бывшего премьера Юлию Тимошенко. Проблемы в верхах сразу же отразились на состоянии государственных финансов — по словам и. о. министра финансов Виктора Пинзеника, его ведомство отложило размещение украинских еврооблигаций на 600 млн. евро в связи с отставкой правительства. Деньги эти сейчас не являются критическими для выполнения текущих обязательств правительства, но рассматривались как своеобразная страховка в случае срыва проведения приватизационного аукциона по "Криворожстали".
С приватизацией тоже не все гладко — ФГИУ отложил оглашение конкурса по продаже небольшого пакета акций меткомбината на фондовой бирже из-за "несогласованности вопроса с правительством". Судьба самого министра, который и верстал бюджет, также не определена — с одной стороны, пост ему предложили, с другой — партия фактически поддержала Юлию Тимошенко. Стечения столь неблагоприятных обстоятельств для рассмотрения в Раде бюджета никто не ожидал.
Допустим наиболее вероятный вариант того, что министром финансов становится кто-то другой. Персона X автоматически попадает в очень жесткие рамки временных ограничений. Так, до первого чтения бюджета остается не так много времени — несколько недель, по крайней мере, так определено законодательством. За это время министр должен как минимум разобраться в документе и попробовать вести аргументированную дискуссию (а попросту банальную торговлю по отраслевому и территориальному признаку) с депутатами, которые настроены традиционно воинственно.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaВ такой ситуации львиная доля полномочий по принятию бюджета автоматически перераспределяется в сторону парламента — по крайне мере до того момента, когда начнет полноценно функционировать Кабинет Юрия Еханурова. Вместе с тем политические риски существуют даже сейчас, после утверждения премьера. Как известно, Кабмин должен предоставить свою программу действий, которую утверждает парламент. В придачу ко всему бюджетный комитет до сих пор остается без яркого руководителя, которыми в свое время были Тимошенко или Порошенко.
Как поступят народные избранники, оказавшись перед столькими политически и экономически аппетитными вопросами? И насколько далеко зайдут традиционные ночные переписывания главного финансового документа страны буквально в последнюю минуту? Сможет ли министр финансов и премьер противостоять депутатам в попытках раздуть и без того рисковый бюджет?
Вместе с тем все разговоры о том, что нынешний бюджет является из рук вон плохим или угробит экономику, по меньшей мере преувеличены.
Даже нынешний дефицит в 10 млрд. грн. не грозит украинской экономике глобальными проблемами хотя бы потому, что всегда есть возможность сокращения расходов или увеличения заимствований денег на рынке. Кроме того, такой дефицит прогнозировали еще в середине этого года и иностранные эксперты — по их мнению, превышение расходов над доходами в Украине будет сохраняться еще несколько лет, и ничего страшного в этом нет. Так что все те риски, о которых в стране вспомнили только сейчас, уже заложены как в ожидания иностранных инвесторов, так и в бизнес-планах корпораций. Конечно, прорыва не произошло, реформы подождут до лета следующего года, но и трагедии из происходящего делать не стоит.
Доля расходов и доходов бюджета в валовом внутреннем продукте
Года |
Доходы бюджета/ВВП |
Расходы бюджета/ВВП |
2000 |
19,93% |
19,93% |
2001 |
20,55% |
20,55% |
2002 |
20,11% |
20,33% |
2003 |
19,94% |
20,91% |
2004 |
18,91% |
20,94% |
2005* |
24,47% |
26,28% |
2006** |
22,61% |
24,27% |
* — планируемые показатели
** — прогнозируемые показатели