Бюджетные рифы

В парламенте начинается жаркий период обсуждения бюджета следующего года. Представление главного финансового документа страны проходило на фоне серьезного правительственного кризиса и обострения политических противоречий между пропрезидентскими силами и п

В парламенте начинается жаркий период обсуждения бюджета следующего года. Представление главного финансового документа страны проходило на фоне серьезного правительственного кризиса и обострения политических противоречий между пропрезидентскими силами и политическими силами, поддерживающими бывшего премьера Юлию Тимошенко. Проблемы в верхах сразу же отразились на состоянии государственных финансов — по словам и. о. министра финансов Виктора Пинзеника, его ведомство отложило размещение украинских еврооблигаций на 600 млн. евро в связи с отставкой правительства. Деньги эти сейчас не являются критическими для выполнения текущих обязательств правительства, но рассматривались как своеобразная страховка в случае срыва проведения приватизационного аукциона по "Криворожстали".

С приватизацией тоже не все гладко — ФГИУ отложил оглашение конкурса по продаже небольшого пакета акций меткомбината на фондовой бирже из-за "несогласованности вопроса с правительством". Судьба самого министра, который и верстал бюджет, также не определена — с одной стороны, пост ему предложили, с другой — партия фактически поддержала Юлию Тимошенко. Стечения столь неблагоприятных обстоятельств для рассмотрения в Раде бюджета никто не ожидал.

Допустим наиболее вероятный вариант того, что министром финансов становится кто-то другой. Персона X автоматически попадает в очень жесткие рамки временных ограничений. Так, до первого чтения бюджета остается не так много времени — несколько недель, по крайней мере, так определено законодательством. За это время министр должен как минимум разобраться в документе и попробовать вести аргументированную дискуссию (а попросту банальную торговлю по отраслевому и территориальному признаку) с депутатами, которые настроены традиционно воинственно.

В такой ситуации львиная доля полномочий по принятию бюджета автоматически перераспределяется в сторону парламента — по крайне мере до того момента, когда начнет полноценно функционировать Кабинет Юрия Еханурова. Вместе с тем политические риски существуют даже сейчас, после утверждения премьера. Как известно, Кабмин должен предоставить свою программу действий, которую утверждает парламент. В придачу ко всему бюджетный комитет до сих пор остается без яркого руководителя, которыми в свое время были Тимошенко или Порошенко.

Как поступят народные избранники, оказавшись перед столькими политически и экономически аппетитными вопросами? И насколько далеко зайдут традиционные ночные переписывания главного финансового документа страны буквально в последнюю минуту? Сможет ли министр финансов и премьер противостоять депутатам в попытках раздуть и без того рисковый бюджет?

Вместе с тем все разговоры о том, что нынешний бюджет является из рук вон плохим или угробит экономику, по меньшей мере преувеличены.

Даже нынешний дефицит в 10 млрд. грн. не грозит украинской экономике глобальными проблемами хотя бы потому, что всегда есть возможность сокращения расходов или увеличения заимствований денег на рынке. Кроме того, такой дефицит прогнозировали еще в середине этого года и иностранные эксперты — по их мнению, превышение расходов над доходами в Украине будет сохраняться еще несколько лет, и ничего страшного в этом нет. Так что все те риски, о которых в стране вспомнили только сейчас, уже заложены как в ожидания иностранных инвесторов, так и в бизнес-планах корпораций. Конечно, прорыва не произошло, реформы подождут до лета следующего года, но и трагедии из происходящего делать не стоит.

Доля расходов и доходов бюджета в валовом внутреннем продукте

Года

Доходы бюджета/ВВП

Расходы бюджета/ВВП

2000

19,93%

19,93%

2001

20,55%

20,55%

2002

20,11%

20,33%

2003

19,94%

20,91%

2004

18,91%

20,94%

2005*

24,47%

26,28%

2006**

22,61%

24,27%

* — планируемые показатели

** — прогнозируемые показатели