Блэр сэкономил за счет каждого члена Евросоюза

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, который во втором полугодии этого года является председателем Европейского Союза, предложил изменить правила формирования бюджета Евросоюза на 2007-2013 годы. Хотя лондонские инициативы и подвергаются резкой крити

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр, который во втором полугодии этого года является председателем Европейского Союза, предложил изменить правила формирования бюджета Евросоюза на 2007-2013 годы. Хотя лондонские инициативы и подвергаются резкой критике почти во всех странах ЕС, не исключено, что уже на текущей неделе саммит глав государств альянса одобрит реформы. Против могут выступить разве что новые члены Евросоюза, которые не намерены жертвовать ранее предоставленными субсидиями и льготами ради всеобщей финансовой экономии

На минувшей неделе в Брюсселе встречались главы министерств иностранных дел стран-членов ЕС. Они пытались согласовать бюджет организации на 2007-2013 годы, но из-за того, что ряд участников встречи выразили несогласие с предложенной председательствующей в ЕС Великобританией структурой бюджетных расходов, встреча закончилась безрезультатно. Вместе с тем перспективы у реформ "от Тони Блэра" не так уж и плохи: даже канцлер Германии Ангела Меркель одобрила курс финансовых реформ ЕС и высказала надежду, что все страны Евросоюза одобрят проведение реформ на саммите глав государств-членов этой организации, который пройдет в Брюсселе 15-16 декабря.

Страны ЕС не могут прийти к консенсусу с лета 2005 года, когда планировалось утвердить семилетний евробюджет. К тому же существует опасность, что и бюджет на 2006 год, так же, как и в 2005 году, испытает нехватку денежных ресурсов из-за неэффективности распределения финансов между государствами.

Великобритания предлагает сократить на 10% финансирование структурных фондов в бюджет ЕС на период 2007-2013 годы. При этом финансовая поддержка новых членов организации сократится на 16 млрд. евро, поскольку они не умеют рационально распределять средства внутри страны. Так, Польша в этом году неэффективно использовала 95% своих денежных ресурсов.

Несмотря на то, что сумма сэкономленных средств за семь лет составит в среднем по 26 млрд. евро в год, план Блэра пока не получил одобрения стран ЕС, а Еврокомиссия выступает против таких реформ. Так, председатель Eврокомиссии Жозеф Мануэль Баррозу считает британский вариант "неприемлемым и нереалистичным", потому что размер семилетнего бюджета EС по плану Великобритании составляет 846 млрд. евро, что на 25 млрд. меньше предыдущего проекта.

Из прибалтийского региона только Эстония поддерживает план реформ Тони Блэра и хочет прийти к всеобщему единому мнению. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип надеется, что новые бюджетные перспективы ЕС для Эстонии окажутся более благоприятными, несмотря на уменьшение части ВВП каждым государством в казну ЕС. Ранее Люксембург предложил вносить в евробюджет 1,06% ВВП каждой страной-участницей Союза, но председательствующая страна ЕС — Великобритания — не согласилась. Тони Блэр считает, что взносы должны уменьшиться до 1,03% ВВП, что лишит новых членов значительной части средств, которые они получают из структурных фондов ЕС. Соответственно, практически все новые десять стран не поддержали план реформ Великобритании.

Экономный бюджет — приоритет ЕС

Со вступлением в ЕС десяти новых стран Восточной и Центральной Европы бюджет региональной организации не выдерживает финансовой нагрузки, поскольку потребности стран в деньгах возрастают. Блэр считает, что ЕС должен начинать экономить путем сокращения субсидий и приступить к разрешению существующих глобальных проблем в Евросоюзе, поскольку они приводят к лишней трате денег.

По плану Блэра, страны-члены ЕС должны реформировать сельскохозяйственную отрасль, поскольку значительные субсидии, предоставляемые сельхозпредприятиям, отрицательно сказываются на бюджете Евросоюза. Тони Блэр призывает отменить субсидии для аграриев. Франция, Польша и Германия выступали против реформирования сельскохозяйственной отрасли, но Великобритания согласна пойти на компромисс и пересмотреть размер выплаты Брюсселя Лондону, чтобы сэкономленные деньги направить на развитие науки, образования, инновационных проектов. Ранее — в 2003 году — десять стран ЕС провели сельскохозяйственную реформу, а оставшиеся (на то время) пять членов Евросоюза должны были присоединиться к реформированию аграрного сектора в январе 2006 года. Идея реформы заключалась в лишении фермера материального стимула производить избыточную продукцию, которая мешает рынку функционировать нормально.

Также Тони Блэр настаивает на проведении социальных реформ, поскольку страны ЕС столкнулись с высоким уровнем безработицы и со старением населения, что приводит к дополнительным расходам на здравоохранение. Страны должны провести ряд реформ в трудовом законодательстве и пенсионной системе, пересмотреть условия социального страхования, здравоохранения. Но такие реформы не популярны в ведущих европейских государствах. Только Великобритания, Швеция и Ирландия открыли свои рынки рабочих мест для граждан новых членов ЕС.

Поскольку сейчас ЕС "замкнут" на решение своих внутренних проблем, в частности, сбалансирования бюджета на ближайшие семь лет, эти проблемы негативно отразятся на внутренней атмосфере в странах-членах, прибавляя количество евроскептиков, а также на перспективах дальнейшего расширения организации за счет государств, которые не имеют четких перспектив членства. Но это не коснется Болгарии и Румынии, поскольку решение об их вступлении в 2007 году принято. Может пострадать Турция. Несмотря на то, что переговоры с Турцией о вступлении в ЕС уже начались, эксперты отмечают, что они будут длительными, и никто не может дать гарантии, что Турция станет членом организации.

Справка

Лондон предлагает на период 2007-2013 годов установить расходы единого бюджета ЕС в сумме 846,754 млрд. евро, что составляет 1,03% от общего объема ВВП ЕС. Передавший Великобритании бразды правления в ЕС Люксембург предлагал установить расходы в 871 млрд. евро (1,06%), или на 25 млрд. больше, нежели Лондон.

В соответствии с предложением Великобритании, средства фондов структурной поддержки новых стран ЕС должны быть сокращены на 7-8%. Вместе с тем Великобритания готова согласиться с сокращением в указанный период примерно на 8 млрд. евро суммы, выплачиваемой стране из бюджета ЕС за то, что британские фермеры не получают субсидий из единой европейской казны