Богатые и россияне

Богатые и россияне выигрывают от законодательных нововведений на авторынке. Новые пошлины на импорт автомобилей, установленные в законе о бюджете-2005, существенно меняют ценовую ситуацию на авторынке. Наиболее значительный рост прогнозируют на автомобили

Богатые и россияне выигрывают от законодательных нововведений на авторынке. Новые пошлины на импорт автомобилей, установленные в законе о бюджете-2005, существенно меняют ценовую ситуацию на авторынке. Наиболее значительный рост прогнозируют на автомобили отечественного производства и недорогие иномарки. А дорогие автомобили с двигателями больших объемов, напротив, должны подешеветь. В еще более привилегированном положении оказался российский автопром: благодаря льготам при растаможке, они могут вернуть себе позиции главного маркетмейкера украинского авторынка

Главное новшество принятых законодательных изменений — установление единой пошлины на ввоз автомобилей взамен дифференцированной (в зависимости от объемов двигателя) и ликвидация нижней "вилки" — уровня пошлины в зависимости от "возраста" и типа двигателя. То есть если раньше пошлина рассчитывалась исходя из стоимости авто, но не менее нескольких евро за 1 куб. см двигателя, то теперь единственным показателем, на основании которого рассчитывается стоимость растаможки, является цена машины. В ходе "торгов" с правительственными чиновниками импортерам удалось существенно снизить планку: отныне за любой импортированный автомобиль — вне зависимости от срока использования — в казну придется уплатить 20% таможенной стоимости, а не 34,5%, как планировалось ранее. В то же время акцизы на новые автомобили, которые рассчитываются в зависимости от объема двигателя, снижены до символического уровня — от 0,02 до 0,1 евро за каждый кубический сантиметр.

Впрочем, те же акцизы станут основным "щитом" для защиты от нашествия "автораритов" с европейских свалок (ранее пошлины на импорт "бэушных" машин составляли около 30%). Для подержанных машин акцизы существенно увеличены — при ввозе старой иномарки в зависимости от "возраста" машины и объема двигателя придется заплатить от 1 до 3,5 евро за каждый кубический сантиметр.

Россияне вытесняют украинцев

Продукция крупнейшего автопроизводителя Украины — Запорожского автозавода — стала главной жертвой новых пошлин. После "возврата" уплаты НДС и акцизов автомобили производства ЗАЗа уже подорожали на 10-20%. Больше всех досталось "Тавриям" — с первого апреля их цена увеличилась на 20%. К примеру, базовая модель с двигателем 1,1 л стоит 18,7 тыс. грн., оставаясь самым дешевым новым автомобилем на отечественном авторынке. Наиболее популярная модель этой марки — "Славута" — теперь стоит более 21 тыс. грн., и с ней реально конкурирует ВАЗ-2107 с трехлетней гарантией и ценой в 26,2 тыс. грн. Насколько "патриотичным" окажется украинский покупатель — вопрос далеко не риторичный, поскольку укрепление позиций российской "классики" грозит украинским производителям потерей позиций на отечественном рынке — российские автомобили с объемом двигателя больше полутора литров по-прежнему можно ввозить беспошлинно и в любых количествах (импорт машин с 1,5-литровыми моторами ограничен квотами).

Аналогичная ситуация и в более дорогих сегментах. Daewoo Sens, Lanos, модельный ряд Chevrolet и Opel, сборка которых велась на ЗАЗе, подорожали на 10%. Единственное исключение — Opel Astra Classic. Цены на эту модель решили оставить без изменений, что связано с ее позиционированием. В наиболее выигрышном положении в этом сегменте оказались ВАЗовские "десятки". К примеру, Daewoo Sens с 1,3-литровым мотором теперь стоит 43,5 тыс. грн., а ВАЗ-21101 (объем двигателя 1,6 л.) в автосалонах предлагают за 42,95 тыс. грн. Самые дорогие, 16-клапанные "десятки" ВАЗ-21104 с хорошей комплектацией, стоят 44,4 тыс. грн. А их основной конкурент Daewoo Lanos даже в базовой версии обойдется минимум в 50 тыс. грн. Версия с кондиционером, гидроусилителем, электростеклоподъемниками и центральным замком стоит уже 55,4 тыс. грн.

Подорожание грозит не только запорожским автомобилям, увеличатся цены и на продукцию других крупных предприятий — Луцкого автозавода, "Еврокара", Кременчугского автосборочного завода. Один из основных факторов роста цен — 5%-ная пошлина на импорт машинокомплектов.

Примечательно, что буквально на прошлой неделе российское правительство тоже поменяло пошлины на импорт машинокомплектов. Согласно новому постановлению, которое подписал премьер Михаил Фрадков, большинство автокомпонентов для промышленной сборки будут ввозиться… вообще беспошлинно (двигатели, трансмиссии, элементы кузова, глушители) или с пошлиной до 3% (стартеры, свечи). Логика этого решения очевидна: россияне стимулируют крупноузловую сборку иномарок на своих предприятиях. Причем эти заводы будут работать не только на российский рынок, но и на рынки соседних стран, в первую очередь — на украинский. Тенденция односторонней ориентации отечественного авторынка на российский импорт только усилится.

Отечественные производители, оказавшиеся перед угрозой потери рынка сбыта, требуют от правительства адекватных шагов — исключения из режима свободной торговли с Россией автомобильной продукции (легковых и грузовых авто и автобусов). Если этого не случится, то уже в 2005 году поступления в бюджет сократятся почти на 1,6 млрд. грн. за счет уменьшения производства отечественными предприятиями и поступлений таможенных платежей от импорта.

Иномарки дорожают незначительно

Весьма интересная ситуация с ценами складывается и в сегменте иномарок нероссийского производства. 20%-ные пошлины увеличивают налоговую нагрузку только на автомобили с небольшими объемами двигателей — до 2 л. Впрочем, этот рост весьма незначителен — около 0,1-2%. Нивелировать данный фактор импортеры и дилеры могут за счет курсовой разницы или незначительного уменьшения своей рентабельности. В наиболее выигрышной позиции оказались недорогие корейские и французские иномарки — из-за невысокой стоимости уровни их продаж могут существенно увеличиться.

Более того, дорогие автомобили с большими объемами двигателей могут подешеветь. К примеру, популярные внедорожники VW Touareg 3,2 станут доступнее на 5%, или на 3400 евро. А Toyota Land Cruiser 100 4,7 подешевеет на 18% (8800 евро). Объяснение простое: пошлина осталась неизменной (для автомобилей с двигателем объемом более 3 л она и раньше составляла 20% стоимости), однако акциз уменьшился в десять раз (до 320 евро).

В случае с импортом подержанных авто ситуация кардинально противоположная. Размер пошлины по большинству подержанных автомобилей уменьшился — с 20-30% от стоимости до 20%. Однако акциз увеличился и по-прежнему дифференцируется в зависимости от срока эксплуатации (до 5 лет и более 5 лет) и объема двигателя — размер платежа составляет 1-3,5 евро. Если таможенникам удастся избежать массовых махинаций со стоимостью автомобилей, импорт подержанных машин в Украину увеличится весьма незначительно.

Комментарий

Борис Ткаленко, директор ООО "КIA Moторс Украина":

— Как известно, 29 марта 2005 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал закон об изменениях в бюджет-2005. Таким образом, можно констатировать, что в Украине произойдут изменения в ценовой политике некоторых автомобильных брендов. В большей степени закон затронет предприятия, пользующиеся государственными льготами.

16 марта 2005 года было достигнуто соглашение между KIA Motors Corporation и KIA Motors Ukraine

о поставке в Украину до конца 2005 года 5510 высококачественных автомобилей марки KIA. Помимо обновленного Sportage, на украинском рынке появится абсолютно новая RIO JB, немногим позже Magentis. Также на все автомобили марки KIA предоставляется гарантия пять лет.

Равные условия для всех участников рынка позволят покупателю по-новому посмотреть на KIA. Кроме того, темпы роста продаж марки KIA в Европе очень высокие, это говорит о появлении моды на KIA. Машины продаются по правильным ценам, поэтому ООО "КIA Moторс Украина" не планирует менять свою ценовую политику.

Планируемый рост стоимости автомобилей украинского производства, %

(сделать инфографику )

Продукция ЗАО "Запорожский автомобильный завод"

Продукция ЗАО "Еврокар"

Продукция ЗАО "Кременчугский автосборочный завод"

Продукция ОАО "Луцкий автомобильный завод"

Продукция ЗАО "Херсонский автосборочный завод"

22

4

4

2

1

Автомобиль (год производства/

объем двигателя, л.)

Цена в Герма

нии**

Пошлины*

Акциз*

НДС*, EURO

Суммарные таможенные платежи*

Окончатель

ная стоимость с растамож

кой*

Audi A-8(2002/4,2)

24000

4800(7560)

12600(8400)

8280(7992)

25695(23967)

49795(48067)

BWM 530i(2003/3,0)

24900

4980(4980)

6000(3600)

7176(6696)

18171(15291)

43171(40291)

Honda Accord (2001/1,8)

10000

2000(2000)

2700(1080)

2940(2616)

7655(5711)

17755(15811)

Skoda Octavia(20041,6)

11500

2300(2300)

2400(960)

3240(2952)

7955(6227)

19555(17827)

VW Passat (2005/1,9 TDI)

18500

3700(2775)

57(570)

4451(4369)

8223(7729)

26823(26329)

Opel Omega(1996/2,0)

4000

800(2400)

4000(1800)

1760(1640)

6575(5855)

10675(9955)

Porsche Boxter(2005/2,7)

38000

7800(5850)

162(1620)

9392(9294)

17369(16779)

56469(55879)

VW Golf V(1999/1,6)

8500

1700(2550)

3200(1440)

2680(2498)

7595(6503)

16195(15103)

VW Touareg(2005/3,2)

43900

8780(8780)

320(3200)

10600(11176)

19715(23171)

63715(67171)

Mercedes-Benz CLS500(2005/5,0)

75000

15000(15000)

500(5000)

18100(19000)

33615(39015)

108715(114115)

* При действующих ставках (в скобках — до 1 апреля 2005 г.)

** использовался сайт купли-продажи авто в Германии www.mobile.de