- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
БОЛЬШИЕ ПОМЕХИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Комментарий результатов социологического исследования малых частных предприятий
Евгений Гужва
Известно, что национальная экономика прежде всего характеризуется уровнем развития в государстве малого бизнеса. Хорошо развитый малый бизнес повышает экономическую гибкость, содействует здоровой конкуренции и рациональному использованию финансовых, материальных и людских ресурсов
Частные предприятия обеспечивают также так необходимые новые рабочие места. Например, в Италии две трети экономически активного населения трудится в малых и средних компаниях, в США почти 90% рабочих мест образованы фирмами, в которых численность работающих колеблется в пределах от 1 до 20. В странах с переходной экономикой, где внедряются реформы, наблюдаются подобные тенденции. Так, в Польше, на каждую тысячу населения действует 41 малое предприятие, а это даже больше, чем в Германии или Франции.
В нашем государстве сектор малого бизнеса тоже должен положительно влиять на экономическую ситуацию, действовать как двигательная сила в развитии и переходе к мощной рыночной экономике. Украина достигла определенного успеха в стабилизации макроэкономических условий. Однако, с другой стороны, дальнейшему развитию этого важного сектора мешают барьеры, установленные правительственной политикой. Малые и средние частные предприятия до сих пор сталкиваются с проблемами и неопределенностью регулятивной базы. Бывший председатель Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства в Украине Юрий Ехануров высказался о климате, в котором развивается предпринимательство в нашей стране как о "неблагоприятном и даже пагубном".
Очень досадно, но до сего времени сектор малого бизнеса в нашей стране остается неразвитым и отстает не только от большинства развитых государств, но и других переходных экономик. Мировой опыт свидетельствует, что мощный сектор малого бизнеса может быть развит за 5 лет. Например, Польша с населением 39 млн. чел. имеет 2 млн. малых предприятий, что является одной из составных быстрого экономического роста этой страны. В Украине же, где проживает 50 млн. чел., на конец 1997 года действовало чуть больше 100 тыс. малых предприятий.
Чтобы проанализировать, какую же роль играют малые предприятия в экономике и политической жизни нашей страны в переходной стадии, специалисты Проекта поддержки частного предпринимательства в Украине Международной финансовой корпорации провели всестороннее исследование малых предприятий. Общая цель изучения частного сектора — определение преград в успешном развитии малого бизнеса в Украине и работы с представителями органов власти над рекомендациями относительно улучшения условий функционирования малых предприятий.
В социологическом опросе приняли участие 200 директоров и собственников малых и средних предприятий, которые ответили на вопросы в интервью "тет-а-тет". Чтобы охватить предприятия, разные как по региональному размещению, так и по размерам, были избраны 4 города Украины: Днепропетровск, Львов, Харьков, Винница.
В процессе стабилизации макроэкономических условий инфляция и обменный курс валют перестали быть достаточно серьезными проблемами. (Напомним, опрос проводился до проявления нынешних рецидивов финансового кризиса). Как и раньше, чаще всего предприниматели жалуются на налоги. Препятствия регулятивного характера вышли на первый план, как главные в развитии и росте малого бизнеса. Все, без исключения, респонденты указали, что больше всего мешает развитию предприятий неудовлетворительная и несовершенная система налогообложения.
В частности, 95% респондентов посетовали на высокие ставки налогов, 82% считают, что существует очень много различных налогов, а 70% опрошенных высказались, что частые изменения налоговой отчетности очень вредят работе их предприятий. Такой предпринимательский климат является причиной того, что много предприятий склонны к "теневой экономике". Почти половина предприятий (44%) не учитывают 40-50% своих прибылей. Еще 26% указали, что они скрывают 51-90% прибыли.
Большинство собственников предприятий в Украине не проходят все этапы процедуры регистрации (об этом заявляли 67% респондентов) и не получают лицензий самостоятельно (71%), отдавая предпочтение услугам посредников. В противном случае частные предприниматели имеют немного шансов открыть предприятие без значительных затрат времени и средств. В среднем предприятия затрачивают на регистрацию почти по 300 грн. и 30 рабочих дней. На получение лицензии предприниматель затрачивает свыше 650 грн. и 35 рабочих дней.
Опрошенные предприятия проверялись в год в среднем 78 раз. Иными словами, каждый четвертый рабочий день (не менее одного раза в неделю) руководителя отвлекают от работы. Вдобавок ежегодно предприятия обязаны готовить письменные ответы в среднем не менее чем на 68 вопросов от государственных органов. Таким образом, руководство уделяет проверяющим почти 2 дня в неделю. В среднем административные ревизии обходятся каждому предприятию в 4 200 грн. в год (штрафы, пеня и убытки от простоев). Всего же проверять предприятия до нынешнего времени были уполномочены 30 государственных органов. На протяжении последнего календарного года все респонденты хотя бы один раз имели дело с налоговой администрацией, а один из пяти встречался с Комитетом стандартизации и Государственной инспекцией по контролю за ценами.
Лишь 17% респондентов согласились обсуждать вопрос о том, сколько они платят в виде взяток или подарков должностным лицам, чтобы избежать государственного вмешательства в деятельность их предприятий. Опрошенные руководители объяснили свое нежелание отвечать тем, что если они дадут откровенный ответ на вопрос и их личность будет установлена, то вред, который они могут нанести своей фирме в ближайшем будущем, намного превысит улучшение ситуации, на которое можно надеяться в далеком и неопределенном будущем.
Интересной находкой опроса стало то, что почти никто из респондентов не отрицал, что государство обязано играть главную роль в обеспечении экономической и социальной основы роста, хотя превалирующее большинство уверено, что правительство должно выполнять только наблюдательную или регулятивную функцию.
Более 80% украинских предпринимателей в минувшем году столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Среди методов недобросовестной конкуренции чаще всего называлось использование государственных контролирующих органов как карающих (речь идет об инициировании предпринимателями проверок предприятий конкурентов). Менее распространены способы недобросовестной конкуренции, включающие клевету, фальсификацию, информации о товаре конкурента, физическое давление.
Более половины респондентов (52%) указали, что имеют трудности с таможенными процедурами. Приблизительно 75% предприятий в Украине пытаются расширить свои операции за пределами своих областей и установить межрегиональные отношения. Из их числа 40% имеют в связи с этим трудности.
Каждый предприниматель несет значительные временные и денежные затраты на изучение того, что сказано в законодательстве, на трактование законов, поиск посредника и выполнение других административных процедур, связанных с открытием предприятия (подключение к коммунальным услугам, приобретение лицензий и т.п.). Вот почему рекомендуется:
— продолжать реформу существующей регистрационной системы. Новая редакция ст.8 Закона "О предпринимательстве", принятая в декабре 1997 года, значительно упростила процедуру регистрации. Однако заключительное суждение, улучшилась ли ситуация в этой процедуре, можно выразить после того, как будет внедрено утвержденное Кабинетом Министров Украины новое Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Очень важно, чтобы были достигнуты упрощение и централизация процедуры регистрации, и чтобы механизмы и процедура заполнения и подачи документов в регистрирующие органы были четкими, обоснованными и одинаковыми для всех;
— любая новая система регистрации должна быть доведена до ведома предпринимателей и готова к применению.
После того, как социологический опрос был завершен и сделаны выводы, Верховная Рада Украины внесла изменения в ст.4 Закона "О предпринимательстве". Эта новая статья сокращает общее количество видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию, с 112 до 42 и полностью устраняет требования к лицензированию на более чем тысячу видов деятельности. Результативность такого шага трудно переоценить. Поэтому дальнейшие рекомендации таковы:
— ограничить образование новых категорий и субкатегорий лицензирования путем установления суровых правил и надзора за их выполнением. Правила определения затрат на лицензирование также должны быть разработаны;
— упорядочить и упростить нормативные акты и процедуры лицензирования предпринимательской деятельности, потому что сейчас они очень сложные.
Украинские предприятия и компании в сравнении с предприятиями других стран затрачивают непропорционально большую часть своего времени на выполнение всех нормативных требований. Чрезмерные нормативные требования и частые изменения в законодательстве, лежащие в их основе, отражаются на развитии частного сектора Украины как очень непомерные затраты, ибо ресурсы, которые могли бы быть использованы для инновационной и производственной деятельности, превращаются в административные накладные затраты. Нынешняя практика введения нормативных актов задним числом дальше задерживает развитие предпринимательства, добавляя еще один уровень риска. Огромное количество контролирующих органов и дублирование их деятельности также мешает развитию предприятий. И хотя вышедший недавно Указ Президента Украины существенно повлияет на ситуацию с проверками, все же рекомендации остаются следующими:
— ограничить и упростить государственное регулирование. Целью государственной политики должно стать сокращение объемов регулирования, если это не угрожает здоровью людей, окружающей среде и национальной безопасности. Указ Президента Украины "Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности" является перспективным первым шагом в деле уменьшения чрезмерного административного вмешательства. Работа в этом направлении должна продолжаться;
— систематизировать и унифицировать работу проверяющих органов и процедуры проведения проверок финансовой и экономической деятельности предприятий. Процедура проверок, права и обязанности инспекторов должны быть четко определены, а контролирующие органы обязаны координировать свои действия, чтобы предотвратить повторение одной и той же работы;
— опубликовать, довести до сведения и разъяснить предпринимателям информацию о проверках, а также о правах и обязанностях проверяющих органов. Большая часть имеющейся информации является противоречивой, а это мешает эффективной работе предприятий и создает почву для коррупции.
Высокие налоги, большое их количество и частые изменения в налоговой отчетности назывались респондентам как самые острые проблемы, требующие незамедлительного решения. Система налогообложения является неблагоприятной для развития малого бизнеса и ведет к тому, что предприятия вынужденно уходят в "теневую экономику" и таким образом уменьшают взносы в госбюджет. Эти проблемы можно решить внедрением следующих мероприятий:
— уменьшить уровень налогообложения и количество различных налогов. Предприятия, в частности, малые, финансируют свое дальнейшее развитие, в первую очередь, средствами, заработанными самой компанией, фирмой. Если украинским предприятиям разрешить оставлять у себя большую часть своих прибылей, инвестиции в малый бизнес могли бы заметно увеличиться;
— упростить и рационализировать законы о налогообложении и процедуры их применения. Данный процесс предусматривает сокращение количества видов налогов и других платежей;
— упростить правила бухгалтерского учета и требований к отчетности;
— рационализировать механизмы аудита;
— применить механизмы, которые смогли бы обеспечить большую прозрачность и широкую информированность о различных налогах и методах их оплаты.
1.Коррупция, использование государственных проверяющих органов как карающих
2.Фальсификация информации о товаре конкурента, клевета, подрыв репутации конкурента
3.Технологический, промышленный шпионаж, интеллектуальное мошеничество, копирование идей, технологий, инноваций, использование торговых марок и упаковок конкурента
4.Умышгленное занижение цен
5.Нарушение закона, продажа контрабандных товаров, уклонение от налогов
6.Умышленные неплатежи или задержки платежей конкурентам
7.Физические угрозы, рэкет
8.Заключение монопольных сделок