Бондарь ищет варианты

Бондарь ищет варианты повышения эффективности работы портового хозяйства. Морские порты в ожидании реформ, которые должны изменить принципы управления отраслью и механизм привлечения инвестиций. Минтранссвязи начало разработку государственной программы пр

Бондарь ищет варианты повышения эффективности работы портового хозяйства. Морские порты в ожидании реформ, которые должны изменить принципы управления отраслью и механизм привлечения инвестиций. Минтранссвязи начало разработку государственной программы приватизации морских портов, в основу которой будет положена инвестиционная программа по поддержке существующих мощностей портов. На текущий момент подготовлены инвестиционные проекты по развитию морских торговых портов на сумму около $8 млрд.

Попытка развивать порты и привлекать грузопотоки в Украину посредством административного контроля над их деятельностью (в том числе и над коммерческой) завершилась неудачно. Специально созданное для решения этой задачи гособъединение "Укрморпорт", призванное координировать работу предприятий портового хозяйства, было ликвидировано, а концепция развития портов кардинально изменилась — власть решила сделать ставку на частный капитал.

В поисках модели

Суть модели реформирования портового хозяйства, которую инициирует Минтранссвязи, заключается в том, чтобы переложить функцию привлечения грузопотоков на частные стивидорные компании. Как заявил "Инвестгазете" заместитель министра транспорта Павел Рябикин, порт должен быть разделен на государственную (морскую) администрацию и стивидорную компанию. Подразумевается, что приватизация будет касаться активов, задействованных в деятельности стивидорных компаний на территории портов: компании, которые занимаются поиском груза, складированием и его перегрузкой, должны быть частными.

Минтранс обозначает несколько моделей работы с частными инвесторами: по договору аренды, по договору о передаче в управление и, собственно, приватизацию. Принципиально новым является только последний вариант, ведь в крупнейших портах многие перегрузочные комплексы давно уже отданы в управление частным компаниям. В частности, в Одесском морском торговом порту (ОМТП) работают такие стивидорные компании, как "Бруклин-Киев", "ГПК-Украина", "Новолог", "Металзюкрейн" и другие. В порту "Южный" — "Трансинвестсервис", "Трансбункер", "Трансойл". В Ильичевском порту, кроме нашумевшего "Укртрансконтейнера", продолжают работать компании "Инфокс" и Estron Corp. Ltd. Кроме того, что эти компании изначально участвовали в реконструкции управляемых ими терминалов, они продолжают вкладывать средства и сейчас. Например, в декабре прошлого года ОМТП заключил договор, согласно которому будет инвестировано $40 млн. в расширение контейнерного терминала. Инвестором выступает немецкая компания HHLA International (учредитель компании "ГПК-Украина"), конечная цель проекта — довести объемы переработки контейнеров до 250 тыс. в год.

Уже прошли проверку временем такие механизмы, как создание СП по управлению перегрузочными комплексами и передача в аренду терминалов. Предложенные формы сотрудничества не всегда устраивали инвестора и не всегда были выгодны государству.

Наверное, инвесторы ждут каких-то новых форм. Вопрос в том, что именно разрешат приватизировать. Как говорит Павел Рябикин, никто не собирается продавать ни причалы, ни гидротехнические сооружения, принадлежащие государству. Возможно, стивидорам будет позволено приватизировать часть перегрузочного оборудования.

Впрочем, пока говорить о различных вариантах приватизации портовых комплексов можно скорее гипотетически: приватизация портов запрещена законодательно, а порты внесены в список предприятий стратегического значения. Вероятность внесения законодательных изменений крайне низка: мощное портовое лобби в парламенте саму идею приватизации воспринимает резко негативно. Более того, парламентом Украины разработан закон "О портах Украины" (правда, его не могут принять еще с 2003 года), который запрещает приватизацию портов. Данный законопроект находится в повестке дня на текущую сессию, и не исключено, что в ходе рассмотрения он может быть существенно подкорректирован.

Тарифный пересмотр

Если приватизационные процессы в портовой отрасли являются скорее проектом будущего, то изменения в другой сфере — тарифной политике — грядут уже сейчас. Согласно распоряжению Минтранссвязи Украины, в рамках ведомства создан Тарифный совет (постоянный совещательно-коллективный орган при Минтранссвязи), заменивший собой ведомственный рабочий орган в формате Рабочей группы по вопросам тарифной политики на транспорте. Возглавил Тарифный совет Николай Щербина, занимающий пост заместителя министра транспорта и связи Украины с декабря 2005 года.

Основная идея нововведения — создание совещательного органа, решающего вопросы тарифообразования на постоянной основе, а также расширение рамок его компетенции. В частности, если Рабочая группа решала оперативные вопросы в сфере исключительно согласованных сквозных тарифов (на перевозку транзитных грузов железнодорожным транспортом и аккордных ставок по их переработке в морских торговых портах), то новой структуре вменен ряд аналитических функций.

Кроме того, для привлечения транзитных грузопотоков Минтранссвязи пролонгировало на первое полугодие 2006 года согласованные тарифные ставки на железнодорожную перевозку и перевалку в морских торговых портах Украины ряда транзитных грузов, значительно сократив их номенклатуру и перечень самих портов. В частности, согласованные ставки отныне не распространяются на Одесский, Феодосийский, Измаильский и Октябрьский порты.

Международный опыт

Россия, с одной стороны, является нашим крупным торговым партнером в сфере перевозок морским транспортом, с другой — конкурентом Украины в черноморском бассейне. Позиции отечественных операторов за последний период ухудшаются. В частности, в 2005 году объемы перевалки грузов через морские торговые порты России увеличились на 11,8% и достигли почти 407 млн. тонн, причем на порты Южного бассейна приходятся 159 млн. тонн. Для сравнения: в Украине в прошедшем году перевалка грузов 19 морских торговых портов ведомственного подчинения сократилась на 2,15% и составила 111,4 млн. тонн. Один только Новороссийский порт (НМТП) перевалил больше грузов (113,3 млн. тонн, при росте 15,7% по сравнению с прошлым годом), чем все украинские порты вместе взятые.

Развитие портов Российской Федерации, если сравнивать с Украиной, проходило по другому сценарию. Основные приватизационные процессы в России прошли в 90-х годах. На текущий момент значительная часть перевалочных комплексов российских портов принадлежит либо крупным стивидорным компаниям, либо крупным частным промышленным предприятиям.

Российское государство сумело сохранить долю собственности в крупнейших российских портах. При этом в программу приватизации на 2005 год правительство РФ включило даже остатки своих активов — в частности, 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт", 20% "Морского порта Санкт-Петербург" и другие. Продать госпакет в 20% акций Новороссийского порта хотят, установив механизм "золотой акции", которая по своему значению равнозначна блокирующему пакету.

В развитых западных странах подавляющее большинство портов находится в государственной собственности. Сами порты (то есть земля, а также портовая инфраструктура) принадлежат государству, но сфера портовых услуг, в основном, контролируется частным капиталом. Насколько можно понять руководство Минтранссвязи, именно эту модель и намерены адаптировать в Украине.

Объем перевалки грузов морскими портами Украины, млн. Тонн

2004

2005

Одесса

30,55

26,85

Южный

18,87

20,70

Ильичевск

14,88

14,97

Мариуполь

14,77

14,77

Измаил

6,65

6,65

Николаев

5,00

5,56

Керчь

2,64

4,42

Рени

2,24

2,96

Херсон

2,70

2,72

Бердянск

2,40

2,11

Евпатория

1,28

1,83

Октябрьск

0,84

1,56

Феодосия

5,33

1,36

Белгород-Днестровский

1,08

1,04

Усть-Дунайский

1,03

0,63

Скадовск

0,16

0,32

Севастополь

0,37

0,31

Ялта

0,27

0,28