Борьба с наличностью

Традиционно, в начале каждого года финансовый рынок испытывает переизбыток гривневой массы. Однако ситуация, сложившаяся в январе, несколько отличается от аналогичных периодов прошлых лет. После того как правительство погасило свои долги по пенсиям и прис

Традиционно, в начале каждого года финансовый рынок испытывает переизбыток гривневой массы. Однако ситуация, сложившаяся в январе, несколько отличается от аналогичных периодов прошлых лет. После того как правительство погасило свои долги по пенсиям и приступило к активному сокращению задолженности по заработной плате, ситуация на рынке стала потихоньку накаляться

ИМЕННО ПОЭТОМУ Нац-банку пришлось активизиро­вать продажу депозитных сер­тификатов коммерческих бан­ков и даже поменять правила рефинансирования. Как заявил председатель НБУ Владимир Стельмах, не исключено, что в январе-марте темпы инфля­ции могут быть относительно высокими в связи с действием сезонного фактора.

Кроме этого, по его мне­нию, на инфляцию оказывают влияние и еще ряд других факторов. Среди них глава Нацбанка назвал увеличение денежной массы, рост зара­ботной платы и доходов насе­ления. Причем, прежде все­го, — пенсий.

Но и это еще не все. Сразу же после новогодних праздни­ков Нацбанк довольно активно выкупал валюту на межбан­ковском рынке.

С НАЧАЛА года НБУ приоб­рел ни много, ни мало — $80,6 млн. Естественно, что для этого ему пришлось продать около 430 млн. грн. А учитывая то, что ситуация на валютном рынке сейчас весьма неста­бильна, и вполне можно ожи­дать превышения спроса над предложением, неплохо было бы локализовать часть излиш­ней гривневой массы у банки­ров. Тем более что денег у НБУ для продолжения скупки долла­ров не так уж и много. Напри­мер, во вторник, несмотря на ожидания дилеров, централь­ный банк так и не вышел на ры­нок с покупкой.

Ситуация осложняется и тем, что рано или поздно на рынке межбанковского креди­тования появится еще один иг­рок, причем весьма крупный. НБУ наконец-то договорился с Госказначейством, которое намерено разместить свои ре­сурсы уже в апреле.

Так что поводов для того, чтобы взять взаймы у банкиров ресурсы в национальной валю­те, у НБУ предостаточно. Лока­лизовать гривню НБУ собрался традиционными способами. В первую очередь, с помощью продажи коммерческим банкам депозитных сертификатов.

Уже в понедельник банкиры получили телеграмму Нацбанка с предложением принять учас­тие в аукционах по размещению сертификатов. Причем сразу в двух. Выставлялись бумаги со сроками погашения 2 февраля и 12 февраля с доходностью на уровне 5-7% годовых.

Нельзя сказать, что предложенные НБУ условия так уж и привлекательны. Хотя, в об­щем-то, они вполне соответст­вуют ситуации на рынке меж­банковского кредитования.Так что успех аукционов был впол­не закономерен. Сколько, правда, Нацбанку удалось при­влечь ресурсов, пока неизве­стно. Однако наверняка сумма в 430 млн. грн., выброшенная на валютном рынке, была "от­бита" с лихвой.

А с прошлой пятницы На­циональный банк, как и обе­щал, ввел новый механизм ре­финансирования коммерческих банков. Как говорится в доку­менте, разосланном банкам, НБУ, выполняя функцию креди­тора последней инстанции , применяет такие способы ре­финансирования банков, как операции на открытом рынке, предоставление стабилизаци­онного кредита и операции куп­ли-продажи государственных ценных бумаг. В общем, ничего нового. Кроме одного: прово­дить рефинансирование НБУ намерен только под залог обли­гаций и векселей. Понятно, что обращаться к Нацбанку с прось­бой о предоставлении кредита под обеспечение долговых рас­писок вряд ли стоит. Если это, конечно,не векселя Госказна­чейства. А вот облигации — сов­сем другое дело.

Еще в начале прошлой недели Владимир Стельмахго­ворил о том, что для локализа­ции излишней гривневой массы Нацбанк к уже апробированным монетарным инструментам до­бавит новые виды и формы классических. По всей видимо­сти, как раз новый механизм рефинансирования и имел в ви­ду главный банкир.