Борьба за "соты" только разгорается

Рынок сотовой мобильной связи Украины растет невиданными темпами. То ли еще будет

Рынок сотовой мобильной связи Украины растет невиданными темпами. То ли еще будет

С начала прошлого года число отечественных абонентов мобильной связи увеличилось в несколько раз, превысив 700 тысяч или почти 1% населения страны. И хотя в Западной Европе этот показатель доходит до 56%, сотовая связь перестает быть у нас привилегией избранных — она становится привычным инструментом делового и личного общения, во многом благодаря тому, что тарифы на мобильники снижаются день ото дня — появляются льготные подключения и экономные пакеты, почти везде входящие звонки для пользователей одной сети бесплатны. И это — не предел… Стоимость мобильных услуг, по заверениям Госкомсвязи, скоро уменьшится в 3-4 раза. Для этого почти на 30 % будут снижены тарифы на аренду каналов зоновой и местной сетей, вдвое — международной сети. Более чем в 5 раз станут дешевле ставки сборов за использование радиочастотного ресурса для операторов. Пропорционально росту числа владельцев мобилок и макроэкономических показателей будут уменьшаться тарифы.

Услуги операторов также тяготеют к разнообразию — активно продвигаются WAP-системы, через Интернет можно просмотреть баланс и получить счет за телефонные переговоры. Расширился частотный диапазон Украины — мобильная связь осуществляется теперь в стандартах NMT 450 (UMC), GSM-900 (UMC, "Киевстар", WellCom), GSM-1800 (Golden Telecom). В дальнейшем аналоговая сеть NMT-450 развиваться не будет, однако увеличится покрытие в европейском стандарте GSM. В начале этого года UMC собирается запустить в центре Киеве сеть GSM-1800. Внедрять этот стандарт намерен и "Киевстар GSM", который, кстати, впервые в Украине реализовал возможность межстандартного автоматического роуминга!

Лидером мобильной связи в Украине было и остается СП UMC. К концу года число его абонентов достигло 400 тысяч, а инвестиции СП в телекоммуникации Украины составили почти $300 миллионов. Компания завершила покрытие цифровой мобильной связью (стандарт GSM-900) всех областных центров и расширяет свою сетку в столичном метро. Заметим, что UMC — единственный у нас сотовый оператор, который дает возможность общаться по мобильнику даже под землей.

Догоняет UMC по многим показателям молодой и агрессивный "Киевстар GSM". Сейчас у него более 250 тысяч абонентов и роуминг в 100 городах Украины. На третьем месте в списке сотовых операторов страны — Golden Telecom с 40 тысячами абонентов, на четвертом — DCC и 35 тысяч ее пользователей.

Большая шумиха поднялась в прошедшем году вокруг борьбы за лидерство между UMC и "Киевстаром". За первые три квартала UMC сильно сдала позиции из-за неэффективной внутренней политики руководства ("Укртелекома", KPN, Deutsche Telekom и Teledanmark), которое никак не могло определить единое направление развития фирмы. В то время как "Киевстар" увеличил емкость (количество абонентов) в 4 раза, у UMC этот показатель не превышал 1,5-2 раза. В начале ноября "Киевстар GSM" уже дышал в спину UMC и сократил разрыв в количестве абонентов до 90 тысяч. Потом что-то изменилось. Не в пользу "молодого". Очевидно, UMC таки "взялся за ум" — появились новые для Украины сервисы, расширилась территория покрытия, строятся большие планы на будущее… Лидер явно не собирается сдаваться. Совместно с банком "Аваль" он предложил пользователям карточку UMC-VISA-AVAL, объединяющую функции платежной карты и финансового инструмента для любителей поговорить мобильно. Возникла услуга мобильного банкинга (М-банкинг), позволяющая абонентам UMC и клиентам "Аваля" проводить банковские операции со своего сотового телефона. Естественно, проще и выгоднее пользоваться М-банкингом держателям UMC-VISA-AVAL.

Однако "Киевстар GSM" не откладывает в долгий ящик планы выбиться в лидеры мобильных операторов и собирается сделать это уже в нынешнем году. Компания заручилась поддержкой ЕБРР, который в 2000 году выделил "Киевстару" $34,2 миллиона инвестиций с целью расширить национальную сеть GSM-900 и дать толчок конкуренции в частном "мобильном" секторе. Инвестиции "Киевстара" в развитие своей сетки достигли в минувшем году $240 миллионов, а в текущем должны составить не менее $100 миллионов.