НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

Были б деньги: лоббисты найдутся

Считается, что лоббировать законы лучше всего через народных депутатов

Причем, если раньше парламентарии были объектом лоббизма скорее со стороны различных групп влияния, то в прошлом, и особенно этом созыве Верховной Рады, народные избранники представляют бизнесовые интересы этих самых групп или отдельных отраслей. Так, например, в парламенте прошлого созыва сильным было аграрное и металлургическое лобби. В нынешнем созыве оно укрепило свои позиции, но с приходом в ВР представителей банковского сектора более выраженным стало банковское лобби

По сути, механизм лоббирования того или иного законопроекта не отличается от обычного процесса его подготовки и рассмотрения. Те же требования к разработке документа, его финансово-экономическому обоснованию, а также к процедуре рассмотрения на заседании комитета, внесению в повестку дня и голосованию в сессионном зале. Другое дело, что в этой схеме у тех, кто занимается продвижением "нужного" (отдельным лицам или группам влияния) законопроекта появляется финансовая заинтересованность. По слухам, разработка законопроекта может обойтись заказчикам примерно от $1 тыс. до $10 тыс., а его проведение через сессионный зал — от $10 тыс. до $100 тыс. Хотя эта цифра может варьироваться в зависимости от сложности готовящегося документа и прибыльности (в случае его принятия) для заказчика.
Среди наиболее успешных лоббистов парламента различных созывов СМИ называли народного депутата, специалиста в области налогообложения и автора ряда финансовых законопроектов Сергея Терехина.

— Сергей Анатольевич, Ваше имя часто упоминается тогда, когда речь заходит о лоббистах в парламенте. Вы считаете себя таковым?
— В зависимости от того, что вкладывать в это понятие. Если способность убедить аудиторию — считаю. Я всегда готовлюсь к выступлениям с трибуны. Всегда просчитываю, кто будет голосовать "за" и кто "против". Ищу такие аргументы, которые возымели бы действие на конкретную аудиторию. Если вы называете это лоббизмом, пусть так.

— Есть ли у Вас законопроекты, принятием которых Вы гордитесь более всего?
— Я горжусь немногими законами. Хотя за девять лет работы в парламенте провел около 200 законодательных актов. В большинстве своем это были мелкие законы (поправки к уже действующим). Но есть среди них и структурные законы. Я горжусь двумя. В 1992 году Кабмин принял декрет о валютном регулировании и валютном контроле, написанный мною. Прошло одиннадцать лет, а этот декрет до сих пор действует. И, что мне очень польстило, примерно через год после принятия этого декрета Россия ввела приблизительно ту же систему.
Не буду вспоминать 1997 год, когда принимались налоговые законы, которые также были написаны в моем офисе. Я горжусь тем, что написал их, но это не веха в моей законотворческой деятельности. А вот в позапрошлом году мы приняли закон о порядке погашения задолженности перед бюджетами и внебюджетными социальными фондами №2181. Экономисты называют его законом о платежах. Принятием данного документа мне удалось самостоятельно, несмотря на то, что многим этот закон был не по душе, отменить картотеку №2. Я абсолютно уверен, что пройдет много лет, и экономисты вспомнят, что общая система контроля над платежами была изменена в 2000 году.

— В свое время СМИ писали о том, что Вы достаточно состоятельный человек именно благодаря вашей законотворческой деятельности. Правда ли это, и были ли случаи, когда Вам предлагали плату за продвижение определенных законопроектов?
— Предлагали неоднократно. Причем достаточно большие суммы. Но знаете, я считаю, что если один раз "взял" — до конца жизни будешь "на крючке". В моем первом созыве, когда я был избран народным депутатом (1994-98 гг.), за проведение нескольких законов мне предлагали около $100 тыс. за закон. Моя реакция была негативной. Теперь ко мне уже не ходят. Я экономист и очень горжусь этим. Никогда не стану лоббировать закон об электроэнергии или о зерне… Что касается состоятельности, то до 90-х годов — когда пошел в политику — я занимался коммерцией. Тогда считал себя самым состоятельным человеком в Киеве.

— Кстати, поговаривали, что после принятия определенных законопроектов Вы можете себе позволить слетать с семьей в Швейцарию позавтракать…
— Нет, не могу. Главный мой капитал — знания. На протяжении вот уже восьми лет основные доходы я получаю от чтения лекций дважды в год: летом — в Европе (и когда выдается свободная минута и свободные деньги, вызываю туда свою семью), зимой иногда еду в экономическую рождественскую школу (филиалы есть в Америке, Канаде, а также во Франции и Великобритании). И чтобы полностью разочаровать читателей "Инвестгазеты", могу сказать, что с 1991 года живу с женой и пятнадцатилетним сыном в 2-комнатной квартире, которую в свое время купил за $1 тыс.