Человек без ружья

О проблемах организации служб банковской безопасности в коммерческих банках рассказывает заместитель председателя давления, директор департамента безопасности и правовой защиты банка "Аваль" Григорий Шелудько (ранее занимал пост начальника Главного управл
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

О проблемах организации служб банковской безопасности в ком мерческих банках рассказывает заместитель председателя давления, директор департамента безопасности и правовой за щиты банка "Аваль" Григорий Шелудько (ранее занимал пост начальника Главного управления по борьбе с организованной пр еступностью МВД Украины, генерал в отставке)

ГРИГОРИЙ Павлович, не могли бы вы рассказать, как происходил процесс организации ра­боты по обеспечению безопасности в банковской сфере, в частности, по защите от экономических преступлений?

В начале 90-х годов, когда только происходило становление коммерческой банковской системы, действительно, вопросы банковской безопасности не были первостепенными. В
одних банках службы безопасности вообще не было , в других она была представлена 1-2 работниками, порой даже случайными, не профессиональными людьми.

Однако уже через год-два банки убедились в необходимости создания высокопрофессиональной, мощной службы безопасности. Здесь речь идет не об охране помещения банка, хотя и это немаловажный вопрос. Нужна была защита, прежде всего, экономических и финансовых интересов банка, его клиентов от противоправных посягательств.

Не сразу была организована такая служба в банке "Аваль". В 1992-1993 годах служба безопасности состояла из 2-х специалистов и нескольких охранников. Да и сам банк в то время не был таким мощным. Однако система банка развивалась, увеличивалась клиентская база количество сотрудников. Естественно, стали расширяться обязанности службы безопасности "Аваля". Ведь любой банк можно ограбить без вооружен­ного нападения — путем крупных хищений денежных средств, мошенническими действиями при выдаче и пользовании кредитными средствами, взлома бан­ковских информационных систем и так далее.

И как же в банке "Аваль" создавалась такая служба?

Вначале был создан департамент безопасности, чуть позже в его структуру влилось и юридическое управление. С этого момента он стал департаментом безопасности и правовой защиты. Поднялся статус его руководителя. Директор департамента стал заместителем председателя правления банка. Это большое доверие к нашей службе, но и огромная ответственность за жизнедеятельность всей банковской системы.

Департамент безопас­ности и правовой защиты состоит из четырех управ­лений. Юридическое уп­равление департамента — одно из наиболее крупных, с огромным объемом обя­занностей, начиная от ра­боты с клиентами, заемщи­ками, претензионно-исковой работы до подготовки нормальной базы банков­ских продуктов. Управле­ние экономической и фи­нансовой безопасности ра­ботает с персоналом банка, занимается защитой бан­ковской тайны, проверкой клиентов и заемщиков кре­дитных средств. В его структуре есть специфиче­ский отдел, которого нет ни в одном другом банке — это отдел по контролю кре­дитной деятельности ди­рекций и филиалов банка.

Ну и, конечно же, мы за­нимаемся безопасностью наших информационных систем.

А если говорить в об­щем, то в каждом банке су­ществует своя структура, которая во многом зависит от специфики работы бан­ковского учреждения,чис­ленности его филиалов, персонала и предлагаемых банковских услуг. Но это ноу-хау каждого банка, и мало кто хочет ими де­литься без большой необ­ходимости.

Всем банкам прихо­дится пользоваться услу­гами государственных служб охраны и безопас­ности. Неужели своих сил недостаточно?

Если это касается фи­зической охраны, то ком­мерческие банки вполне способны обеспечить ее сами. Другое дело, что ны­нешнее законодательство не позволяет сотрудникам банка использовать огнест­рельное оружие. Я не сто­ронник того, чтобы пого­ловно вооружать населе­ние. Но мне не понятно, по­чему в Госбанке заведую­щий кассой может иметь оружие, а в "Авале", "Пра-вэксе", "ПУМБе" — нет. По­этому комбанкам и прихо­дится обращаться за помо­щью к государственным специализированным службам. За что, естест­венно, необходимо платить немалые деньги. Складыва­ется впечатление, что су­ществует заинтересован­ность некоторых госструк­тур в том, чтобы не выпус­тить этот вид бизнеса из своих рук.

Вас не устраивает прежде всего то, что за эти услуги необходимо платить?

И это в том числе, но не это главное. На свою охрану также необходимо тратить деньги, и немалые. Сейчас НБУ принял постановление, которое не­сколько упростило органи­зацию охраны в банках. Ру­ководители банковских уч­реждений наделены полно­мочиями, которые позволя­ют им самим выбирать вид охраны, с какой интенсив­ностью должны проверяться те или иные объекты и т. д.

Согласно новому по­рядку, руководитель бан­ка должен сам опреде­литься с системой охра­ны с привлечением спе­циалистов. Но это резко повышает и его ответст­венность за сохранность денежных и материаль­ных средств.

Как у вас построена работа с государственными учреждениями, имеющими право получать информацию в банке о ваших клиентах?

Порядок предоставления банковской информации правоохранительным и другим государственным органам определен Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Может ли попасть такая информация к третьим лицам? Не исключено, но работники работники госучрежде­ний, которым дано право доступа к банковской ин­формации, несут уголов­ную ответственность за ее разглашение, равно как и работники банка, имею­щие к ней доступ.

Комментарий

Владимир БОРИСОВ, начальник управления кадров банка "финансы и Кредит", в прошлом — сотрудник СБУ:

—ПОЛИТИКА банка "Финансы и Кредит" по обеспечению собственной безопасности строится на создании комплексной системы мер, направленных на упреждение возможных экономических и других преступлений против банка. Меры безопасности учитывают также возможные попытки криминальных структур вовлечь в преступную деятельность сотрудников банка или устройства на работу лиц с целью после дующего их использования в указанных целях.

В обеспечении безопасности деятельности банка задействован практически все его сотрудники.

Сотрудники кадрового аппарата выполняют лишь часть задач, но по важности и значению их нельзя отнести к второстепенным,

В банковской деятельности человеческий фактор является определяющим. Начиная с подбора кандидата на вакантную должность, мы обращаем внимание не только на уровень его профессиональной пригодности, но и на мотивы, побудившие его обратиться к нам. Сотрудник, н получивший удовлетворения от работы в нашем банке. будет искать новое место работы, и, вполне возможно, найдет его в другом финансовом учреждении.

Это, естественно, имеет прямое отношение к безопасности, поскольку работники банка владеют определенной информацией, составляющей банковскую тайну. Они осведомлены о потребностях клиентов, о движении средств по их счетам и так далее. Хотя я не знаю ни одного случая, когда уволившийся из банка сотрудник раскрывал информацию о наших клиентах. Тем не менее подобные факты в банковской практик встречаются, и никто не даст гарантий, что после ухода сотрудника другое учреждение банковская тайна не будет нарушена. Поэтому не обходимо четко представлять, что, прежде всего, интересует будущего сотрудника — карьерный рост или высокая зарплата.

Существуют и другие случаи, когда приходят устраиваться на работу специалисты с большим опытом, довольно неплохо зарабатывавши на прежнем месте и занимавшие высокие посты. Тут уже возникают во­просы психологической совместимости. К примеру, специалист не мо­жет реализовать свой потенциал. Отсюда возникает неудовлетворен­ность работой и, как следствие, он начинает поиск другой работы. А значит, существует вероятность того, что за ним уйдет и клиент.

Наряду с мерами материального стимулирования, мы систематически прибегаем к ротации кадров. Если специалист владеет необходимым опытом и знаниями, позволяющими ему решать более широкий круг задач, ему предлагается или более высокая должность, или воз­можность заняться другим видом деятельности.

Олег КОСЕНКО, вице-президент "Правэкс-банка"(в прошлом старший следователь Прокуратуры Киевской области):

— Я НЕ МОГУ сказать, что в нашем банке были случаи раскрытия банковской тайны или перевод клиента в другое банковское учреждение с помощью сотрудников. Чтобы не допустить подобные случаи, мы, при приеме на работу, в обязательном порядке требуем с кандидата на ту или иную должность подписку о неразглашении банковской тайны или другой конфиденциальной информации. За нарушение этой подписки, сотрудник, кроме того, что он потеряет работу, будет нести уголовную ответственность.

Естественно, только этими мерами служба безопасности банка не ограничивается. Если сотрудник намерен уволиться, прежде всего, собирается вся информация о том, какие направления деятельности банка он курировал, с какими работал клиентами, как между ними складывались отношения. Это позволяет в случае возникновения подозрений об утечке информации, быстро определить ее источник. Обо всем этом, как и о возможных последствиях, служба безопасности информирует работников банка, собирающихся уволиться. К тому же, мы заинтересованы в том, чтобы бывший сотрудник не испытывал финансовых трудно­стей и, соответственно, у него не возникало желания заниматься торговлей банковскими тайнами.

Сергей НАКОНЕЧНЫЙ, заместитель председателя Правления АКБ"Форум"— СУЩЕСТВУЕТ множество способов хищения средств в банке — это и получение кредитов под сомнительное либо сфальсифицированное обеспечение, операции с пластиковыми карточками, векселями, ценными бумагами. В первом случае нередки попытки получения кредитов под неликвидные залоги либо по их завышенной оценке. В конечном счете, невозврат кредита заемщиком представляет для него операцию по реализации неликвидного имущества с соответствующим ущербом банку.

Что касается ограблений банковских учреждений, то, по моему мнению, они маловероятны и достаточно редки, хотя периодически и случаются в отношении неохраняемых либо необорудованных охранное сигнализацией удаленных филиалов, безбалансовых отделений банков, расположенных на периферии или в регионах со сложной криминогенной обстановкой. Чаще происходят ограбления при инкассации либо при получении кассирами предприятий значительных сумм наличности и следовании затем без должной охраны.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что хищения все больше приобретают интеллектуальный характер.

Возвращаясь к мошенничествам, следует отметить, что зачастую их можно предупредить еще на стадии передачи клиентом в банк пакета документов для заключения той или иной сделки. Кроме того, достаточ­но профессионально подготовленная и оснащенная служба безопасно­сти банка способна собрать необходимую информацию, которая позво­ляет судить о намерениях клиента.

В общей системе мер безопасности банковского учреждения значительное место занимает предотвращение утечки конфиденциальной информации из самого банка, что может негативно сказаться на коммерческой деятельности его клиента в случае ее попадания к конкурентам. Достигается это, в первую очередь, тщательным подбором и проверкой кадров. Действенной мерой является и установление порядка, при котором каждый сотрудник банка имеет доступ к сведениям, необходимым ему для выполнения своих служебных обязанностей, которые определяются так называемой технологической картой рабочего места. Соответствующим подразделением нашего банка в электронном виде ведется протокол, в котором фиксируется, с какого рабочего места происходило обращение к той или иной информации. Это позволяет в случае необходимости, а именно: при возникновении у клиента подозрений об утечке информации — провести соответствующее расследование.

В моей практике было несколько подобных обращений клиентов в банк.

Во всех случаях, совместно с администрацией клиента, удавалось обнаружить нелояльного сотрудника в самой фирме, что лишний раз подтверждало эффективность мер, предпринимаемых в банке по со­блюдению банковской тайны.

В заключение хочу заметить, что при нашем банке имеется фирма, которая при необходимости может предоставить как нашему клиенту, так и любому субъекту предпринимательской деятельности охранные и информационные услуги по сопровождению его бизнеса.