Чемодан без ручки

В июне Хозяйственный суд Черниговской области возбудил дело о банкротстве производителя изделий из полимеров ОАО "Пластмасс-Прилуки" (г. Прилуки, Черниговская обл.). Причем инициаторами банкротства стали сами акционеры компании из-за того, что "Пластмасс-
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

В июне Хозяйственный суд Черниговской области возбудил дело о банкротстве производителя изделий из полимеров ОАО "Пластмасс-Прилуки" (г. Прилуки, Черниговская обл.). Причем инициаторами банкротства стали сами акционеры компании из-за того, что "Пластмасс-Прилуки" не в состоянии погасить кредиты, взятые дочерними предприятиями ОАО у Проминвестбанка. Руководство компании в течение двух лет искало альтернативные пути возвращения задолженности, однако позиция банка оставалась неизменной: вернуть свои деньги

Чтобы разобраться в этом деле, следует вернуться в уже далекий 1993-й, когда на базе ГП "Прилукский завод пластмасс" было создано акционерное общество "Пластмасс-Прилуки". Два года предприятие кое-как работало на своих ресурсах. В 1995-м появился долгожданный инвестор. Им стал гражданин Германии Матиас Кребс, который предложил инвестиционные проекты в обмен на контрольный пакет акций предприятия.
Именно ему принадлежит идея создания десяти дочерних предприятий по производству изделий из пластмасс, которые должны были работать под кредиты, взятые у коммерческих структур и банков. ОАО "Пластмасс-Прилуки" в этой структуре являлось непроизводственной управляющей организацией. Среди вновь созданных предприятий были ДП "Завод Пластизол" и "Завод Тарапак", которые и стали причиной сегодняшних разбирательств между Проминвестбанком и "Пластмасс-Прилуки".

Нерадивые "дочки"
28 июля 1997 года между прилукским отделением Проминвестбанка и ДП "Завод
Тарапак" был заключен первый договор аккредитива на сумму $460 тыс. Заметим, что, по словам заместителя председателя правления ОАО "Пластмасс-Прилуки" Валентины Бойко, впоследствии было найдено три отличающиеся друг от друга редакции этого договора.
В этот же день между представительством ПИБа и еще одной дочерней структурой ОАО — "Завод Пластизол" — также был подписан договор аккредитива на сумму $2,5 млн. под обязательства договорного залога для закупки сырья. Интересен тот факт, что на момент открытия аккредитива уставный фонд завода "Пластизол" составлял 400 грн., предприятие было на картотеке, существовала большая задолженность по заработной плате. Поставки сырья на производство, как заявила Бойко, должны были осуществляться немецкими фирмами "OPM" и "MHH", которые не являлись его производителями. Собственником этих фирм был уже известный нам Матиас Кребс. Он же на тот момент являлся председателем наблюдательного совета ОАО "Пластмасс-Прилуки".

Сколько это стоит?

По данным ПИБа, общая сумма задолженности дочерних предприятий
ОАО "Пластмасс-Прилуки" по выданным аккредитивам составляет $3,5 млн.

По информации, полученной от руководства ОАО "Пластмасс-Прилуки", на основании договоров с "OPM" и "MHH" сырье должно было поступать мелкосерийными партиями, а не составами, как это практиковалось на самом деле. Более того, поставки осуществлялись из России, Прибалтики, Беларуси, а затем все документы переоформлялись на фирмах "OPM" и "MHH". После этого, еще до прихода груза в Украину, отчетные документы подавались в ПИБ, который, в свою очередь, автоматически перечислял необходимые суммы в Германию.
Теперь немного специфики. Для производства полиэтиленовой тары, труб, пленок, необходимо, по крайней мере, два вида полиэтилена (высокого и низкого давления). Поставки же осуществлялись по одному виду, а из-за отсутствия средств на "растаможку" сырье стояло на лицензионных складах по несколько месяцев. С учетом того, что срок годности продукции ограничен, на предприятие приходил уже фактически брак. В целом на "Пластизол" было поставлено 46 тонн брака, на "Тарапак" — девять. Как сказала Валентина Бойко, Матиасом Кребсом под видом сырья на предприятия также поставлялся хлор-парафин, который подлежал утилизации в Германии (как известно, в странах Западной Европы выплачиваются достаточно большие суммы за утилизацию подобного промышленного сырья). Соответствующего качества была и производимая ими продукция. А ввиду того, что на основании договора аккредитива процентная ставка погашения задолженности составляла 80% годовых, о динамичном развитии предприятий говорить не приходится.
Несмотря на непогашенную задолженность, в 1998-м региональное отделение
ПИБа открывает заводу "Пластизол" еще один аккредитив на сумму $2,9 млн. Залога под этот договор не было, однако, по словам Валентины Бойко, специалисты банка информировали центральное отделение об обеспечении залога на сумму 46 млн. грн. В общей сложности было заключено десять договоров залога, однако в данный момент ПИБ настаивает на недействительности пяти из них.

Время платить по счетам
После получения второго аккредитива (в 1998 году) Матиас Кребс сложил свои полномочия председателя наблюдательного совета ОАО "Пластмасс-Прилуки". В то же время ПИБ не контролировал аккумуляцию средств на спецсчетах за реализацию готовой продукции. С 1999 года ДП "Завод Пластизол" и "Завод Тарапак" прекратили производственную деятельность и, соответственно, выполнять кредитные обязательства не могли. Лишь тогда в ПИБе забеспокоились о своих деньгах. Правда, к тому моменту оказалось, что долги требовать больше не с кого, кроме как с "материнской" структуры — ОАО "Пластмасс-Прилуки".
В 2000 году было возбуждено уголовное дело против управляющей прилукским отделением ПИБа Валентины Кононенко по обвинению в превышении своих полномочий (региональное отделение без согласования с центральным офисом не имело права выдавать кредиты на сумму более чем $75 тыс. в год). Однако дело было закрыто в 2001-м из-за отсутствия состава преступления (на "Пластмасс-Прилуки" поменялось руководство, которое начало выполнять кредитные обязательства дочерних предприятий — в первом квартале 2001 года часть задолженности в размере $425 тыс. была погашена).
Также в Генеральную прокуратуру были представлены дела по обвинению директоров ДП-должников. Генпрокуратура переправила эти дела в областную прокуратуру. Областная — в местную. О дальнейшей судьбе данных дел узнать так и не удалось.
В 2001 — 2002 гг. на общих собраниях акционеров ОАО "Пластмасс-Прилуки" были приняты решения о ликвидации девяти дочерних предприятий. Начался долгий процесс переговоров с Проминвестбанком. По словам Валентины Бойко, основной задачей руководства было сохранить рабочие места (на предприятии работают около 350 чел.). ПИБу были предложены различные варианты урегулирования этой сложной ситуации: рассрочка долга, участие в капитале предприятия, введение в органы управления ОАО представителей банка, заключение мирового соглашения на определенных условиях, рассмотрение различных коммерческих проектов. Все эти предложения банк не поддержал.
И уже после этого на собрании 6 июня нынешнего года акционеры ОАО "Пластмасс-Прилуки" (54,9% акций владеет физическое лицо, остальными акциями — работники предприятия и несколько юридических лиц, в распоряжении которых находятся мелкие пакеты) подали "заявку" о признании предприятия банкротом.
В банке комментировать подробности дела отказались. Известно только то, что сейчас Проминвестбанк оспаривает решение Хозяйственного суда Черниговской области о начале процедуры банкротства ОАО "Пластмасс-Прилуки". По официальной информации банка, если предприятие будет признано банкротом, кредит не будет погашен даже в случае продажи целостного имущественного комплекса ОАО по причине его неликвидности. Несмотря на это, по мнению экспертов, единственным реальным способом для ПИБа хоть частично вернуть свои деньги будет именно продажа ЦИК "Пластмасс-Прилуки" "с молотка".

ОАО "Пластмасс-Прилуки" создано в 1993 году на базе ГП "Прилукский завод пластмасс". Предприятие специализируется на производстве полиэтиленовых тары, труб, пленок, а также кабельного пластиката. По словам заместителя председателя правления ОАО "Пластмасс-Прилуки" Валентины Бойко, бывший инвестор Матиас Кребс на протяжении более чем шести лет не вкладывал в предприятие никаких средств. Более того, им были ликвидированы как ненужные службы капитального строительства и ремонта. Как следствие — предприятие находится на грани физического разрушения