Что везет с собой Папа

До визита Папы Римского Иоанна Павла II в Украину остались считанные дни. Это событие станет одним из важнейших в новейшей истории Украины и потому восприятие его уже сегодня далеко неоднозначное

До визита Папы Римского Иоанна Павла II в Украину остались считанные дни. Это событие станет одним из важнейших в новейшей истории Украины и потому восприятие его уже сегодня далеко неоднозначное

Папа как глава государства

Иоанн Павел II формально яв­ляется главой государства и .его визит вполне можно вос­принимать как посещение одного государственного лидера другим. Папа Римский был официально при­глашен Президентом Украины и практически весь первый день свое­го пребывания в нашей стране Ио­анн Павел II проведет лично с Лео­нидом Кучмой. В международной политической жизни Ватикан играет далеко не последнюю роль, и это крошечное государство считается духовным форпостом всей запад­ной цивилизации. Через призму своих отношений с Западом и рас­сматривает украинская сторона предстоящий визит. Во всяком слу­чае, украинский президент на засе­дании организационного комитета по подготовке визита понтифика сказал следующее: "Визит Папы Римского нужен не Президенту, не парламенту, не правительству, а Ук­раине".

Нет сомнений, что за все время пребывания Папы в Украине к нашей стране будет приковано особое внимание зарубежных средств массовой информации. Ведь это посеще­ние — последняя зарубежная поезд­ка, которую запланировал провести Иоанн Павел II в 2001 году. Впрочем, все предыдущие 95 визитов понти­фика также широко освещались в мировых СМИ, невольно приковы­вая внимание к стране пребывания Святейшего Отца, ее проблемам, современному состоянию и так да­лее. Реклама еще никому не меша­ла, тем более если она создает бла­гоприятный имидж. Уже в июне теку­щего года по нескольким каналам итальянского телевидения были по­казаны три больших документаль­ных репортажа об Украине, где о на­шей стране говорилось в весьма по­зитивном ключе. Хотя текущее поли­тическое и экономическое положе­ние Украины, возможно, не у всей тысячи аккредитованных зарубеж­ных журналистов вызовет положи­тельные эмоции, однако на широкий резонанс мнений мы можем рассчи­тывать.

Во всяком случае, украинское руководство прилагает действитель­но большие усилия для того, чтобы о визите Иоанна Павла II остались при­ятные впечатления. Государство бе­рет на себя абсолютное большинст­во расходов, связанных с приездом понтифика, а это ни много ни мало — около $3 млн., включая все подгото­вительные работы. Даже исходя из этого критерия, можно сказать, что ни один другой глава государства, посещавший за последние десять лет Украину, не обходился нашей стране так дорого. Но дело вовсе не в деньгах.

В последние месяцы можно на­блюдать рост интереса к Украине со стороны крупнейших западных орга­низаций и государств. Участие украинской делегации в саммите НАТО в Будапеште, приезд в Киев Дональда Рамсфельда, министра обороны США, визит в Украину очередной миссии МВФ — это только те собы­тия, которые произошли за послед­ний месяц. Запад возобновляет свой интерес к Украине.Украинская внешняя политика, находящаяся в мертвой точке многовекторности, возможно готова сделать первый шаг во вполне определенном на­правлении. Визит Папы Римского для этого — вполне подходящий слу­чай.

Папа как духовный лидер

ДЛЯ БОЛЕЕ чем шести миллио­нов католиков, проживающих в Укра­ине, визит Папы Иоанна Павла II — событие более чем беспрецедент­ное. Впервые они получают возмож­ность помолиться вместе с прямым последователем Апостола Павла, и для людей верующих оценка визита Папы Римского вполне однозначна. Они воспринимают его как непо­средственное благо. Неудивитель­но, что богослужения с участием Иоанна Павла II в Киеве и Львове, по предварительным прогнозам, посе­тит более 3 млн. человек. Большую часть паломников примет Львов, ведь именно на Западной Украине проживает большинство украинских католиков. Туда же прибудет и боль­шая часть иностранных верующих. Предполагается, что самая много­численная зарубежная делегация прибудет из Польши, где на сего­дняшний день более 200 тысяч че­ловек уже готовятся посетить Укра­ину.

Впрочем не только для последо­вателей католической церкви этот визит будет носить огромное духов­ное значение. Богослужения с учас­тием Папы Римского не будут закры­ты для людей других вероисповеда­ний, и многие из них примут в них участие. Тут важен аспект веры как таковой, и не исключено, что многие верующие на время забудут о меж­конфессиональных отличиях. Тем более, что Иоанн Павел II, как ни один другой Папа, прилагает боль­шие усилия для усмирения межкон­фессиональных противоречий. Не далее как в мае текущего года он был первым главой Римской церкви, кто отслужил мессу в мусульман­ской мечети. Ранее он проводил бо­гослужение в иудейском храме. В данном контексте Украина — чет­вертая страна, которую посетит Па­па, где абсолютное большинство на­селения исповедует православие. Ранее это были Румыния, Грузия и в мае текущего года — Греция. Имен­но в Киеве пройдет встреча Папы с верховными представителями пра­вославных течений Украины, кото­рая намечена на второй день визита Святейшего Отца.

Папа как "разрушитель"

ВТО ЖЕ время, приезд Папы Ио­анна Павла II в Украину многими людьми оценивается как край­не негативное явление. На позиции неприятия сущности этого визита стоит верховное духовенство Укра­инской Православной Церкви Мос­ковского Патриархата. Это самая большая религиозная община в Ук­раине, насчитывающая более 9000 приходов. Греко-Католическая Цер­ковь — вторая в стране по числу по­следователей, насчитывает около 3300 приходов. Еще 22 января Свя­щенный синод Украинской право­славной церкви высказался за преждевременность такого визита и призвал Ватикан отложить приезд понтифика. Основными причинами нежелательности визита Папы были указаны неурегулированность отно­шений православных с грекокатоликами. По словам Московского пат­риарха Алексия II, прозвучавшим на заседании Фонда единства право­славных народов в марте этого года, Русская церковь на протяжении не­скольких лет ставила вопрос о том, чтобы православные могли иметь во Львове свой храм, но "ни Ватикан, ни украинские власти ничего для этого не сделали, а теперь они гото­вятся к пышной встрече Папы". Ины­ми словами, если визит понтифика в Украину состоится, то, по мнению патриарха, только "закрепит статус-кво", с чем Русская церковь "никак не может согласиться".

Также высшее духовенство Ук­раинской Православной Церкви Московского Патриархата считает, что существенным препятствием визиту служит нежелание Ватикана признать Киевскую Патриархию во главе с митрополитом Филаретом и Автокефальную Церковь расколь­ническими организациями. Мос­ковский Патриархат потерял свое влияние на Западной Украине и опасается, что с приездом Папы Римского это влияние ослабнет и в остальных регионах нашей страны. Тем более, что Константинополь­ский Патриархат, который находит­ся в непростых отношениях с Пат­риархатом Московским, неодно­кратно намекал, что готов офици­ально признать Украинскую Авто­кефальную Церковь и Киевскую Па­триархию.

Впервые Папа Римский приез­жает в страну, где руководство церкви, к которой принадлежит большинство ее граждан, выступи­ло против намеченного визита. Представители УПЦ Московского Патриархата отказались от встречи с Папой во время его посещения Ук­раины.

Папа как Папа

БОЛЬШИНСТВО населения Укра­ины достаточно спокойно относится к визиту Иоанна Павла II.

Исследования, проводившиеся в феврале и апреле, показали следую­щую динамику отношения украинцев к предстоящему визиту Папы. В фев­рале приезд римского первосвящен­ника приветствовали 23% опрошен­ных; положительно оценивали 21%; более положительно, чем отрица­тельно — 14%; негативно — 2%; ин­дифферентно — 23%; не имели ника­кой точки зрения — 15%.

В апреле энтузиазм по поводу ви­зита понтифика высказало уже 60% опрошенных; полное неприятие — 6%.

ЗАТО 34% украинцам было либо все равно, либо же они просто не знали, кто такой Папа Римский. 33% опрошенных затруднились ответить на вопрос о причине приезда понти­фика в Украину, 39% заявили, что Папа стремится к духовной консо­лидации всех христиан.

По мнению экспертов SOCIS, невежественность украинцев в во­просах религии (44% опрошенных заявили, что они — атеисты) ис­пользуется Московским Патриарха том, выступающим против посеще­ния Папой Украины.

Тем не менее, отвечая на вопрос о возможных последствиях приезда первосвященника, 20% опрошен­ных выразили надежду на то, что "исторический визит" будет спо­собствовать укреплению междуна­родного престижа Украины, по мне­нию 17%, это событие ускорит воз­врат к христианским добродетелям в общественной и политической жизни.

"За"

"Против"

Ускорит

Ухудшит

процессы

украинско-

интеграции

российские

Украины в Европу Ускорит

отношения Приезд Папы является частью

возврат к

коварного

христианс-

плана по

ким добро-

"экспорту"

детелям

католицизма

Программа визита Папы Иоанна Павла II в Украину 23-27 июня 2001 года

Суббота, 23 июня 2001 года (Киев) 8.30 Отбытие из Рима

12.30 Прибытие Папы в Киев в аэропорт Борисполь. Приветствие Президента Украины. Ответ Святейшего Отца. Приветствие дипломатического корпуса* 14.30 Обед и отдых в Апостольской Нунциатуре 18.00 Визит вежливости Святейшего Отца Президенту Украины. Встреча с семьей Президента

18.30 Встреча с представителями культуры, науки, политики и предпринимательства. Речь Святейшего Отца. Место проведения: Мариинский дворец

Воскресенье, 24 июня 2001 года (Киев) 9.00 Прибытие на аэродром "Чайка" в Киеве 9.30 Богослужение по латинской традиции. Проповедь Святейшего Отца. В конце литургии краткое выступление Святейшего Отца и молитва "Ангел Господний". Место проведения: аэродром "Чайка" 12.45 Прибытие в Апостольскую Нунциатуру 13.00 Встреча и обед в Апостолъкой Нунциатуре с епископами Греко-Католической и Римско-католической церквей Украины. Выступление Святейшего Отца. Отдых

17.15 Встреча с представителями Всеукраииского совета церквей и религиозных организаций. Выступление Святейшего Отца. Место проведения: Национальная филармония

Понедельник, 25 июня 2001 года (Киев)

7.30 Частная литургия в Апостольской Нунциатуре

10.00 Божественная литургия по византийской традиции. Проповедь

Святейшего Отца. Место проведения: аэродром "Чайка*

16.30 Прощание в Апостольской Нунциатуре

18.00 Отбытие из аэропорта Борисполь

19.15 Прибытие во Львов. Въезд в центр города

Вторник, 26 июня 2001 года (Львов)

Исторические вехи

ХРИСТИАНСТВО пришло в Украи­ну еще в первом веке нашей эры благодаря хорошо проторен­ным греческим и римским торговым путям Доказательством тому служат многочисленные археологические ис­следования мест раннехристианских поселений на побережье Черного мо­ря. Именно в конце первого века территорию современной Украины посе­тил первый Папа Римский. Хотя тому нет достоверных научных подтверждений католические легенды гласят, что Святой Клементий I, Папа с 92 по 99 года н. э., был сослан на каторгу в крымские каменоломни римским им­ператором Траяном, Там он и умер му­ченической смертью. Его останки бы­ли найдены христианами херсонесской Таврии; и, спустя некоторое вре­мя, часть из них была перенесена в Десятинную церковь в Киеве. Спустя полтысячелетия, а именно в 650 году, Святой Мартин, Папа с 649 по 655год, скрывался в Крыму от пре­следований византийского императора Константина II. В Крыму он и скон­чался.

Уже в IXвеке, во время исполне­ния своей миссии у хозар, земли со­временной Восточной Украины с про­светительской целью посетили Кирилло и Мефодий. Это просвещение братьями активно поддерживал Папа Адриан II.

Однако более тесные взаимоот­ношения между Украиной и папским престолом начали развиваться после крещения Руси в 988 году. Восточный (византийский) обряд христианства был унаследован от Константинополя, и украинцы стали относиться к патриархату, который в то время пребывал еще в полном сопричастии с Римом. Впоследствии князь Владимир и Папа Иоанн XV, а несколько позже и Папа Сильвестр II обменивались эмиссара­ми.

В эпоху средневековья, несмотря на раскол между Константинополем и Римом в 1054году, непосредствен­ные контакты между Украиной и Апостольским престолом продолжались. В 1245 году Папа Иннокентий IV от­правил миссию к монголам, и перего­воры с Даниилом Галицким и Василь­ком Романовичем завершились коро­нацией Даниила римской делегацией в 1253 году. После захвата турками в 1453 году Константинополя, Констан­тинопольский патриархат постепенно теряет влияние на восточные церкви, и его место частично занимает Мос­ковский патриархат.

Берестейская уния 1596 года ста­ла началом новой эры взаимоотноше­ний Рима и Украины: они стали более постоянными и более значимыми. Таковыми они фактически оставались до образования Советской Украины. С середины сороковых годов католиче­ская церковь была фактически запрещена в Украине. После распада СССР папские визитеры получили возможность вернуться на Украину, а в 1991 году между Киевом и Ватиканом были восстановлены официальные дипломатические отношения.

Приходы

3317

монастыри

79

монахи и монахини

1168

священники

1872

храмы

2777

храмы, которые строятся

305

СЕГОДНЯ католическая церковь в Украине представлена тремя канони­ческими ветвями: Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), Римско-католическая Церковь (РКЦ) также существует небольшой центр Армян­ской Апостольской Церкви.

Украинская Греко-Католическая

КАТОЛИКИ восточного обряда, из­вестные еще как греко-католики явля­ются последователями Берестейской унии от 1596 года, которую подписали с Римским престолом иерархи Киевской метрополии. Они принадлежат к Украинской Греко-Католической Церк­ви (УГКЦ), практически ликвидированной при Сталине и насильственным об­разом присоединенной к Русской Пра­вославной Церкви после Второй миро­вой войны. Несмотря на официальный запрет, эта церковь сохранила свои иерархические структуры в подполье и диаспоре, а в декабре 1989 года она добилась своей официальной легали­зации.СегодняУГКЦ насчитывает око­ло 5,5млн. верующих в Украине. Сего­дня церковь по количеству приходов занимает второе место в Украине.

Глава — Верховный Архиепископ Блаженнейший Любомир Кардинал Гузар.

Римско-католическая Церковь в Украине

КАТОЛИКИ латинского обряда яв­ляются членами Римско-католической Церкви (РКЦ) в Украине; иерархичес­кие структуры которой были более распространены в прошлом на украинских землях. После присоединения этих территорий к Советскому Союзу, епархиальная сеть римо-католиков была ликвидирована. Под строгим го­сударственным наблюдением осталось около 100 приходов. После обретения Украиной независимости возоб­новилось служение в большинстве ста­рых приходов и в нескольких новоорганизованых:

приходы

807

монастыри

50

монахи и монахини

309

священники

431

храмы

713

храмы, которые строятся

74

Сегодня последователей Римско-католической Церкви на Укра­ине насчитывается около 1 млн. чело­век. Глава — Его Эминенция Марьян Кардинал Яворский, Архиепископ и Метрополит Львовской Архидиенции Римско-католической Церкви.