"Чувствую себя заново родившимся…" — говорит о дайвинге Андрей Макаревич

Для кого-то дайвинг — спорт, а для кого-то — вторая профессия. Своим опытом подводного плавания с нами делится известный музыкант и телеведущий

Для кого-то дайвинг — спорт, а для кого-то — вторая профессия. Своим опытом подводного плавания с нами делится известный музыкант и телеведущий

— Дайвинг и подводную охоту традиционно относят к экстремальным видам спорта. Насколько опасно ваше увлечение?

— На самом деле, никакого отношения ни к экстриму, ни к спорту дайвинг не имеет. Процесс погружения — это отдых и удовольствие. Я очень рад, что дожил до момента, когда этот вид отдыха приобрел невероятную скорость распространения в России и Украине. Если бы в 12 лет, когда я начинал нырять, мне показали то снаряжение для подводного плавания, которое сегодня уже далеко не в диковинку и доступно практически всем, я бы, наверное, умер от разрыва сердца. Потому что то снаряжение, которым я пользовался, совершая первые погружения, точнее всего можно охарактеризовать как способ неосознанного самоубийства.

Сегодня дайвинг не опасен, поскольку поставлен на высокий технологический уровень. Не исключено, что совсем скоро общедоступными станут маленькие, пока экспериментальные подводные аппараты, рассчитанные на двух-трех человек. Тогда откроются совершенно новые глубоководные пространства, до сих пор недоступные. Пока что как ни крути, а глубже 40-50 метров человек самостоятельно погрузиться не может.

— Неужели экстремальных ситуаций совсем не бывает? Вода все-таки чуждая среда, мало ли что может случиться. Какая-то неисправность в технике, к примеру.

— Экстремальные ситуации были на самой заре моего увлечения дайвингом, когда приходилось погружаться с тем, что было. Возникали неприятные преграды, но я тогда настолько помешан был на погружениях, что о том, чтобы бросить это дело, и мысли не возникало. Сегодня, если соблюдать все правила, которые, кстати, общеизвестны, — это абсолютно безопасное занятие. Инструктор несет пожизненную персональную ответственность за студента, которого обучает, номер инструктора стоит у студента на карточке. Вот самостоятельно начинать нырять с аквалангом не советую — нужно обязательно пройти базовый курс, тем более он длится всего пять дней.

— Наверняка каждое погружение само по себе уникально. И все же, какое из них запомнилось вам больше всего?

— Самое интересное мое погружение состоялось в Крыму, еще в советские времена. Я плавал с аквалангом, а когда вынырнул, меня уже ждали два пограничника с собакой. Даже не дав снять ласты и баллон, они повели меня по шпалам в штаб, где потребовали подробный отчет подполковнику погранвойск о том, каким образом я собирался переместиться в Турцию. Комическая ситуация, но тогда было не до смеха.

— Черпаете ли вы в подводном мире вдохновение для своих песен?

— Под водой голова освобождается от всего лишнего. После погружения я чувствую себя заново родившимся. Не знаю, в чем тут дело. Может быть, в том, что за короткий отрезок времени организм поглощает много кислорода, гораздо больше, чем на суше. Может быть, влияет красота подводного мира. В любом случае эффект уникален.

— Дорогое ли дайвинг удовольствие, на ваш взгляд? Какова минимальная сумма денег, которую нужно вложить, чтобы начать заниматься им всерьез?

— Заплатить за обучение, за право получения международного сертификата в любом случае придется. Это сумма в районе $300. А вот стоимость снаряжения очень разная. Можно вообще ничего не покупать — снаряжение нетрудно взять напрокат. То, что действительно необходимо для комфортного погружения, — собственный костюм и маска, здесь можно уложиться в $200-300.

— Знаю, что вы активно занимаетесь популяризацией дайвинга в России. Не возникало ли мысли продвигать его и в Украине?

— В России я веду программу "Подводный мир", она идет на Первом канале российского телевидения. А в Украине в Днепропетровске есть клуб любителей подводного плавания, называется "Андреевский смак". Он активно функционирует и имеет хорошую репутацию. Самый масштабный наш проект, которым мы по праву можем гордиться, — это подъем со дна Днепра бригантины XVIII века, потопленной во время русско-турецкой войны. Мы ее подняли совместно с Институтом археологии НАН Украины, сейчас судно находится на Хортице на реставрации.

В России тоже очень много затонувших судов, оставшихся со времен войны. Только в окрестностях Калининграда на карте отмечено более 400 кораблей. Но в Украине прекрасные акватории, да и до моря гораздо ближе, чем нам в России. К тому же Днепр — очень прозрачная река, в окрестностях Москвы таких водоемов нет, по крайней мере, в радиусе 150 км.

— Неужели вы считаете Днепр прозрачным? Река ведь протекает через большие города, дно илистое, да и вода, на мой взгляд, довольно мутная.

— По крайней мере, до половодья в начале июня Днепр достаточно прозрачен. Видимости в два с половиной метра вполне хватает для охоты, более того — излишняя прозрачность охоту осложняет. Ты, конечно, видишь рыбу, но и рыба видит тебя.

— Вы — азартный охотник? Можете вспомнить самую крупную вашу добычу?

— Моя самая крупная добыча — тридцатикилограммовый сом. А ощущение азарта охоты необходимо было мужчине с древности. Из всех видов охоты подводная, по-моему, самая благородная. Во-первых, у тебя в руках не мощное и простое огнестрельное оружие, а нечто, напоминающее арбалет. Во-вторых, ты находишься в чужой среде, а твоя добыча — в своей, и все преимущества у нее. И если сможешь при этом победить, значит ты — настоящий охотник. Это не стрельба с вертолета по волкам и с оптики по косулям.

— В каком возрасте, по-вашему, можно начинать заниматься дайвингом? Где это делать лучше всего?

— Начинать погружения нужно все-таки в море. Большинство обывателей строит свое представление о подводном мире по красочным зарубежным документальным фильмам, снятым у побережья тропических островов. Вода там голубая, прозрачная, интересное дно, и помимо разнообразия фауны, можно найти и археологические объекты. А если в первый раз человека бросить в реку, где вода холодная и видимость небольшая, у него может интерес к дайвингу пропасть навсегда. Новичку лучше всего выехать хотя бы в Египет — видимость в Красном море до 30 метров, температура воды — до 29 градусов, множество коралловых рыб.

А что касается возраста, Кусто опустил своего сына под воду впервые, когда тому было пять лет. Сегодня в магазинах есть снаряжение и для двух-, трехлетних детей. Конечно, акваланги на них надевать рановато, но ведь погружения с маской и трубкой тоже относятся к дайвингу. К тому же это очень полезно.

Справка

Среди ведущих мировых производителей снаряжения для дайвинга и подводной охоты в Украине представлены такие, как Mares, Seac Sub, Sporasub, Aqualung, Picasso, Tusa и другие. Стоимость аренды полного комплекта снаряжения в киевских дайвинг-клубах составляет порядка 100-150 грн. за сутки. Около 120 грн. будет стоить аренда подводной фотокамеры, во столько же обойдется суточный прокат подводного скутера.

Покупка собственной маски для подводного плавания обойдется в 50-500 грн., ласт — от 100 грн. до $200. Цены на гидрокостюмы варьируются в пределах $100-500. Стоимость баллонов для сжатого воздуха — до $300. Ружье для подводной охоты можно приобрести за $100-200, а за 100-200 грн. — хороший нож.

Страны, где лучше всего начинать погружения

Египет, Турция, Греция, ОАЭ

Клубы дайвинга в Киеве

- Киевская морская школа ОСО Украины

- Клуб подводного плавания "Відродження"

- Клуб подводного плавания "Атлантида" ОСОУ

- Клуб подводного плавания "Океания"

- Клуб подводников НПП "Катран"

- Спортивно-оздоровительный клуб "Киев-2000"