"Цивилизованный лоббизм— это задача каждого депутата"

Принятие Закона №3677 "О развитии автомобильной промышленности Украины" разделило авторынок на два лагеря. Для убеждения общественности и власти в правоте своей точки зрения как разработчики, так и оппоненты закона использовали различные способы — начиная

Принятие Закона №3677 "О развитии автомобильной промышленности Украины" разделило авторынок на два лагеря. Для убеждения общественности и власти в правоте своей точки зрения как разработчики, так и оппоненты закона использовали различные способы — начиная от публичных выступлений и заканчивая наружной рекламой. О роли политической составляющей в бизнесе и специфике отечественного лоббизма рассказывает народный депутат ТАРИЭЛ ВАСАДЗЕ, один из главных идеологов Закона "О развитии автомобильной промышленности Украины"

— Тариэл Шаркович, Вы долгое время возглавляли корпорацию "УкрАВТО", однако два года назад сменили бизнес на политику. Чем был вызван этот шаг?
— В течение длительного времени корпорация "УкрАВТО" связана с Запорожским автомобилестроительным заводом. Это сотрудничество началось еще до того, как мы пришли на предприятие в качестве управленца, а впоследствии — и собственника части акций. По мере того, как производственные мощности АвтоЗАЗа и сбытовая сеть корпорации "УкрАВТО" приближались к показателям, достаточным для занятия ключевого места на рынке, мы пришли к необходимости соответствующего сопровождения и поддержки корпорации. Кроме того, машиностроение всегда играло одну из ключевых ролей в экономике Украины, и у нас, как у граждан этой страны, вполне логичные стремления укреплять и развивать эту отрасль. Эти стремления, а также сложившаяся ситуация на заводе и подтолкнули к тому, чтобы уйти в политику и к тому же — политику с "производственным" уклоном, что очень важно лично для меня. Главная задача моей работы в парламенте — это разработка, а может, — не побоюсь этого слова — и лоббирование законов, которые будут способствовать развитию промышленных предприятий. Вот основное направление моей работы, помимо общеполитических задач, которые стоят перед каждым парламентарием. Это моя жизненная философия, и я работаю над ее воплощением. У нас уже есть пример возрождения Запорожского автозавода. Мы абсолютно убеждены, что возродится Львовский автобусный завод, Кременчугский автозавод, будут созданы еще сотни предприятий по производству комплектующих для этих заводов. Вот в таких случаях можно говорить, что политика влияет на экономику в хорошем смысле этого слова.

— Вы лично сегодня больше политик или все-таки топ-менеджер?
— Нет, я уже не топ-менеджер. Парламентская работа занимает большую часть моего рабочего дня, но, конечно же, я в курсе того, чем живет предприятие. Я почетный президент корпорации "УкрАВТО", глава наблюдательного совета ЗАО "ЗАЗ", однако в круг моих обязанностей не входит прямое управление предприятием. Я курирую стратегические планы развития и обеспечиваю, скажем, политическую составляющую большого машиностроительного комплекса.

— Законопроект №3677 стал одним из самых ярких примеров "лоббизма по-украински". Чтобы убедить общественность и власть в правоте своей точки зрения, оппоненты использовали различные механизмы — от публичных выступлений и до наружной рекламы. В чем причина повышенного внимания к "автомобильному" закону?
— Вы знаете, буквально за несколько недель до принятия закона в парламенте был принят закон о стимулировании судостроения, который продлил до 2012 года предприятиям этой отрасли колоссальные налоговые и другие льготы. Однако ни один парламентарий не высказался по поводу того, что этот шаг вступает в противоречие с нормами ВТО и другими международными документами. Закон был принят практически единогласно. А закон об автопроме вызвал целую бурю эмоций и выступлений. Все потому, что здесь есть рынок и огромное количество желающих зарабатывать на нем большие деньги. Причем многим компаниям несовершенство законодательного поля позволяло получать высокую прибыль без каких-либо обязательств по созданию рабочих мест и инвестированию в реальное производство. На самом деле, это просто скрытый импорт. Естественно, представители этого бизнеса прилагали максимум усилий, чтобы не допустить принятия невыгодного для них решения. Отсюда и бигборды, и другие нетрадиционные "методы убеждения".

— Да, но ведь Ваша корпорация тоже кровно заинтересована в принятии нового закона. Какую тактику избрали Вы?
— Не хочу никого обвинять и даже называть, но многие действия оппонентов принятого закона нельзя назвать честными и корректными. Взять хотя бы размещение по Киеву пресловутых бигбордов (информирующих о возможных потерях бюджета в случае принятия закона "О развитии автомобильной промышленности Украины" — авт.). Их появление не убедило никого, потому как и в парламенте, и в Администрации Президента — люди все-таки здравомыслящие и хорошо владеющие реальной ситуацией, однако сам факт нанес моральный ущерб народным депутатам — авторам законопроекта, дискредитировал профильный комитет Верховной Рады, где работает ряд блестящих специалистов, занимающихся законотворческой деятельностью, и в очередной раз незаслуженно ударил по имиджу всего парламента в целом.
Что касается корпорации "УкрАВТО", ЗАЗа, а также других автомобильных предприятий, выступивших в поддержку закона, то могу с гордостью сказать, что нами не было предпринято ни одного сколько-нибудь некорректного шага в отношении оппонентов. Мы старались не "чернить" тех, кто выступил против закона, а демонстрировать его положительные моменты для всех без исключения участников рынка и убедительно доказывать его сильные стороны. Любое мнение, отрицательное или положительное — это хороший раздражитель, поскольку оно заставляет более основательно готовиться к защите своей точки зрения.

— Когда Вы начали разрабатывать законопроект?
— Работа над текстом закона ведется уже длительное время, более двух лет. Я еще не был членом парламента, когда мы начали работать над этим законом. Тогда с подачи автоимпортеров Европейская комиссия по транспорту имела серьезные претензии к законодательным нормам, регулирующим производство автомобилей в Украине, в первую очередь к закону "О стимулировании производства автомобилей в Украине". Ряд требований этого закона конфронтировал и с нормами ВТО. Закон "О стимулировании автомобильной промышленности Украины" должен адаптировать украинское законодательное поле к нормам этой организации, именно с этой целью он и разрабатывался. Естественно, не стоит забывать при этом об интересах местного рынка и отечественных производителей.

— Во время принятия закона многие телеканалы показали Вашу словесную перепалку с господином Порошенко. В какой форме проходит убеждение депутатов для того, чтобы они поддержали законопроект?
— Формы такого убеждения бывают разными. Во-первых, это выступления в сессионном зале с трибуны ВР или с места. Важную роль играют и личные контакты с депутатами, обращения производителей, статьи в прессе. То есть это именно убеждение коллег, экономические расчеты перспектив принятия за-
конопроекта. Общественное мнение в данном случае особенно важно, и мы активно работали в этом направлении. Только наше предприятие посетило более 60 депутатов. Неоднократно на АвтоЗАЗ приезжал Леонид Кучма, ему как опытному производственнику в целом близки проблемы крупных промышленных предприятий. Посещали завод и премьер-министр, и первый вице-премьер... Для предприятия эти визиты имеют очень важное значение, поскольку представители власти имели возможность лично убедиться в эффективной работе АвтоЗАЗа. Многие даже удивлялись чистоте и культуре производства. Да и средняя заработная плата в размере 832 грн. в месяц говорит сама за себя (на ЗАЗе работает около 18 тыс. рабочих — авт.).

— В чем ценность таких визитов для предприятия?
— Любое правительство должно знать, чем живут ключевые предприятия страны, тем более предприятия, которые дотируются. Это с позиции власти. А с позиции предприятия, если первые лица государства видят успешное развитие завода, то легче убеждать, даже в каких-то моментах и просить поддержки у государства. Ведь все понимают, что большая политика и большой бизнес— это равные составляющие благосостояния страны.

— Вас часто называют лоббистом. Как Вы лично к этому относитесь?
— Если ты отстаиваешь действительно стоящий проект, который пойдет на пользу и предприятию, и стране в целом, — то лоббизмом можно только гордиться. И я горжусь, если это получается.

— Новый "автомобильный" закон уже принят. Что еще необходимо изменить в "автомобильном" законодательстве?
— Принятый закон не является панацеей для решения всех проблем отечественного автопрома. Чтобы отрасль работала и развивалась, необходимы, как минимум, две составляющие: рынок с одной стороны и экономика — с другой. Например, вы инвестор и вы видите, что местный рынок растет. Но если вы в Германии можете производить автомобили и ввозить их для продажи в Украину, то вряд ли вложите средства в строительство предприятия в Украине. Поэтому, чтобы создать реальные условия для реальных инвестиций, пошлина должна быть еще выше — вплоть до 30%. Хотя говорить о том, что это наша цель №1 на ближайшее будущее, я бы не стал. Самое главное — посредством государственной поддержки возродить полноценное производство и увести отрасль от практики крупноузловой сборки, губительной для экономики и промышленности страны.