Cпособы защиты от промышленного шпионажа. Противостоять проискам конкурентов

В ходе оценки конкурентной среды многим компаниям сложно определить грань между дозволенным и недозволенным. Движимые желанием узнать как можно больше, исследователи не "выжимают" максимум из доступной информации, а так и норовят подобраться к коммерческо

В ходе оценки конкурентной среды многим компаниям сложно определить грань между дозволенным и недозволенным. Движимые желанием узнать как можно больше, исследователи не "выжимают" максимум из доступной информации, а так и норовят подобраться к коммерческой тайне. Между тем несанкционированный доступ к "закрытой" информации чреват уголовным наказанием. Причем наказанным может быть как "заказчик" анализа конкурентов, так и лицо, его

Информация — это документированные или публично оглашенные ведомости о событиях и явлениях, происходящих в обществе, государстве (Закон Украины "Об информации" от 02.10.1992 г.)

В зависимости от режима доступа, информация делится на открытую и закрытую (информацию с ограниченным доступом). Последняя, в свою очередь, подразделяется на конфиденциальную и тайную информацию. Различаются также и способы получения, хранения и распространения информации.

"Собственник информации имеет право самостоятельно относить информацию к конфиденциальной или тайной, а также устанавливать способы ее обращения и защиты. При этом нужно учитывать, что информация, разглашенная собственником публично, не может считаться конфиденциальной", — считает адвокат АК "Арцингер и Партнеры" Евгения Новичкова.

Доступ к открытой информации не ограничен и обеспечивается публикациями ее в СМИ, непосредственно предоставляется заинтересованным гражданам, государственным органам и юридическим лицам на основании их устного или письменного запроса (заявления).

От 50 до 70% требуемой информации рассеяно по информационным ресурсам, находящимся в свободном доступе. И конкурентная разведка базируется исключительно на правомерных способах получения информации.

Умение собирать, анализировать и систематизировать всю открытую информацию позволяет сформировать достаточно полное представление о своем бизнес-оппоненте. Правильный подход к такой информации, сравнение ее с внутренней аналитикой, сведениями государственных органов и данными о других участниках рынка позволяет сделать достаточно обоснованные выводы о конкурентной среде.

В то же время нельзя отрицать, что особенным интересом для конкурентов становится закрытая информация, правомерный доступ к которой зачастую получить практически невозможно.

"Доступ к конфиденциальной информации возможен только при наличии на то согласия собственника указанной информации и осуществляется в соответствии с установленными им условиями. Ознакомление с тайной информацией возможно только в случаях и порядке, установленном специальным законом. Поэтому получение, сбор, передача, хранение и распространение информации с ограниченным доступом (конфиденциальной и тайной информации) без согласия ее собственника и с нарушением порядка доступа к ней является противозаконным",— комментирует Людмила Опрышко, адвокат АК "Коннов и Созановский".

Используя и добывая закрытую информацию, компания переступает барьер "правомерности" и переходит к промышленному шпионажу.

Санкции

Ответственность за неправомерный сбор и получение закрытой информации предусмотрена различными нормативно-правовыми актами, в том числе Уголовным кодексом Украины (УК), Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" и др.

Ответственность возлагается как на лицо, осуществляющее сбор информации, так и на лицо, инициировавшее эту деятельность.

Игорь Хасин, адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры", отмечает, что "получение противоправным способом сведений, составляющих в соответствии с законодательством Украины коммерческую тайну, если это причинило или могло причинить ущерб хозяйствующему субъекту, разглашение коммерческой тайны, а также неправомерное использование коммерческой тайны являются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой ответственность, предусмотренную законом, а именно — наложение Антимонопольным комитетом Украины штрафов. Кроме того, пострадавшее лицо имеет право в судебном порядке требовать возмещения причиненных ему убытков".

Что касается ответственности "получателей" такой информации, то юрист киевского портала недвижимости Domik.net Андрей Пятов констатирует, что "получатель незаконной информации может быть привлечен к ответственности только в том случае, если правоохранительные органы докажут, что данное лицо могло знать, что информация является информацией с ограниченным доступом, и не предупредило их об этом".

Закон "О ценных бумагах и фондовом рынке" предусматривает такое понятие, как инсайдерская информация, то есть какая-либо неопубликованная информация об эмитенте, его ценных бумагах или сделках с ними, разглашение которой может значительно повлиять на стоимость ценных бумаг. Статья 232-1 УК устанавливает ответственность за разглашение или использование такой информации при условии, что такие действия причинили существенный материальный ущерб.

Нелегитимно и использование таких современных способов получения информации, как прослушивание с помощью "жучков" и тому подобные методы.

"Статья 359 УК предусматривает ответственность за незаконное использование специальных технических средств негласного получения информации (ответственность за их незаконное приобретение установлена ст. 195-5 Кодекса об административных правонарушениях), а ст.ст. 361-2, 362 и 363 УК — ответственность за несанкционированные сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, хранящейся в компьютерах, автоматизированных системах, компьютерных сетях или носителях информации, несанкционированные действия с такой информацией лицом, имеющим доступ к ней, а также нарушение правил их эксплуатации или порядка защиты размещенной в них информации", — консультирует Игорь Хасин.

Защити себя сам

Каждая компания стремится защитить себя от "любопытных глаз" конкурентов. При этом выделяют два вектора защиты — внешний и внутренний.

Защита от "внешних" посягательств предполагает разработку комплексного подхода к хранению, дифференциации, защите информации; разработку правил пользования закрытой информацией; отслеживание информации, появляющейся в открытом доступе — как о компании, так и о ее конкурентах; сотрудничество со СМИ; другие организационные, юридические, технические (в том числе — криптографические) меры по защите закрытой информации.

"В наше время очень распространено сохранение информации на электронных носителях. Для предотвращения посягательств на информацию некоторые учреждения заказывают установку защитных программ, некоторые практикуют приобретение для каждого сотрудника Flash-карточек (карманных электронных носителей информации)", — рассказал Андрей Пятов.

Особое внимание стоит обратить на получателей информации, которым предприятие обязано предоставлять информацию согласно законодательству (государственные органы) или тех, к кому такая информация попадает в связи с профессиональной деятельностью (юридические компании, аудиторы, другие консалтинговые компании, банки и т. п.). Влияние владельца информации в данном случае на ее хранителей и потенциальных распространителей — минимально, и основывается большей мерой на "доверительных" отношениях.

Наряду с угрозой "внешнего вторжения" объективно существует скрытая внутренняя угроза — персонал. Все мы понимаем, что именно сотрудник компании обладает очень широким спектром закрытой информации. Чтобы защитить компанию "изнутри", необходимо обязательно разработать внутренние правила, регламентирующие использование конфиденциальной информации сотрудниками компании. Стоит подписать с сотрудниками соглашения о конфиденциальности, а также ввести соответствующие положения в коллективный трудовой договор. Не лишним будет установить серьезную ответственность за разглашение информации, регулярно проводить среди сотрудников разъяснительную работу по повышению "сознательности" в отношении сохранения конфиденциальности. Действенный механизм — "не складывать все яйца в одну корзину". То есть не доверять всю информацию какому-либо одному сотруднику, кроме топ-менеджмента компании. Дифференциация доступа к информации поможет избежать "учетки". Также обеспечьте технические возможности защиты информации, внутренней переписки, в том числе — на лэптопах. Не стоит экономить на профессиональном системном администрировании.

Случай из практики Анна Ларчик, маркетолог инвестиционно-девелоперской компании

Мне было поручено путем личного наблюдения собрать информацию о недавно открытом ТЦ. Пока я оценивала и конспектировала данные по широте проходов, высоте потолков, степени заполненности арендаторами и т. д., никакого внимания я не привлекала. Но как только я собралась сфотографировать одно из оригинальных решений, услышала звуки погони — по рации представители службы безопасности ТЦ начали описывать мою внешность и, с трех сторон окружив, начали вырывать из рук фотоаппарат. Я не позволяла вырвать его из рук. Мне стали грозить милицией. В итоге я покинула торговый зал. Почему так защищают общедоступное (интерьер)? Имела ли я право фотографировать?

Комментарий юриста

Евгения Новичкова, адвокат АК "Арцингер и Партнеры"

В данном случае право компании на защиту информации непосредственно "вступает в конфликт" с правом гражданина на получение такой информации или с правом гражданина на свободу творчества, в данном случае — на фотографирование. К сожалению, описанная ситуация нечетко регламентирована действующим законодательством Украины. Необходимо учитывать то, что собственник ТЦ (являющийся собственником информации) имеет право установить порядок доступа к такой информации и, соответственно, запретить фотографировать. В таком случае посетитель обязан быть уведомлен о запрете и придерживаться установленных правил. Но ответственности за нарушение таких "правил" законодательством не предусмотрено (ни Кодексом об административных правонарушениях, ни Уголовным кодексом). Так что каким-либо образом привлечь к ответственности за нарушение запрета фотографировать нельзя.В то же время поведение работников службы безопасности в указанной ситуации выходит за рамки дозволенного, и вы имеете право написать жалобу руководству или заявление в правоохранительные органы.

Открытые источники информации

• Публикации электронных и печатных СМИ

• Материалы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет

• Он-лайновые и офф-лайновые базы данных

• Книги

• Массовые опросы

• Отчеты и публикации профессиональных, отраслевых и общественных организаций

• Открытая документация коммерческих и некоммерческих организаций (отчеты)

• Правительственные отчеты

• Включенное наблюдение

• Экспертные и глубинные интервью

• Пресс-конференции, презентации, выступления, доклады, лекции

• Приобретенные образцы товаров, имеющихся в свободной продаже

Другие источники, использование которых не ограничено существующим законодательством

"Закрытая" информация

• вся информация, отнесенная к "закрытой" собственником данной информации при условии, что она не была им обнародована, и нет обязательства по ее обнародованию. Отнесение информации к "закрытой" может регламентироваться уставными документами компании, внутренними правилами, соглашениями о конфиденциальности, коллективным договором и другими локальными актами;

• информация, отнесенная к закрытой законодательством (банковская тайна и мн. др.);

• информация, полученная незаконным путем — путем просушивания, слежения, другими подобными методами;

• информация, полученная в результате "вскрытия" компьютерной системы компании;

• информация, незаконно разглашенная инсайдерами;

• другая информация, полученная незаконным методом или из незаконных источников.

Конкурентная разведка —это особый подход к изучению конкурентной среды, интегрирующий методы маркетинговых исследований, элементы стратегического маркетинга и маркетингового консультирования, а также включающий специальные методики сбора и анализа информации.

Промышленный шпионаж —это сбор конфиденциальной информации о деятельности конкурентов противозаконным путем. Хищение сведений, составляющих ноу-хау, ведение недобросовестной конкуренции, получение персональных данных для их использования в преступных целях.