Дело Шарона побеждает

Впервые в истории Израиля парламентские выборы выиграла партия "Кадима", созданная несколько месяцев назад, тогда как ведущие политические силы, являвшиеся выразителями левой и правой идеологии, сумели занять только второе и пятое место. Победа центристск
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Впервые в истории Израиля парламентские выборы выиграла партия "Кадима", созданная несколько месяцев назад, тогда как ведущие политические силы, являвшиеся выразителями левой и правой идеологии, сумели занять только второе и пятое место. Победа центристских сил дает повод надеяться не только на улучшение жизни израильтян, но и на долгожданное завершение пятидесятилетнего ближневосточного конфликта

Последние дни марта для многих политических сил в Израиле стали ошеломляющими: на прошедших в стране парламентских выборах самая влиятельная в течение многих лет партия "Ликуд" потерпела полное фиаско, а лидером симпатий избирателей стала недавно созданная партия "Кадима". В Кнессете они получили соответственно 12 и 29 мест. Впрочем, в ближайшие дни новостные ленты Израиля по-прежнему будут говорить главным образом о парламенте — даже победившей "Кадиме" до абсолютного парламентского большинства не хватает ни много ни мало 32 мандатов. Теперь ее цель — коалиция.

Вариантов внутрипарламентских объединений в Кнессете множество. Большинство могут создать как лидеры по количеству мандатов — центристская "Кадима" и лейбористская "Авода" в сопровождении немногочисленной Партии пенсионеров, так и представители правых партий. Идеологическая борьба между ними протекает в двух плоскостях.

Первая — вопросы социального характера. 21% населения страны живет сегодня за чертой бедности, и пропасть между богатыми и бедными продолжает стремительно увеличиваться. Показательным стало то, что, помимо традиционных защитников социальных льгот и дотаций — лейбористов и Партии пенсионеров, за уменьшение растущего социального неравенства сегодня выступили и представители противоположного "лагеря". Так, например, перевести деньги из военного бюджета в социальный и увеличить вложения в арабские деревни поставил своей целью даже бывший глава МОССАДа (израильского Института безопасности и специальных задач — главного разведывательного центра страны) Дани Ятом. На таких же позициях стоит и Амир Перец — лидер "Аводы", занявшей почетное второе место. Главной программной установкой своей партии он провозгласил поднятие в трехлетний срок минимальной заработной платы в стране до $1000.

Вторую плоскость, в которой пролегли противоречия между двумя парламентскими лагерями, удачно охарактеризовал нынешний лидер "Ликуда" Бениамин Натаньягу. По его словам, прошедшие выборы стали референдумом о судьбе Западного берега реки Иордан.

Решается судьба Западного берега

Вопрос отношений с арабским миром является краеугольным в израильском политическом и военном истеблишменте с момента образования государства Израиль. Традиционно в этом вопросе страна делилась на "голубей" и "ястребов" — сторонников и противников мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. По крайней мере, так было до нынешних выборов. Но, как отмечают израильские аналитики, сегодня политические партии Израиля четко разделить по подобной классификации уже нельзя. Причина — в усталости страны от уже более чем полувековой истории борьбы, кровопролитий и войн, уступать в которых не желает ни одна сторона. И, как ни парадоксально, даже после прихода к власти в Палестине террористической, по определению западных государств, организации "Хамас" речь идет не о том, ждать или не ждать новой арабо-израильской войны, а о том, кто же пойдет на большие уступки.

Так, за два дня до начала выборов в Кнессет к израильским избирателям обратился один из лидеров движения "Хамас" и будущий премьер Палестинской автономии Исмаил Хания, заявивший, что и он сам, и его соратники хотят прекратить противостояние с Израилем: "Мы не хотим, чтобы весь регион продолжал погружаться в водоворот крови. Нам нужны наши права и достоинство. Мы хотим найти выход из положения, которое длится уже десятилетия". И хотя, по мнению ливанского эксперта по политике Израиля Хани Абдаллы, ни "Кадима", ни "Авода", ни "Ликуд" вести диалог с "Хамасом" не собираются, но желание сесть за стол переговоров с более умеренным главой палестинского государства Махмудом Аббасом лидер партии "Кадима" Эхуд Ольмерт высказал сразу же после новости о победе на выборах.

В основе политики Ольмерта — три краеугольных камня: уход Израиля из большинства отдаленных поселений на Западном берегу Иордана в результате договора, если будет с кем договариваться, и в одностороннем порядке, в случае отсутствия партнера; окончание строительства защитной стены, отделяющей израильтян от палестинцев, и установление постоянных границ. В их черте Ольмерт намерен сохранить крупнейшие поселенческие блоки Западного берега реки Иордан, Иорданскую долину и весь Иерусалим.

Альтернативой этим планам служит позиция партии "Ликуд". Она стремится заморозить ситуацию, и практически все правые партии страны эту идею status quo поддерживают. Они провозглашают территориальную целостность страны, единый и неделимый статус Иерусалима, еврейский характер государства и сохранение поселений.

Впрочем, ярким свидетельством разуверенности израильтян в успешности подобной политики является жизнь бывшего премьера Израиля Ариэля Шарона. "Арик-бульдозер" (как называли Шарона соратники по партии) — участник всех войн, которые вел Израиль за 50 лет своего существования. Будучи ярым защитником национальных интересов Израиля, именно он в 1973-м и основал "Ликуд" — крупнейшую правую партию Израиля, и, бросая вызов всему миру, считавшему неизбежным возврат арабам захваченных территорий, именно он нашел средства для строительства израильских поселений на оккупированных территориях. Но, разочаровавшись в способности добиться своих целей путем вооруженной борьбы, спустя тридцать лет именно Шарон стал инициатором их эвакуации. Реализация плана вывода израильских поселений и стала причиной раскола "Ликуда" в ноябре прошлого года и создания единомышленниками Шарона "Кадимы" — той самой, которую сегодня возглавляет Эхуд Ольмерт.

Украинский интерес

Мирное урегулирование палестинской проблемы нужно не только самой Палестинской автономии и Израилю, но и всему миру. Украина — не исключение. Сегодня 12 членов израильского парламента избираются нашими бывшими соотечественниками — именно такое количество мест в Кнессете зависит от выбора 400 тыс. выходцев из Украины. Но процентное соотношение украинских репатриантов в государстве Израиль далеко не соответствует экономическим связям между нашими странами.

Конечно, благодаря усовершенствованию договорно-правовой базы двухсторонних экономических отношений в последние годы между Украиной и Израилем наблюдается некоторое улучшение торгово-экономического сотрудничества. Так, по состоянию на 1 сентября 2005 года товарооборот между Украиной и Израилем увеличился на 23%, или на $40,16 млн. (по сравнению с аналогичным периодом 2004 года) и составил $213,30 млн. Экспорт составил $176,58 млн. (рост на 34%), а импорт — $36,73 млн. (уменьшение на 11%).

Но есть и другие цифры: если на конец первого полугодия 2005 года в Украине действовали 180 предприятий с израильскими инвестициями, общий объем которых на данный период составил $48,86 млн., то в это же время в Израиле зарегистрировано только одно совместное предприятие с украинскими инвестициями, объем которых более чем скромен — $1,14 тыс. Но причины подобного несоответствия не только экономические. Израиль — страна, живущая в состоянии постоянной боевой готовности, что не придает особого оптимизма и без того довольно вялым украинским инвесторам. Именно поэтому приход к власти в Израиле правительства, стремящегося наконец прекратить этот долгий никому не нужный конфликт, должен положить начало не только мирному сосуществованию двух антагонистических государств, но и здоровой инвестиционной атмосфере во всем регионе.