Дело "табак"

В последнее время в Украине проблема нелегального ввоза табачной продукции приобретает довольно значительный общественный резонанс. В ее решении заинтересованы практически все: и государство, и табачные производители, и мы с вами, простые потребители

В последнее время в Украине проблема нелегального ввоза табачной продукции приобретает довольно значительный общественный резонанс. В ее решении заинтересованы практически все: и государство, и табачные производители, и мы с вами, простые потребители

В СРАВНЕНИИ с другими сферами украинского производства, табачная промышленность сейчас пере­живает свои явно не самые худ­шие времена. До­вольно щедрое инвестирование западных табач­ных гигантов (в эту сферу направ­лено около 5% от общего числа ин­вестиций) позво­лило значительно модернизировать отечественные табачные заводы, что привело к за­метному росту производства си­гарет. Да и укра­инские потребители получили возможность выбирать качест­венную продукцию по довольно низким ценам (на Западе более высокая цена сигарет исполь­зуется как инструмент в борьбе с курением). Не остается недовольным и государство, получая довольно значительные нало­говые отчисления, ведь табач­ная отрасль приносит около 2% бюджетных поступлений. Од­нако настоящей проблемой для легальных производителей стал нелегальный ввоз табач­ных изделий в Украину. Бабуш­ки, продающие "левые" сига­реты возле метро, стали неотъ­емлемой составляющей совре­менного Киева.

В общей сложности, как сообщает интернет-газета Uatoday, специалисты оцени­вают долю контрабандной продукции как 27% от всего ук­раинского рынка табачных из­делий. В основном контра­бандная продукция попадает на украинскую территорию че­рез российскую и молдовскую границы. Из России завозятся преимущественно дешевые сигареты без фильтра (90%) или такие же дешевые с филь­тром. Как правило, это продук­ция ростовской или москов­ской табачных фабрик. Неред­ко на таких сигаретах есть даже российские акцизные марки, что объясняется невысокой ценой и сравнительно низкими акцизными ставками на табачном рынке РФ. Что касается молдовской границы, то тут ситуация немного иная. Наряду с дешевой продукцией, именно с Молдовы на украинский рынок попадает значительная часть просроченных и подделанных сигарет таких известных брэндов, как Marlboro, Camel, L&M, Rothmans, Lucky Strike, JPS и др. Такая продукция производится либо в самой Молдове, либо в соседней Румынии.

В ОБЩЕМ, за девять месяцев этого года таможенная служба выявила незаконных перемещений табачных изделий на сумму около 4 млн. грн. Только на украино-молдовском участке границы за 8 месяцев 2000 года пресечено 336 попыток контрабанды такой продукции на общую сумму более 538 тыс. грн., подразделениями таможенной службы в этом году проверено 242 потока в составе 551 автомобиля, общей стоимостью около 357 млн. грн.

Довольно интересны и сами схемы перевозок кон­трабандной продукции через границу. В частности, злоумыш­ленники используют объездные дороги и переправы, попросту минуя таможенные посты. Неус­троенность и "прозрачность" наших границ со странами СНГ позволяют "проскакивать" та­ким образом на украинскую территорию не только небольшим "жигуленкам", но и тяжело­грузным КамАЗам и ЗИЛам. По­ток табачных изделий из При­днестровья объясняется низкой пошлиной на них. После оформ­ления в Приднест­ровье большинст­во из них ввозится на территорию Украины в виде транзита или в об­ход пунктов про­пуска. В большин­стве случаев нару­шители использу­ют личный транс­порт. Большое распространение, особенно в по­следнее время, получила и пере­возка по поддель­ным документам. Как правило, используются т. н. "двойные инвойсы", когда товар по тамо­женным документам оценивает­ся скажем в $10 тыс., а реально провозится на $40 — 70 тыс. Не­редко контрабандисты пытают­ся склонить к нарушению закона самих таможенников. По сло­вам начальника Управления по организации борьбы с контра­бандой и нарушением таможен­ных правил Геннадия Швыдкова, в этом году выявлено шесть слу­чаев, когда сотрудники таможни шли на такие нарушения. Также нарушители используют недо­статки законодательства, про­являя при этом завидную изоб­ретательность. Например, на Могилев-Подольской таможне на границе с Молдовой, которая представляет собой мост через Днестр, внимание таможенни­ков привлекла семья цыган, ко­торая, курсируя туда и обратно, каждый раз проносила разре­шенные несколько блоков сига­рет. Такой формально-законный способ позволял "предприни­мателям" загружать сигаретами несколько машин в день. Кроме того, на руку контрабандистам играет и довольно мягкое нака­зание, предусмотренное зако­нодательством за такие нару­шения.

Проблема незаконного вво­за табачных изделий имеет не­сколько аспектов, решать кото­рые необходимо в самые ко­роткие сроки. В первую оче­редь проигрывает государство, поскольку бюджет недополуча­ет значительное количество на­логовых и таможенных отчисле­ний. Кроме того, подделка та­бачных изделий — это еще и грубое нарушение авторских прав, а в последнее время эта тема занимает заметное место в отношениях Украины с международны­ми организациями, особенно в связи с возмож­ным вступлением в ВТО. Достаточно остро кон­трабанда табачных из­делий отражается и на легальных табачных производителях, кото­рые теряют значитель­ную часть рынка сбыта и позитивный имидж своих брэндов (покурив раз "левое" Marlboro, потребитель вряд ли за­хочет покупать его в следующий раз). В конечном счете проиг­рывают и сами потребители. Несмотря на то, что нелегаль­ная продукция стоит, как прави­ло, дешевле, качество ее, мягко говоря, не внушает доверия. Та­ким образом, страдает здоро­вье нации, что еще раз указыва­ет на то, что эту проблему надо решать немедленно.