- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Депутаты "проехались" по Чечетову
Специальная контрольная парламентская комиссия по вопросам приватизации решила предложить Верховной Раде и Президенту Украины уволить председателя Фонда госимущества Михаила Чечетова. Поводом для этого послужили выводы комиссии о плохой работе ФГИУ, в которых, в частности, отмечались многочисленные нарушения законодательства и нанесение ущерба государству в процессе приватизации. По мнению самого М. Чечетова, эта инициатива является результатом "политических игр" в преддверии продажи стратегически важных для страны предприятий
Данное решение Комиссии оказалось несколько неожиданным, хотя ее глава Валентина Семенюк не раз выступала с резкой критикой работы приватизационного ведомства. Последние претензии касались "Криворожстали", поскольку, по ее мнению, конкурсные условия по продаже этого объекта выписаны "под заказ", и согласно им единственным покупателем жемчужины металлургии может стать только промышленно-финансовый консорциум "Инвестиционно-металлургический союз", созданный недавно украинскими бизнесменами Виктором Пинчуком и Ринатом Ахметовым. Хотя на очередном заседании комиссии этот вопрос не поднимался, а рассматривался только отчет ФГИУ о выполнении Госпрограммы приватизации в 2003 году, претензий к работе Фонда все равно оказалось предостаточно.
На заседании комиссии 19 мая, кроме тесного круга депутатов и журналистов, присутствовали представители СБУ, прокуратуры, Счетной палаты. Вначале слово для выступления предоставили главе ФГИУ Михаилу Чечетову, который поведал об успехах и достижениях возглавляемого им ведомства. Основным козырем его выступления было выполнение в 2003 году (впервые за историю приватизации) плана поступления в бюджет средств от продажи госсобственности.
Однако этот факт подверг сомнению следующий выступающий — главный контролер, директор департамента Счетной палаты Виктор Огородник. По его словам, анализ финансовых показателей приватизации показал, что заслуги Фонда госимущества несколько преувеличены. Например, Фонд не имел никакого отношения к продаже доли ОАО "Укртелеком" в СП UMC, она осуществлялась непосредственно самим "Укртелекомом". При этом именно средства от продажи UMC составили в прошлом году 33,5% всех поступлений. По аналогичной схеме прошла реализация активов ГАК "Укрпапирпром", с той только разницей, что от продажи "бумажных" предприятий государство не получило ни копейки. Хотя от реализации украинского оператора мобильной связи тоже не все вырученные средства были направлены в бюджет. Так, из полученных за UMC 950 млн. грн. в бюджет поступило только 730 млн. грн.
После выступления остальных членов Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Валентина Семенюк сделала вывод, что ни одно из десятка решений, принятых комиссией ранее, Фондом госимущества выполнено не было. Например, до сих пор не создан реестр госсобственности, не заключены договоры со всеми руководителями предприятий, в которых государство владеет контрольным пакетом. В вину Фонду также вменяются частые банкротства госпредприятий, проведение дополнительной эмиссии акций НАСК "Оранта", непринятие закона об управлении госсобственностью, незаконное отчуждение имущества ОАО "Чистые металлы" и предоставление комиссии недостоверных данных по этому предприятию. Валентина Семенюк гневно заметила, что Фонд сегодня раздает налево и направо прибыльные предприятия, а убыточные остаются у государства. "Я не против Чечетова лично, я — против плохой работы Фонда госимущества", — подчеркнула она.
Всю критику в свой адрес Михаил Чечетов воспринял с завидной стойкостью, заметив, что, видимо, кому-то выгодно ослабить позицию приватизационного ведомства. Вначале депутаты в очередной раз отклонили закон о ФГИУ, хотя были учтены все их пожелания, не приняли новую программу приватизации, а теперь решили сменить руководство. "Часто решения депутатов, принятые исходя из политических соображений, не состыковываются с решениями правительства, принятыми в контексте государственных интересов. А мы в итоге получаемся заложниками этих несогласованностей", — заметил М. Чечетов.
Критиковать работу Фонда и его руководителей стало уже делом обычным. Пока не закончен передел собственности, он всегда будет в эпицентре борьбы за власть, подвергаться критике и лоббизму на всех уровнях. Отсутствие твердой законодательной базы, регламентирующей работу ФГИУ, делает его наиболее уязвимым, тем более в преддверии предвыборной гонки. Поэтому самая ярая критика в адрес Фонда может оказаться одним из способов отстаивания определенных интересов. Вряд ли сегодня ротация кадров в приватизационном ведомстве способна кардинально изменить сложившуюся ситуацию и внести глобальные изменения в процессы украинской приватизации.
Дальнейшая "судьба" М. Чечетова будет зависеть от рассмотрения отчета ФГИУ за предыдущий период на правительственном комитете по вопросам экономической политики и перед Верховной Радой.