Депутаты расшевелились

За первый месяц работы восьмой сессии расклад сил в Верховной Раде кардинально изменился: потеряла вес "Наша Украина", созданы четыре новых фракции, усилилось влияние спикера парламента

За первый месяц работы восьмой сессии расклад сил в Верховной Раде кардинально изменился: потеряла вес "Наша Украина", созданы четыре новых фракции, усилилось влияние спикера парламента

В Верховной Раде сегодня 429 депутатов из положенных по штату 450. Многие из них — совсем новые люди, пришедшие взамен депутатов, массово выбывших трудиться в исполнительную власть. Но не это позволяет утверждать, что нынешний парламент и парламент полугодичной давности — две большие разницы. Политический расклад в Верховной Раде кардинально поменяли отставка правительства Юлии Тимошенко и формирование Кабмина Юрия Еханурова. А в целом четко вырисовалась конфигурация будущей избирательной кампании.

То, что Тимошенко перешла в оппозицию, изменило баланс политических сил в ВР. Если до этого президент Виктор Ющенко мог использовать ситуативное большинство, то теперь такой возможности у него нет.

По мнению политолога Владимира Полохало, ключевым является некий ситуативный и практический союз между "Нашей Украиной", приобретающей черты партии власти, и Партией регионов как официально признанной оппозицией. Эти силы сегодня определяют политический климат и даже моду в парламенте с точки зрения коренных изменений политической реальности. Но, естественно, важным фактором теперь становится позиция Блока Юлии Тимошенко, непризнанной официально оппозиции, которая пользуется значительной поддержкой избирателей.

Есть еще две партии, имеющие золотую акцию в будущем парламенте, — это Соцпартия Александра Мороза, которая впервые за последние годы превратилась из оппозиции в правящую партию как союзник "Нашей Украины", и Народная партия Владимира Литвина, которую считают младшим партнером "Нашей Украины".

Хотя Народная партия и дистанцировалась от правительства, однако без Литвина Ехануров никогда не стал бы премьером, заявляет внефракционный нардеп Степан Гавриш. "Построена достаточно эффективная политическая схема Ющенко — Литвин — Ехануров, плюс губернаторы на востоке, которые придут после согласования этой тройкой с целью повышения электорального статуса Народной партии в восточных регионах, — говорит он. — Народная партия имеет преимущества благодаря присутствию эффективно действующего в парламенте Литвина и одновременно своей численности".

Переформатирование фракций

В течение сентября во фракциях произошли масштабные перестановки. "Наша Украина" претерпела реорганизацию, значительно потеряв в количестве членов. Выходцы из нее создали две новые фракции — Народного руха Украины и партии "Реформы и порядок". Появились также фракции Народно-демократической партии и "Трудовой Украины", а также "Вперед, Украина!".

Технологическое разделение "Нашей Украины" в первую очередь связано с предстоящими выборами. По закону о выборах народных депутатов партии, имеющие фракции в парламенте, получают право на участие в избирательных комиссиях. По мнению политолога Владимира Фесенко, это главный фактор. Второй фактор переформатирования фракций — это быстрая конфигурация Верховной Рады под формат будущих избирательных блоков и партий.

Как считает народный депутат Андрей Шкиль из фракции Блока Юлии Тимошенко, реорганизация "Нашей Украины" была вызвана несогласием НРУ и ПРП сливаться с партией Народный союз "Наша Украина": "Все хотели иметь своих представителей в парламенте, и это тактический ход". "Все фракции готовятся идти на выборы, хотят быть узнаваемыми, — говорит народный депутат из фракции Украинской народной партии Сергей Олексиюк. — После выборов они сразу сгруппируются, как в 2002 году, когда создавались мегафракции. Эти партии возобновили те фракции, которые существовали до создания блока".

Сам Олексиюк в 2002 году прошел в парламент по списку избирательного блока политических партий "Наша Украина", как и многие из тех, кто создавал в этом году фракции партий, вошедших в Верховную Раду единым оппозиционным списком. Поэтому понятно следующее объяснение депутата: "Некоторые партии, которые входили в блок "Наша Украина", не соглашаются с политикой олигархической партии Народный союз "Наша Украина".

О расколе "Нашей Украины" высказывается и Владимир Полохало: "Сегодня ПРП на распутье: какая-то часть ближе к Ющенко, какая-то — к Тимошенко. А НРУ сделал свой выбор, договорившись с "Нашей Украиной" о месте в блоке". "Что бы народу ни говорили лидеры, речь идет только о полном провале политической технологии команды Ющенко в парламенте, о провале этого гибрида, этого олигархического клуба — модели избирательного блока и о пункте недоверия самому Ющенко и той команде, которая управляет этим блоком со стороны других политических партий — ПРП, НРУ и УНП", — категорически заявляет Степан Гавриш.

Что касается фракции НДП и "Трудовой Украины", то обе партии создать фракции самостоятельно, выйдя на минимально допустимый уровень 14 депутатов, не смогли бы. Вместе они могут иметь своего представителя в согласительном совете Верховной Рады. Это касается, по мнению Владимира Фесенко, и такого специфического образования, как "Вперед, Украина!". В данном случае речь идет о формально автономной политической силе, которая может играть роль "полузолотой" акции, влиять на ход борьбы между крупными политическими партиями. В настоящее время, похоже, "Вперед, Украина!" выступает политическим сателлитом Народной партии Владимира Литвина.

Возможности политических сил

Вряд ли уместно говорить, что в парламенте существуют слабые фракции — есть фракции-статисты. Та же "Вперед, Украина!", не играющая ключевой роли, — это "Единая Украина", которая стала статистом. То же говорят и о фракциях НРУ с УНП, которых также могут использовать для решения определенных вопросов. Роль раздражителей играют эсдеки и бютовцы. "Сказать, что одна фракция перед другой имеет преимущества, сегодня нельзя, — говорит Сергей Олексиюк. — Каждая фракция имеет прекрасные возможности принимать законы, договорившись с тремя-четырьмя фракциями".

Две силы — "Наша Украина" и Соцпартия, которые взяли на себя политическую ответственность за правительство, не имеют достаточного баланса в сессионном зале и не могут никому навязать свою политику. Поэтому при принятии решений в парламенте ключевая роль, похоже, принадлежит партии Литвина. "Важную роль в этом альянсе будут играть "Регионы Украины", — утверждает Степан Гавриш. — Подписание меморандума с Ющенко позволило дистанцировать Партию регионов от действий радикально настроенных бютовцев. Поэтому ни одна политическая сила в результате этого сложного многоугольного конфликта не имеет достаточной силы, чтобы влиять на решение вопросов в сессионном зале. Принятие решений будет происходить путем компромисса с различными политическими силами".

Депутат из фракции Народной партии Олег Салмин считает, что самые большие возможности, исходя из численного преимущества, у фракций Компартии, "Регионов Украины", а также у фракции Народной партии Литвина. По его словам, вокруг Литвина аккумулируются основные силы: "Потому что он занимает центристскую позицию и не принимает ни одну из сторон, которые создают сегодня конфликтные ситуации в парламенте".

Фракция Блока Юлии Тимошенко за последний месяц значительно расширилась за счет тех депутатов, которые в прошлом году находились по другую сторону баррикад. Но без эффективных лидеров она потеряла вес в сессионном зале — после яркой блистательной Тимошенко, после умного, отчасти экстравагантного Турчинова новая волна бютовцев представляет собой достаточно пассивный строительный материал, от которого решительных действий ожидать не приходится.

По мнению Степана Гавриша, это окружение Тимошенко "не лучше окружения Ющенко, эта команда будет постоянно пытаться управлять лидерами, их эмоциями". Между тем такая экспрессия пригодится за месяц перед выборами, а пять оставшихся месяцев надо дискутировать в парламенте. "В парламенте уже началась борьба за коалицию 2006 года, — говорит Гавриш. — Тот остов, который сформирован, не видит в этой коалиции БЮТ".