"Детализировать стратегию будут 33 программы"

Об основных новшествах стратегии развития ТЭК до 2030 года "Инвестгазете" рассказал министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков

Об основных новшествах стратегии развития ТЭК до 2030 года "Инвестгазете" рассказал министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков

— Какие моменты новой энергостратегии Украины вы считаете главными?

— Это кардинальное снижение потребления энергоресурсов за счет внедрения энергосбережения и взвешенной ценовой политики на них, наращивание собственной добычи энергоресурсов для максимального обеспечения потребностей страны и, соответственно, уменьшения их импорта, а также интеграция электроэнергетического сектора Украины к электросетям и рынкам объединенной Европы.

— Стратегия — это своеобразный план для отрасли?

— Прежде всего, это четкое видение развития топливно-энергетического комплекса на перспективу. Стратегию нельзя назвать жестким планом, но это и не "пожелание" к ее развитию. В ней четко определены периоды — по пять лет, по истечении которых должны быть достигнуты определенные стратегией на этот период результаты. Детализировать стратегию будут 33 программы, которые предстоит принять (государственные и ведомственные). Например, программа развития магистральных электросетей предусматривает определение строительства необходимых электролиний и подстанций для решения вопроса "узких" мест в энергообеспечении отдельных регионов (АР Крым, юга Одесской области). В то же время госпрограмма энергосбережения (она должна быть разработана за год) предусматривает, что после 2020 года потребители электроэнергии будут ежегодно экономить такой объем энергоресурсов, который сейчас они потребляют за год.

— Каковы способы государственного влияния на частные компании, от которых, в том числе, зависят результаты выполнения стратегии?

— Прежде всего — это экономические методы. Объективная ценовая политика на энергоресурсы и поощрение их экономии (в стратегии задекларировано принятие нормативных актов, стимулирующих предприятия, которые будут сокращать потребление энергии). Для монопольных структур будут применяться экономические и регуляторные методы влияния.

— Из стратегии становится понятно, что Украина нацеливается на рост собственной добычи углеводородов. На ваш взгляд, насколько выполнимы показатели по приросту добычи?

— Что касается нефтегазовой сферы, то мы делаем ставку на рост добычи украинскими компаниями за рубежом. Это не "план-максимум", задекларированные объемы вполне реальны. На территории же Украины реально обеспечить рост добычи газа до 28,5 млрд. кубометров в 2030 году при значительном снижении его потребления.

Стратегия предусматривает сокращение доли импортной нефти для нужд Украины, однако это не значит, что на рынке не хватит места всем. Просто наша задача — обеспечить себя максимально собственным ресурсом. Украинские НПЗ, работающие на российской нефти от материнских компаний, тоже будут иметь возможность работать, при желании — экспортировать свою продукцию или конкурировать на нашем рынке. Конкурентность продукции обеспечит модернизация НПЗ, которая позволит увеличить глубину переработки нефти до 95%.

— В стратегии заложены планы по либерализации энергорынка и интеграции с европейской энергосистемой?

— Энергостратегия Украины по многим направлениям совпадает с принятой недавно энергостратегией Европы — так называемой "зеленой книгой" — с основными положениями энергетической политики ЕС. В частности, это касается необходимости диверсификации источников энергоснабжения, гарантирования энергобезопасности, либерализации рынков энергоресурсов и, что самое главное, — усиления роли Украины как страны-транзитера энергетических ресурсов.

Планы по интеграции объединенной энергосистемы Украины в европейскую энергосистему являются одним из ключевых элементов стратегии. Для их реализации нужно разработать государственную программу и обеспечить финансирование с тем, чтобы объединить системы уже в 2010 году.

— Каковы источники финансирования выполнения энергетической стратегии?

— Главными источниками финансирования, а это около $200 млрд., станут оптимизация ценовой и тарифной политики с включением необходимых расходов на развитие энергетических предприятий в их тарифы; активизация инвестиционной политики в ТЭК. Что касается госфинансирования стратегии, то нам придется согласовывать объем средств каждый год при формировании бюджета. Будут применяться также инвестиционные надбавки к тарифу на электроэнергию для реализации стратегических проектов. Определенные финансовые возможности открывает Киотский протокол. Стратегия предусматривает законодательное урегулирование вопроса привлечения частного капитала в развитие предприятий, не подлежащих приватизации.