Директор ИК Dragon Capital Дмитрий Тарабакин: "Нивелировать внешний негативный фактор можно только хорошими внутренними "месседжами"

О "затяжной коррекции" на фондовых биржах мира, в том числе и на украинском рынке ценных бумаг, а также о перспективах развития фондового законодательства, которое "принимается" еще с середины 90-х годов, мы беседовали с директором инвестиционной компании

О "затяжной коррекции" на фондовых биржах мира, в том числе и на украинском рынке ценных бумаг, а также о перспективах развития фондового законодательства, которое "принимается" еще с середины 90-х годов, мы беседовали с директором инвестиционной компании Dragon Capital Дмитрием ТАРАБАКИНЫМ

— Насколько сильным оказалось влияние внешних факторов на падение фондового рынка Украины?

— Зависимость самая прямая, поскольку, по нашим оценкам, около 80-85% рынка торгуемых ценных бумаг сегодня контролируется нерезидентами. Поэтому реакция инвесторов на всех emerging markets одинакова. Если посмотреть на фондовый рынок России, Бразилии или Мексики, динамика очень похожа.

— Если наша зависимость от фондовых бирж мира столь сильна, тогда каков прогноз по динамике мировых индексов?

— Этот фактор важен, но он не единственный. Большое влияние оказывают и внутриукраинские события. С одной стороны, наблюдается сильный отток средств из фондов, которые вкладываются в развивающиеся рынки, только потому, что все ожидают дальнейшего повышения ставки ФРС. Нивелировать такой мощный негативный фактор можно, только противопоставив ему очень хорошие внутренние "месседжи". На сегодня их нет. Скорее даже наоборот — отсутствие политической определенности только усугубляло влияние внешнего фактора. Правда, несмотря на это, ценные бумаги многих украинских компаний до сих пор являются недооцененными. С начала года компании энергетической, нефтяной и трубной отраслей, а также банковский сектор и сектор розничной торговли показывают неплохую динамику.

— Если отбросить политическую составляющую, какие еще внутристрановые риски оказывают давление на фондовый рынок Украины?

— Мы уже немного отвыкли от крупных корпоративных скандалов — со времен полемики по "Днепрошине" (в конце 90-х) и попытки в один прекрасный момент украсть "Укрнафту". К сожалению, нам об этом совсем недавно напомнила компания "Запорожсталь". Это очень неприятный фактор, который сопоставим по значимости с внешним влиянием. Инвесторы, которые приходят на развивающиеся рынки, понимают, что здесь повышенные риски, но они покупают не риск "желания собственников украсть компанию у рынка", максимум что они покупают — это операционные риски, риск удорожания сырьевых ресурсов.

— Учитывая все вышесказанное, каковы прогнозы по динамике рынка ценных бумаг Украины на протяжении летних месяцев?

— Если с внешним влиянием все более-менее понятно, и здесь ничего хорошего ожидать не приходится, то внутри страны может произойти все что угодно. Прежде всего, это работа коалиции. Надеемся, что политические силы настроены работать не как "Лебедь, Щука и Рак", а слаженно и эффективно. Во-вторых, переговоры по газу. Рынок до сих пор не знает, останется ли стоимость российского газа в пределах $95 за 1 тыс. куб. м до конца года, или через несколько дней мы узнаем о новых ценах. Сейчас экономика Украины нормально развивается, и при эффективной работе правительства в страну можно привлечь огромные объемы инвестиций, привлечь стратегических инвесторов. Если озвученные выше аспекты мы успешно разрешим, результат на конец года может получиться очень неплохой. Мы в силах остановить сегодняшнее падение рынка, "прибавить" в некоторых отраслях, успешно провести несколько крупных аукционов по продаже акций госкомпаний (в частности, "Лугансктепловоза" и, возможно, небольшого пакета акций "Укртелекома").

Законотворчество

— Сегодня уже можно оценить продуктивность работы нового парламента. Как вы думаете, насколько плодотворной будет деятельность новоизбранных парламентариев в сфере фондового законодательства?

— В новом парламенте достаточно депутатов, которые в полной мере осознают необходимость существования прозрачного фондового рынка, некоторые из них непосредственно принимали участие в работе рынка ценных бумаг, будучи акционерами компаний, выходивших на рынок. Поэтому есть надежда, что узкокорпоративные интересы, имевшие место в Верховной Раде прошлого созыва, не найдут реализации и поддержки в новом парламенте.

С другой стороны, мы не ожидаем какого-то чуда, когда за год будет принято все "фондовое" законодательство. Та законодательная база, которая ждет своего утверждения парламентом, нарабатывалась на протяжении 10 лет, поэтому новому парламенту, скорее всего, придется кое-что доработать.

— Какие законы необходимы для более успешного развития фондового рынка Украины?

— Закон "Об акционерных обществах". Если этот закон не принять, то говорить о дальнейшем формировании рынка можно только относительно, поскольку все отношения будут строиться исключительно на доброй воле собственников.

Второй необходимый документ касается валютного регулирования, которое до сих пор осталось на уровне 90-х годов. Третий — это депозитарная система. Рынку необходимо перейти к обездвиженным ценным бумагам. Выйти на уровень, когда доступ к депозитарию будет возможен только через фондовую биржу, чтобы максимально обеспечить связку "депозитарий — расчетный центр" для большей минимизации операционных рисков. Это, наверное, те три кита, на которых держится будущее фондового рынка Украины.