Добро пожаловать в США

Настоящим событием минувшей недели на мировом финансовом рынке стало заявление главы американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Уильяма Дональдсона, сделанное им 25 января в Лондоне. Г-н Дональдсон неожиданно вспомнил, что SEC является членом

Настоящим событием минувшей недели на мировом финансовом рынке стало заявление главы американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Уильяма Дональдсона, сделанное им 25 января в Лондоне. Г-н Дональдсон неожиданно вспомнил, что SEC является членом Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и что даже в США регулятор не имеет ответов на все вопросы, поставленные мировым рынком

Публичное признание. Фактически Уильям Дональдсон (William H. Donaldson) признал ошибки SEC при регулировании доступа иностранных эмитентов на американский рынок. В Комиссии понимают, что за последние пару лет, когда уже действовал закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley), предназначенный для улучшения уровня правдивости раскрываемой эмитентами информации, не только американские, но и ряд европейских компаний оказались замешанными в корпоративных скандалах. Похоже, настало время пересмотра стратегии регулирования, что глава SEC и озвучил в Лондоне. Пытаясь убедить европейцев в обоснованной строгости SEC, Дональдсон ссылался на скандалы с участием Parmalat, Vivendi, Royal Dutch Shell и др. Глава SEC напомнил, что и сегодня между законодательством США и ЕС до сих пор есть существенные различия в области понимания независимости директоров и аудиторов. Однако в прошлом году американский регулятор нашел ряд компромиссных вариантов решения проблемы с аудиторами, которые не обременяют эмитентов, и теперь, например, не указывает немецким или японским компаниям, кого назначать в аудиторский комитет корпорации. Сейчас SEC пытается сконцентрироваться на внешнем аудите, заставляя иностранные аудиторские фирмы проходить специальную процедуру регистрации в США. В таком ходе SEC есть определенный смысл, ведь если европейские аудиторы захотят заполучить большее количество клиентов, им придется идти на условия Комиссии. В итоге SEC пообещала всем иностранным эмитентам послабление. И хотя, кроме смены акцентов, по аудиторской проблеме не было упомянуто других мер по ослаблению давления, все же неамериканцам есть чему радоваться.

Дискриминация иностранцев. Начиная с 2002 года, руководство SEC занимало очень агрессивную позицию в отношении соблюдения иностранными эмитентами основных положений закона Сарбейнса-Оксли, в особенности в отношении требований к независимости аудиторского комитета корпорации. К примеру, в начале 2003 года завязалась очень оживленная переписка между SEC и Агентством по финансовым услугам Японии. Американцы попросту требовали от японского регулятора обеспечить исполнение законов США японскими банками, акции которых активно торговались на Нью-Йоркской бирже, и даже NASDAQ. В то же время SEC предъявляла весьма жесткие требования к самим эмитентам. Иностранцы, претендующие на выход со своими АДР на американский организованный рынок, должны предоставлять в SEC годовой отчет по одной из самых подробнейших форм отчетности. Отчет иностранных эмитентов должен содержать не только информацию, подтверждающую независимость директоров, но и проливать американским инвесторам свет на возможные риски в работе компаний за пределами США. Иногда отчеты банков или финансовых холдингов для американской Комиссии занимали 300-400 страниц. Между тем суровые требования привели к проявлению негативных тенденций. Иностранные эмитенты стали постепенно покидать организованный рынок США. Но не все согласны были просто уходить. Ряд немецких корпораций подали прошение в SEC, чтобы та упростила требования к раскрытию информации. Секрет желания немцев остаться на американском рынке кроется в том, что их компаниям разрешено у себя на родине использовать американские стандарты учета, что значительно удешевляет выход на американские биржи. Кроме того, на протяжении всего 2004 года одновременно с укреплением евро эмитенты из евро-зоны безудержно росли, что привлекало американских инвесторов, которые не ощущали долларовой инфляции, зато уверенно снимали сливки с рынка АДР.

Закулисная игра. По поводу истинных причин заявлений, сделанных SEC в конце января, нет единого мнения. Вопрос о том, почему вдруг "дядя Сэм" вспомнил об иностранных эмитентах на их рынке, остается открытым и сегодня. В то же время создается впечатление, что Комиссия ведет какую-то закулисную игру накануне важных событий на мировом финансовом рынке. Ключ к разгадке тайны может лежать в механизме работы рынка АДР. Действительно, собрав привлекательных эмитентов со всего мира в рамках рынка одной страны, американцы заманивают на свой рынок и иностранных инвесторов, которые получают возможность работать с бумагами эмитентов из более чем 130 стран мира. Вероятно, SEC пришлось менять регуляторную политику для улучшения платежного баланса страны, неотъемлемой частью которого являются инвестиционные потоки. Да и сам рынок АДР ослабляет поток американских денег на европейский фондовый рынок, снижая давление на рынок "доллар-евро".

Вряд ли плавный разворот американского регулятора в сторону Евразии даст моментальный позитивный результат для украинских эмитентов. Однако по состоянию на 26 января 2005 года эмитентами из Украины было зарегистрировано уже 35 выпусков депозитарных расписок, из которых только 14 могли торговаться на рыках США, остальные были ориентированы на Европу.