НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

Домашняя электроника: очень большой формат. В Харькове открылся крупнейший в Украине магазин электроники

Продажи компьютерной и бытовой техники ежегодно растут на 20—30%. Торговцы все чаще задумываются не только о том, что продавать, но и как, и где это делать. Новая тенденция — крупноформатные магазины. 11 декабря в Харькове свой гипермаркет электроники пре

Продажи компьютерной и бытовой техники ежегодно растут на 20—30%. Торговцы все чаще задумываются не только о том, что продавать, но и как, и где это делать. Новая тенденция — крупноформатные магазины. 11 декабря в Харькове свой гипермаркет электроники презентовала компания "МКС". Торговая площадь более 4 тыс. квадратных метров и продукция от 200 мировых производителей — серьезная заявка, чтобы считать харьковский гипермаркет крупнейшим магазином электроники в стране. Генеральный директор "МКС" АЛЕКСАНДР ГОЛОВЧЕНКО рассказал "Инвестгазете" о первых днях работы нового гипермаркета и планах компании на будущее

— Открытие гипермаркетов — новая тенденция для рынка. Не так давно в Киеве появился магазин City.com. Можно говорить, что харьковский гипермаркет электроники оказался даже лучше столичного?

— "МКС" открыла первый в Украине гипермаркет такого масштаба. Общий ассортимент товаров гипермаркета — 10 тыс. наименований. Представленные модели — от самых популярных до эксклюзива. Поэтому найти и купить можно практически все, что известно на сегодняшний день в области домашней и офисной электроники. В нашем гипермаркете можно не только выставить большое количество товара. Мы не строили магазин-склад, потому что посетителям нужны удобные проходы, а компаниям-производителям надо расположить своих промоутеров и показать новинки. У нас клиент может расспросить консультанта, потрогать товар, понаблюдать в действии, поработать на перспективных моделях техники, оценить, как это будет выглядеть и работать в его доме или офисе.

Это совершенно другой подход, чем у City.com — классического cash & carry (открыт Aventures Group осенью на Петровке — ред.). В гипермаркете "МКС" больше не только товаров, но и условий для их демонстрации. Кроме того, акцент сделан на комплексный сервис, принимаются различные виды оплаты: кредитная карта, наличные, оформление кредита.

О том, что гипермаркет оказался востребованным в городе, свидетельствует хотя бы тот факт, что его парковка (на 130 машин — ред.) всегда заполнена машинами клиентов. Вскоре к магазину будет организован бесплатный автобусный рейс от ближайшей станции метро.

— Насколько широк ассортиментный ряд продукции в магазине?

— Большинство представительств компаний-производителей требуют, чтобы мы держали как можно более полную "линейку товаров". Чтобы у клиента создавалось положительное мнение о производителе. Представительства компаний Samsung, LG, Bosch, Hewlett-Packard, Xerox, Сanon и многие другие передают цивилизованной рознице демонстрационные образцы, приглашают промоутеров, выделяют оборудование и деньги на рекламу. Широкий ассортиментный ряд важен и для имиджа гипермаркета. В будущем появятся такие недешевые новшества, как интернет-холодильники от Samsung или LG.

— Какие особенности сервиса в гипермаркете?

— Под большой формат мы стараемся сделать максимально приятный сервис, сориентировать посетителей, проконтролировать срок реакции на запрос клиента. В пределах города мы доставляем крупные товары клиентам на дом бесплатно. Есть услуга, которая снимает у клиента психологический барьер первого включения. Наш специалист приезжает, рассказывает, как пользоваться техникой, и включает ее первым. Мы звоним клиентам и сразу после покупки, и через полгода — спрашиваем: "Как работает ваша стиральная машина или компьютер — все ли устраивает?" Пытаемся наладить диалог, проводим маркетинговые исследования. В гипермаркете "МКС" есть интернет-клуб.

Каждый магазин "МКС" — это особая атмосфера. Но совершенно обязательны стандарты работы персонала, приемы менеджмента, правила взаимоотношений продавца и клиента. Эти составляющие создаются годами практики, все это есть в гипермаркете "МКС". У компании "МКС" нет столь жесткой формализации, как у западных и российских компаний. Каждый наш филиал может проявить инициативу, которая поощряется. Например, многие магазины внедряют такой сервис, как "скорая помощь" с выездом к клиенту — проконсультировать, устранить неполадки, просто успокоить клиента.

— Магазин уже открыт полностью?

— Сегодня (разговор состоялся 15 декабря — ред.) в гипермаркете открыты еще не все отделы. Из-за известных политических событий не успели въехать некоторые арендаторы площадей. По тем же причинам пока не запущены на полную промо-акции представительств ведущих IT-компаний. Однако уже к 25 декабря гипермаркет будет работать в полном объеме. Мы также ожидаем, что в начале следующего года за счет представительств появятся "шоу румы", где будут демонстрироваться последние новинки Hi-Fi и Hi-End техники.

— Каковы планы "МКС" по развитию сети? Будете ли еще открывать магазины такого крупного формата?

— Строительство второго гипермаркета электроники мы уже начали в Харькове на Салтовском жилмассиве. Его общая площадь будет еще больше нынешнего — 7 тыс. кв. м. По планам, сдача магазина в эксплуатацию состоится осенью 2005 года. Работа с домашней и офисной электроникой выгодна, если заниматься этим профессионально. Мы считаем, что современная тенденция на рынке — это именно комплексный сервис и большой формат.

— "МКС" — один из крупнейших игроков рынка. Как бы вы оценили финансовые результаты 2004 года?

— По нашим прогнозам, объемы продаж достигнут 450 млн. грн. Рост продаж по бытовой и компьютерной технике в нашей сети приближается к 50%. Это при том, что показатель в целом по рынку составляет только 20%.

— Как бы вы оценили уровень конкуренции на отечественном рынке электроники? Не боитесь ли вы прихода крупных мировых сетей?

— Конечно, в Украину со временем придут и западные операторы — те же Media Market и Wall-Mart. Цены у нынешних игроков отличаются на 0,5-2%. Разница — в брендах и сервисе. Но мы уже нормально конкурируем с Меtrо, поэтому сможем конкурировать и с другими сетями. Просто тогда будут другие нормы прибыли.

— Есть ли общая политика у крупных торговых компаний?

— Хотя координация действий на рынке желательна, у каждой компании политика своя. Мы открыты для общения со всеми игроками на рынке. При этом "МКС" развивается, ориентируясь на сервис для наших покупателей.

О компании

Компания "МКС" создана в Харькове 12 апреля 1990 г. Основа бизнеса — производство компьютеров, системная интеграция, продажа компьютерной, офисной и бытовой техники. Компания владеет розничной сетью из 43 магазинов в 14 городах Украины. В октябре 2004 года продан 100-тысячный компьютер производства "МКС".