Дубина даст стране угля

На прошлой неделе должность вице-премьера, ставшую вакантной после отставки Юлии Тимошенко, занял генеральный директор государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" Олег Дубина. Вместе с его назначением поменялось и название поста, ко

На прошлой неделе должность вице-премьера, ставшую вакантной после отставки Юлии Тимошенко, занял генеральный директор государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" Олег Дубина. Вместе с его назначением поменялось и название поста, который он возглавил — новый вице-премьер будет заниматься не только вопросами ТЭКа, но и всей промышленностью в целом

ЭТИМ НАЗНАЧЕНИЕМ премьер-министр и Прези­дент добились своих целей. Виктор Ющенко получил тако­го заместителя, который не является представителем ни одной группы влияний, суще­ствующих в Украине. Чего больше всего опасались все .сперты. Это назначение да-"возможность сохранить с гопливно-энергетическом комплексе курс реформ, ко­торый проводила Юлия Тимошенко и против которого це­лый год безуспешно выступа­ла бизнес-элита, зарабатыва­ющая деньги на теневых опе­рациях в энергетике. Кроме того, трудовой путь молодого гендиректора Олега Дубины свидетельствует о том, что вопросы отечественных ме­таллургов, коксовиков,труб­ников и др.ему куда ближе проблем энергетиков. Разве что с угольщиками ему, как бывшему директору двух крупнейших в Украине метза-водов — Алчевского и "Криво-рожстали", приходилось ра­ботать тесно.

Президент Леонид Кучма, по-видимому, уставший от постоянного противостояния "парламент — правительст­во", "большинство — мень­шинство" и т. д., очень хотел увидеть на высоком властном Олимпе новую, свежую фигу­ру, не замеченную в полити­ческом и бизнесовом проти­востоянии. Тем более что сей­час, в условиях перманентно длящегося кассетного скан­дала и полной неизвестности его настоящих инициаторов, Леониду Кучме тяжело дове­рять вообще кому-либо из старого окружения.

МОЖНО с большой до­лей вероятности предполо­жить, что назначение неза-ангажированного директора "Криворожстали" станет поводом для смены минист­ра энергетики. Ведь фор­мально Олег Дубина не имеет большого опыта в энергетических вопросах, и премьер-министр, соглас­но ранее сделанным заявле­ниям его пресс-секретаря, какое-то время будет лично заниматься текущими во­просами ТЭКа. В котором, кстати, в январе положение значительно ухудшилось — процент платежей энерго­рынку, поступающих от энер­гораспределительных ком­паний, упал до 65%, причем некоторые областные ком­пании снизили свои платежи до 10% от той суммы, на ко­торую электроэнергия была передана потребителям.

Существует два варианта дальнейшего развития собы­тий. Первый — путем быст­рого вникания в "энергетическую тему" нового вице-пре­мьера и перехода полномо­чий по реформам в секторе к нему. При условии, если Олег Дубина согласится с курсом, начатым прави­тельством более года назад. В этом случае новому вице-премьеру придется получать разноречивую информацию, одновременно поступающую от его непосредственного руководителя — Вик­тора Ющенко и непо­средственного подчи­ненного — министра энергетики Сергея Ермилова. Конфликт между последними в вопросах дальней­шего управления ТЭК уже давно стал досто­янием общественнос­ти. Более реалистич­ным является второй вариант — со сменой вице-премьера и од­новременным расши­рением его функцио­нальных обязанностей будет назначен и но­вый министр энерге­тики. Даже имя пре­тендента уже было на­звано в кулуарах — председатель прав­ления компании "Киевэнерго" Иван Плачков. Который, кстати, уже был мини­стром в правительстве Валерия Пустовойтенко, но был вынужден уйти в период расцве­та "плодотворной ра­боты" приватизиро­ванных облэнерго.

Поговаривали, что на вышеизложенном варианте — вместе с назначением вице-премьера идет переназначе­ние министра энергетики — Виктор Ющенко настаивал с самого начала кадровых консультаций. По-видимому, такая схема при чьем-то чут­ком лоббировании не была реализована. Однако, зная определенные черты харак­тера премьер-министра и его способность отстаи­вать свое мнение по кадро­вым вопросам, можно пред­положить, что Иван Плачков в скором времени все же займет кресло министра. Ес­ли это произойдет, то реаль­ным, а не формальным пре­емником Юлии Тимошенкои ее борьбы за чистоту в ТЭК станет именно новый ми­нистр. А у Виктора Ющенко образуется двойная проти­воударная подушка в лице вице-премьера и министра. Что весьма немаловажно в канун начала парламент­ских забегов, когда претен­денты в депутаты будут нуж­даться в больших финансо­вых и административных ре­сурсах.

Кто он такой?

ЛИЧНОСТЬ нового вице-премьера весьма загадочна. Во всяком случае, в справоч­нике "Кто есть кто в Украи­не" о нем написано лишь три строчки — образование по­лучил в Днепродзержинском индустриальном институте, работал председателем правления Алчевского мет-комбината, с декабря 1999 — гендиректор "Криворож­стали". Неизвестно, когда и где родился Олег Дубина и где успел поработать еще в свои 41 год. Поэтому при­шлось проводить исследова­ние последних лет его тру­дового пути, используя весь спектр информации в СМИ. Интересно, что Алчевский меткомбинатновый вице-премьер возглавил после Валерия Сахно, который в октябре 1998 года прика­зом Фонда госимущества был назначен руководите­лем "Азовстали" вместо Александра Булянды. По­мнится, что это назначение вызвало значительный резо­нанс в прессе. Против него, в частности, возражал Пожи-ванов, будучи мэром Мариу­поля. Последний обвинил Сахно в тесном сотрудниче­стве с "Индустриальным Союзом Донбасса",плохо сказывающемся на финан­совом положении "Азовста­ли". Как бы там ни было, но сейчас "Азовсталь" прак­тически полностью контро­лируется структурами, близ­кими к "ИСД".

Придя на Алчевский мет­комбинат, Олег Дубина уви­дел безрадостную картину миллионных долгов (по ин­формации Николая Азарова, только бюджетные долги комбината в 1998 году со­ставляли 48 млн. грн.) и тучи посредников, через которых сбывалась продукция пред­приятия. По информации "Зеркала недели", в прием­ной Дубины во времена его работы на Алчевском мет-комбинате дежурили воору­женные охранники,которые охраняли директора от по­средников, не желающих ми­риться с тем, что в их услугах на заводе больше не нужда­ются. В результате по итогам работы за один 1999 год Дубина увеличил доходы мет-завода почти в два раза — с 854 млн. грн. до 1,6 млрд. грн. Но самое удивительное, что, имея убытки в 1998 году в размере 118 млн. грн., по итогам 1999 года пред­приятие имело прибыль в размере 106 млн. грн. Пе­реход Олега Дубины на "Криворожсталь" был ини­циирован непосредственно Президентом Леонидом Кучмой.Вообще, Президент несколько раз публично за­являл, что Олег Дубина нахо­дится под его личной опе­кой. Немаловажен тот факт, что уход Дубины с Алчевского комбината сопровождал­ся окончательным переде­лом собственности на пред­приятии. Сейчас его в рав­ных долях (по 32,5%) контро­лируют две конкурирующие группы — донецкая и дне­пропетровская (подробнее чит. "Инвестгазету" №2 от 16.01.2001).

Аналогичная ситуация сложилась и на "Криворожстали", которую Олег Дубина возглавил чуть больше года назад. Придя на предприятие, он увеличил объемы производства с 3,2 млрд. грн. по итогам 1999 года до 4,8 млрд. грн., но главное, что поражает воображение, — по итогам прошлого года балансовая прибыль предприятия составила 1,15 млрд. грн. Для сравнения, в 1999 году завод заработал 43 млн. грн. прибыли. Лучше всех эти показатели прокомментировал Леонид Кучма, пребывая на "Криво­рожстали" 10 января. Он за­явил, что этот результат во многом объясняется прихо­дом на предприятие "чест­ного человека".

По видимому, именно это качество заставило Дубину настаивать на прекращении подготовки к приватизации "Криворожстали", которая была начата еще при Пустовойтенко. Тогда, по неподт­вержденным данным, плани­ровалось выделить лучшие цеха комбината и создать не­кое СП. В качестве иностран­ных соучредителей, которым должен был перейти 51% ак­ций СП, по информации га­зеты "Новый Век", предлага­лась такая малоизвестная группа компаний-трейдеров, как Noethic Financial Trading (объединивший швейцарскую Primetrade, австрийскую Voest Alpine, ир­ландскую Homertron, англий­скую Totem UK и кипрскую Finest Trading). Все они так или иначе связаны с более известной донецкой группой влияния. Президент лично вычеркнул "Криворожсталь" из списка предприятий, пла­нируемых к приватизации в этом году, который прави­тельство подавало ему на рассмотрение еще летом прошлого года.

Что касается энергетичес­ких познаний Олега Дубины, то известно, что его "Криво­рожсталь" одной из первых согласилась участвовать во фьючерсных контрактах на за­купку электроэнергии. На од­ном из "энергетических" засе­даний в присутствии Леонида Кучмы он в целом одобрял ны­не широко раскритикованную идею Юлии Тимошенко введения энергетических фьючер­сов для крупных промышлен­ных предприятий, однако на­деялся, что при такой схеме покупки тарифы на электро­энергию будут значительно ниже обычных тарифов. Что касается угля, то известно, что в последнее время коксую­щийся уголь и его поставка или непоставка на меткомбинаты является способом шан­тажа и давления на их ме­неджмент со стороны тех, кто контролирует уголь. Цель про­ста — посредством бартерных поставок угля взять под кон­троль продажу металла.

По всему видно, а осо­бенно по финансовым пока­зателям работы двух пред­приятий, что Олег Дубина из­бегал как мог непрозрачных схем работы. Наверное, по­этому после прихода Дубины как на Алчевский меткомбинат, так и на "Криворож­сталь", на предприятиях слу­чалась острая нехватка угля, который приходилось импор­тировать из-за рубежа. Учи­тывая провозглашенную ушедшей Тимошенко борьбу за прозрачность угольного рынка в 2001 году и понима­ние новым вице-премьером его значения, можно допус­тить, что именно на рефор­мах в промышленности в це­лом и в угольной отрасли в частности сосредоточится "честный" Олег Дубина. Но при этом кто-то должен будет заняться электроэнер­гетикой.