- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Дубина даст стране угля
На прошлой неделе должность вице-премьера, ставшую вакантной после отставки Юлии Тимошенко, занял генеральный директор государственного горно-металлургического комбината "Криворожсталь" Олег Дубина. Вместе с его назначением поменялось и название поста, который он возглавил — новый вице-премьер будет заниматься не только вопросами ТЭКа, но и всей промышленностью в целом
ЭТИМ НАЗНАЧЕНИЕМ премьер-министр и Президент добились своих целей. Виктор Ющенко получил такого заместителя, который не является представителем ни одной группы влияний, существующих в Украине. Чего больше всего опасались все .сперты. Это назначение да-"возможность сохранить с гопливно-энергетическом комплексе курс реформ, который проводила Юлия Тимошенко и против которого целый год безуспешно выступала бизнес-элита, зарабатывающая деньги на теневых операциях в энергетике. Кроме того, трудовой путь молодого гендиректора Олега Дубины свидетельствует о том, что вопросы отечественных металлургов, коксовиков,трубников и др.ему куда ближе проблем энергетиков. Разве что с угольщиками ему, как бывшему директору двух крупнейших в Украине метза-водов — Алчевского и "Криво-рожстали", приходилось работать тесно.
Президент Леонид Кучма, по-видимому, уставший от постоянного противостояния "парламент — правительство", "большинство — меньшинство" и т. д., очень хотел увидеть на высоком властном Олимпе новую, свежую фигуру, не замеченную в политическом и бизнесовом противостоянии. Тем более что сейчас, в условиях перманентно длящегося кассетного скандала и полной неизвестности его настоящих инициаторов, Леониду Кучме тяжело доверять вообще кому-либо из старого окружения.
Подписывайтесь на наш YouTube каналМОЖНО с большой долей вероятности предположить, что назначение неза-ангажированного директора "Криворожстали" станет поводом для смены министра энергетики. Ведь формально Олег Дубина не имеет большого опыта в энергетических вопросах, и премьер-министр, согласно ранее сделанным заявлениям его пресс-секретаря, какое-то время будет лично заниматься текущими вопросами ТЭКа. В котором, кстати, в январе положение значительно ухудшилось — процент платежей энергорынку, поступающих от энергораспределительных компаний, упал до 65%, причем некоторые областные компании снизили свои платежи до 10% от той суммы, на которую электроэнергия была передана потребителям.
Существует два варианта дальнейшего развития событий. Первый — путем быстрого вникания в "энергетическую тему" нового вице-премьера и перехода полномочий по реформам в секторе к нему. При условии, если Олег Дубина согласится с курсом, начатым правительством более года назад. В этом случае новому вице-премьеру придется получать разноречивую информацию, одновременно поступающую от его непосредственного руководителя — Виктора Ющенко и непосредственного подчиненного — министра энергетики Сергея Ермилова. Конфликт между последними в вопросах дальнейшего управления ТЭК уже давно стал достоянием общественности. Более реалистичным является второй вариант — со сменой вице-премьера и одновременным расширением его функциональных обязанностей будет назначен и новый министр энергетики. Даже имя претендента уже было названо в кулуарах — председатель правления компании "Киевэнерго" Иван Плачков. Который, кстати, уже был министром в правительстве Валерия Пустовойтенко, но был вынужден уйти в период расцвета "плодотворной работы" приватизированных облэнерго.
Поговаривали, что на вышеизложенном варианте — вместе с назначением вице-премьера идет переназначение министра энергетики — Виктор Ющенко настаивал с самого начала кадровых консультаций. По-видимому, такая схема при чьем-то чутком лоббировании не была реализована. Однако, зная определенные черты характера премьер-министра и его способность отстаивать свое мнение по кадровым вопросам, можно предположить, что Иван Плачков в скором времени все же займет кресло министра. Если это произойдет, то реальным, а не формальным преемником Юлии Тимошенкои ее борьбы за чистоту в ТЭК станет именно новый министр. А у Виктора Ющенко образуется двойная противоударная подушка в лице вице-премьера и министра. Что весьма немаловажно в канун начала парламентских забегов, когда претенденты в депутаты будут нуждаться в больших финансовых и административных ресурсах.
Кто он такой?
ЛИЧНОСТЬ нового вице-премьера весьма загадочна. Во всяком случае, в справочнике "Кто есть кто в Украине" о нем написано лишь три строчки — образование получил в Днепродзержинском индустриальном институте, работал председателем правления Алчевского мет-комбината, с декабря 1999 — гендиректор "Криворожстали". Неизвестно, когда и где родился Олег Дубина и где успел поработать еще в свои 41 год. Поэтому пришлось проводить исследование последних лет его трудового пути, используя весь спектр информации в СМИ. Интересно, что Алчевский меткомбинатновый вице-премьер возглавил после Валерия Сахно, который в октябре 1998 года приказом Фонда госимущества был назначен руководителем "Азовстали" вместо Александра Булянды. Помнится, что это назначение вызвало значительный резонанс в прессе. Против него, в частности, возражал Пожи-ванов, будучи мэром Мариуполя. Последний обвинил Сахно в тесном сотрудничестве с "Индустриальным Союзом Донбасса",плохо сказывающемся на финансовом положении "Азовстали". Как бы там ни было, но сейчас "Азовсталь" практически полностью контролируется структурами, близкими к "ИСД".
Придя на Алчевский меткомбинат, Олег Дубина увидел безрадостную картину миллионных долгов (по информации Николая Азарова, только бюджетные долги комбината в 1998 году составляли 48 млн. грн.) и тучи посредников, через которых сбывалась продукция предприятия. По информации "Зеркала недели", в приемной Дубины во времена его работы на Алчевском мет-комбинате дежурили вооруженные охранники,которые охраняли директора от посредников, не желающих мириться с тем, что в их услугах на заводе больше не нуждаются. В результате по итогам работы за один 1999 год Дубина увеличил доходы мет-завода почти в два раза — с 854 млн. грн. до 1,6 млрд. грн. Но самое удивительное, что, имея убытки в 1998 году в размере 118 млн. грн., по итогам 1999 года предприятие имело прибыль в размере 106 млн. грн. Переход Олега Дубины на "Криворожсталь" был инициирован непосредственно Президентом Леонидом Кучмой.Вообще, Президент несколько раз публично заявлял, что Олег Дубина находится под его личной опекой. Немаловажен тот факт, что уход Дубины с Алчевского комбината сопровождался окончательным переделом собственности на предприятии. Сейчас его в равных долях (по 32,5%) контролируют две конкурирующие группы — донецкая и днепропетровская (подробнее чит. "Инвестгазету" №2 от 16.01.2001).
Аналогичная ситуация сложилась и на "Криворожстали", которую Олег Дубина возглавил чуть больше года назад. Придя на предприятие, он увеличил объемы производства с 3,2 млрд. грн. по итогам 1999 года до 4,8 млрд. грн., но главное, что поражает воображение, — по итогам прошлого года балансовая прибыль предприятия составила 1,15 млрд. грн. Для сравнения, в 1999 году завод заработал 43 млн. грн. прибыли. Лучше всех эти показатели прокомментировал Леонид Кучма, пребывая на "Криворожстали" 10 января. Он заявил, что этот результат во многом объясняется приходом на предприятие "честного человека".
По видимому, именно это качество заставило Дубину настаивать на прекращении подготовки к приватизации "Криворожстали", которая была начата еще при Пустовойтенко. Тогда, по неподтвержденным данным, планировалось выделить лучшие цеха комбината и создать некое СП. В качестве иностранных соучредителей, которым должен был перейти 51% акций СП, по информации газеты "Новый Век", предлагалась такая малоизвестная группа компаний-трейдеров, как Noethic Financial Trading (объединивший швейцарскую Primetrade, австрийскую Voest Alpine, ирландскую Homertron, английскую Totem UK и кипрскую Finest Trading). Все они так или иначе связаны с более известной донецкой группой влияния. Президент лично вычеркнул "Криворожсталь" из списка предприятий, планируемых к приватизации в этом году, который правительство подавало ему на рассмотрение еще летом прошлого года.
Что касается энергетических познаний Олега Дубины, то известно, что его "Криворожсталь" одной из первых согласилась участвовать во фьючерсных контрактах на закупку электроэнергии. На одном из "энергетических" заседаний в присутствии Леонида Кучмы он в целом одобрял ныне широко раскритикованную идею Юлии Тимошенко введения энергетических фьючерсов для крупных промышленных предприятий, однако надеялся, что при такой схеме покупки тарифы на электроэнергию будут значительно ниже обычных тарифов. Что касается угля, то известно, что в последнее время коксующийся уголь и его поставка или непоставка на меткомбинаты является способом шантажа и давления на их менеджмент со стороны тех, кто контролирует уголь. Цель проста — посредством бартерных поставок угля взять под контроль продажу металла.
По всему видно, а особенно по финансовым показателям работы двух предприятий, что Олег Дубина избегал как мог непрозрачных схем работы. Наверное, поэтому после прихода Дубины как на Алчевский меткомбинат, так и на "Криворожсталь", на предприятиях случалась острая нехватка угля, который приходилось импортировать из-за рубежа. Учитывая провозглашенную ушедшей Тимошенко борьбу за прозрачность угольного рынка в 2001 году и понимание новым вице-премьером его значения, можно допустить, что именно на реформах в промышленности в целом и в угольной отрасли в частности сосредоточится "честный" Олег Дубина. Но при этом кто-то должен будет заняться электроэнергетикой.