Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

"Единое таможенное окно" для избранных

Наша таможня решила действовать не только кнутом, но и пряником. Прилежным импортерам теперь обещано максимальное содействие. Компании, которые попадут в "белый" список, могут рассчитывать на облегченный таможенный контроль в виде так называемого "единого

Наша таможня решила действовать не только кнутом, но и пряником. Прилежным импортерам теперь обещано максимальное содействие. Компании, которые попадут в "белый" список, могут рассчитывать на облегченный таможенный контроль в виде так называемого "единого окна". А с 1 июня этим "благом" будут пользоваться все импортеры

Об успехах программы "Контрабанда. Стоп" таможенники и правительство не устают рапортовать. Таможенный кнут и на самом деле дал хороший стимул для роста поступлений в бюджет. По заверениям министра финансов Пинзеника, доходы государства от внешнеэкономических операций увеличилась по сравнению с прошлым годом в полтора раза. Но на этом блюстители экономических границ не собираются останавливаться. Теперь их усилия направлены на поиски способов поощрения импортеров.

По словам руководителя украинской таможни Владимира Скомаровского, его служба в ближайшее время собирается активно заняться идеей формирования "белого" списка компаний. В этот перечень будут включаться предприятия, которые имеют безупречную репутацию. Импортерам с "чистой" историей обещаны лояльность и всеобщее содействие.

По информации Скомаровского, сейчас в списке всего 40 импортеров, что крайне мало. "Если в стране работает порядка 37 тыс. субъектов ВЭД, то в этом перечне их должно быть как минимум 2 тыс.", — объяснил он. Правда, председатель Гос-таможкома не смог сообщить точные критерии, которым должны отвечать претенденты. По его информации, работа над упрощением условий завершится в ближайшее время.

Получить список 40 счастливчиков корреспондентам "Инвестгазеты" на таможне так и не удалось. После настойчивых просьб и официальных запросов в редакцию пришло письмо, в котором значилось всего около десятка предприятий. Нам также дополнительно сообщили, что еще 17 компаний пользуются режимом благоприятствования. Правда, их названия по неизвестным нам причинам не обнародовались.

Вместе с тем мы выяснили, что условия попадания в так называемый "белый" список на самом деле разработаны еще при прошлой власти. В августе 2004 года Министерство экономики совместно с той же Государственной таможенной службой Украины и Государственной налоговой администрацией издали совместный приказ "Об утверждении Критериев оценки предприятий-резидентов, относительно товаров которых может быть установлен упрощенный порядок применения процедур таможенного оформления". В соответствии с этим документом заслужить такой кредит доверия могли предприятия с как минимум двухлетним стажем ВЭД, без долгов перед ГНАУ, а также с отсутствием в истории компании налоговых расследований, санкций Мин-

экономики в отношении предприятия в соответствии с 37 статьей Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Кроме этого, желающие попасть в список импортеры также должны оплачивать ввозные пошлины в денежной форме.

Собрав все справки о выполнении всех условий, предприятие должно направить их в комиссию при Гостаможкоме, которая проверит их на действительность и примет окончательное решение. Если оно будет в пользу субъекта ВЭД, то ему еще предстоит подписать с таможенными органами соглашение о режиме сотрудничества.

На практике это означает, что во время таможенного оформления товаров указанных предприятий к ним не будут применяться все меры контроля и проверки. В соответствии с пожеланиями "счастливчика", его будут растамаживать, например, вне очереди или позволят использовать свое складское помещение в качестве склада временного хранения. Одним из условий внесения предприятия в реестр также является заключение соглашения с Гостаможслужбой о предоставлении должностным лицам таможенных органов права беспрепятственного доступа к финансовым и банковским документам предприятия (согласие предприятия на постаудит-контроль).

Интересно, что если специалисты ГНАУ и Таможенной службы об этих критериях знают, то ответственные работники Минэкономики очень удивились таким спискам и заявили, что никаких послаблений в таможенном контроле быть не может — в соответствии с законодательством все субъекты хозяйствования имеют равные права. Впрочем, противоречивость комментариев объяснима. Госорганы пополняются новыми сотрудниками, поэтому незнание об упрощении таможенных процедур и "белых" списках, разработанных прежней властью, наверное, не возбраняется.

Попасть в "десятку"

А вот в среде импортеров, которые уже числятся в списке, к идее его формирования относятся весьма позитивно. Более того, в компании "Авто-Интернешенал" нам сообщили, что режимом благоприятствования они пользуются на таможне уже пять лет. Еще в бытность руководителя таможни Юрия Соловкова по его же инициативе реализовалась идея поощрять субъекты ВЭД, которые работают "вчистую". "Вот с того времени мы вроде в этом списке и числимся. Сейчас же мы имеем отличные отношения с Киевской региональной таможней. Они ориентируются на наши цены. И таким образом мы снова получили статус, благодаря которому таможенная процедура упрощена", — рассказывает Александр Донской, менеджер службы логистики и таможенной очистки компании. По его словам, предприятие сейчас пользуется "единым окном" и за один день проводит до 40 оформлений. Компанию также избавили от различных рутинных отчетов. В "Авто-Интеренешенал" не видят проблем в том, что таможенники имеют доступ к их документации. Там уверены, что смысл такого сотрудничества заключается во взаимопонимании о содействии.

В компании "Сандора" нам также сообщили, что режим благоприятствования им был предложен со стороны таможни. "Сами мы практически ничего не делали. Дело в том, что мы работаем с Николаевской таможней в течение многих лет, имеем чистую таможенную историю, являемся крупным плательщиком таможенных сборов. Поэтому руководство таможни решило "позаботиться" о нас и направило ходатайство в центральное управление с просьбой включить нас в такой реестр", — говорит Андрей Спивак, начальник внешнеэкономических отношений предприятия. Он сообщил, что процедура рассмотрения длилась очень долго, но в конечном итоге был издан приказ включить компанию в список и обеспечить упрощение таможенной процедуры. "Теперь, например, нас обслуживают "свои" таможенники на специально отведенной территории. Вообще, о таможенных "поблажках", которые мы имеем, мне не хотелось бы распространяться, поскольку это касается деятельности компании и является конфиденциальной информацией", — постарался оставаться кратким господин Спивак.

А вот на Гостомельском стеклозаводе, оказавшемся в числе импортеров-передовиков, пока не особо осведомлены о выгодах списка. Владимир Лысенко, коммерческий директор предприятия, сообщил нам, что послабления таможенного контроля после попадания в список его предприятие пока не ощутило, отметив при этом, что времени прошло еще совсем немного. "Да, нам сообщили, что мы попали в перечень прилежных импортеров. На предприятие приходило несколько писем по этому поводу. Потом нам также предложили подписать договор, согласно которому мы будем беспрепятственно пускать таможенников на территорию завода для осуществления всех необходимых действий", — рассказывает Лысенко. Теперь на заводе ожидают, что присутствие в "белом" списке будет хотя бы способствовать уменьшению количества проверок. На вопрос о критериях, благодаря которым предприятие смогло попасть в число избранных, нам ответили так: "На протяжении нескольких лет мы не имели задолженности перед налоговой. За нами также не замечали никаких нарушений таможенных правил".

Законопослушных много — счастливчиков мало

Идеей попадания в список также интересуются и другие компании, занимающиеся импортом. Некоторые из них уже сейчас желают иметь статус "любимчиков" таможни, но процедуры его получения просто не знают. Анна Скворцова, координатор по логистике "Adidas-Украина", рассказала журналистам "Инвестгазеты", что ни разу за все время работы в стране компания не дискредитировала себя в связи с прохождением таможенного контроля. "95% наших грузов приходит в порт Ильичевск. И все контейнеры с товаром постоянно досматриваются с удивительной тщательностью. Каждый контейнер разгружают, вскрывают упаковки. На это уходит уйма времени. Естественно, повышаются расходы на обслуживающую в порту фирму, товар задерживается. А ведь мы проходим двойной таможенный осмотр: сначала в Ильичевском порту, а затем на Киевской таможне, — жалуется Скворцова. — Хотелось бы как-то упростить процедуру, чтобы контейнеры проверяли выборочно, на усмотрение таможенников. Компания это заслужила".

Однако о критериях "белого" списка "Adidas-Украина" пока ничего неизвестно. "Нам приходилось слышать о том, что некоторые фирмы имеют возможность облегченной процедуры растаможки, но, как присоединиться к таким компаниям, мы не знаем", — созналась Скворцова. Она сообщила, что компания обращалась к В. Скомаровскому с письмом, чтобы этот вопрос был разъяснен с привязкой к ним. "Как только получим ответ, сразу займемся оформлением необходимых документов. Для нас это очень важно, поскольку облегчение процедуры таможенного контроля не только поможет снизить расходы и ускорить процедуру растаможки, но и является вопросом имиджа компании", — уверяет менеджер.

А вот в Совете импортеров Украины идею выделять "любимчиков" таможни раскритиковали полностью. Председатель ассоциации Лариса Татаринцева заявила: "Мы против каких-либо "белых", "черных", "серых" и прочих списков. Любой список — это элементарное лоббирование интересов компаний, которые попали в него. Никто не может быть уверен в том, насколько верно и в соответствии с законодательством растамаживаются эти компании". Татаринцева убеждена, что правила должны быть упрощены для всех, а не для отдельных лиц. "Наш совет борется за то, чтобы сделать максимально прозрачной процедуру прохождения таможенного контроля, предельно упрощенной. Причем для всех, а не для особо отличившихся", — подчеркнула представитель импортеров.

Помимо вопроса о расширении "белых" списков, корреспонденты "Инвестгазеты" решили поинтересоваться, есть ли изменения в деле упрощения растаможки отдельных товаров. Ведь со дня встречи импортеров с членами Кабмина, на которой принималось решение об этом, прошло уже полтора месяца. Как выяснилось, существенных сдвигов в этом направлении не произошло. "Разработки есть. Но нас интересуют не отдельные группы, а все товары. Упрощения требует все: начиная от количества документов, необходимых для растаможки, и заканчивая сокращением самих сроков растамаживания", — признается Лариса Татаринцева.

В госорганах по этому поводу нам смогли только сообщить, что на сегодня перечень товаров, подлежащих упрощенному таможенному контролю, невелик и в принципе мало значим для увеличения уровня открытости рынка Украины. Их список определен уже давно в Таможенном кодексе. Правда, кроме органов для трансплантации, радиоактивных материалов и товаров, необходимых при чрезвычайных ситуациях, там больше ничего не удалось найти. "Для любых других товаров упрощенных схем растаможки не существует, и весь импорт подлежит стандартному контролю", — объяснили журналистам "Инвестгазеты" в отделе организации таможенного контроля Киевской таможни.