"Экономика любит предсказуемость", — считает президент Центра экономического развития Александр Пасхавер

По мнению президента Центра экономического развития Александа Пасхавера, Ющенко и Тимошенко тяжело было работать вместе, поскольку для достижения одних и тех же целей они применяют диаметрально противоположные методы

По мнению президента Центра экономического развития Александа Пасхавера, Ющенко и Тимошенко тяжело было работать вместе, поскольку для достижения одних и тех же целей они применяют диаметрально противоположные методы

— Александр Иосифович, как бы вы охарактеризовали работу предыдущего правительства и его премьер-министра?

— Радикализм. Такой уж человек Юлия Владимировна — радикализм ей внутренне присущ. Все должно быть сломано и построено немедленно.

— То есть можно сказать, что Юлия Тимошенко решительно добивается реализации своих идей?

— Решительно — да, эффективно — нет. А насчет идеологии — мне трудно сказать, левая она или правая. Последние семь месяцев я коллекционировал высказывания премьер-министра в области экономики. Идеи, я вам скажу, весьма различные. Начиная с того, что приватизация в целом не нужна, поскольку государственное управление предприятиями является более эффективным, и заканчивая высказываниями, что государственное управление предприятиями у нас полностью коррумпированное, а поэтому мы оставим в государственной собственности два-три десятка объектов, а остальные приватизируем. В общем-то, можно обсудить обе идеи. Проблема лишь в том, что они взаимно исключают друг друга.

— И совершались ошибки?

— Это несоответствие заявленных целей и имеющихся средств. То, что, к примеру, Юлия Владимировна начала бороться против монополии поставщиков нефтепродуктов на украинский рынок, — это замечательно. Несомненно, существует монополия, скорее всего, есть сговор между компаниями, которые снабжают Украину нефтью, несомненно, эту зависимость нашей страны кто-то может использовать в политических целях. Украина просто обязана с этим бороться. Проблема заключается лишь в том, что в борьбе с более сильным противником не следует ничего ожидать, кроме проигрыша. Надо было копить силы. Даже если бы на эту подготовку ушло несколько лет. Тогда борьба имела бы хоть какой-то смысл. А ведь кроме того, что эта борьба Тимошенко была обречена на неудачу, какие потери понесла вся страна. Пример этот мне кажется показательным. Быстрота никогда не достигается спешкой, она достигается непрерывностью усилий.

— Радикализм и стал причиной отставки Кабмина?

— Подходы к управлению государством у Ющенко и Тимошенко совершенно различны. Даже если они хотят достичь одних и тех же целей, они применяют при этом противоположные методы. Конечно, это постоянно провоцировало множество конфликтов, и в какой-то момент количество противоречий стало критической массой.

— Каких действий вы ожидаете от нового правительства?

— Думаю, радикализм уйдет из политики Кабмина. Юрий Ехануров, сторонник последовательных действий, имеет ярко выраженную правую идеологию. Когда Юрий Иванович был днепропетровским губернатором, он публично высказывался против реприватизации. То есть выражал несогласие с официальным курсом правительства. Значит, человек имеет принципы, которые готов отстаивать. А экономика любит предсказуемость, некую идейную последовательность. Если у вас есть разумные принципы, то, применяя их системно, вы получите неплохие результаты. Главное работать без спешки, последовательно, и быть адекватным ситуации. А радикализм экономике противопоказан. В этом смысле выбор кандидатуры будущего премьера является показательным с точки зрения изменения политики правительства.

— А что можно было бы позаимствовать у Кабмина Юлии Тимошенко?

— Энергетику. Надеюсь, радикализм уйдет, а энергетика останется.

— В последнее время появились тревожные сигналы о снижении роста ВВП, однако правительство Тимошенко их опровергало. Какая реальная картина в экономике?

— Экономический рост действительно замедлился. Это видно и по стоимостным, и по натуральным показателям. Мы можем говорить, что сегодня есть падение производства в строительстве, падение грузооборота. Это вполне реальные цифры. Можно, конечно, врать в гривнях, а вот уже в тонно-километрах — значительно сложнее.

— Тогда как вы можете прокомментировать заявления предыдущего Кабмина о том, что прошлогодняя статистика экономического развития была сфальсифицирована, а падение роста ВВП на бумаге происходит из-за того, что сегодняшние данные являются более объективными?

— Я не слышал официального заявления Госкомстата о своей ошибке. То есть политические заявления были, а профессиональных — нет. Конечно, по отношению к какой-то идеальной схеме наша статистика всегда ошибочна, всегда есть какая-то погрешность. Однако я не понимаю, чем в этом плане 2005 год отличается от любого другого. Начиная с 2001 года, рост легальной экономики обусловлен двумя составляющими: реальным ростом физических объемов и выходом части экономики из тени. Причем приписки (в данном случае речь идет об экспорте) — лишь малая и нехарактерная часть второго процесса. Более характерны недописки (сокрытие результатов).

— Можно ли в ближайшем будущем ожидать каких-либо последствий смены правительства в экономической жизни Украины?

— О результатах каких-либо действий можно будет говорить лишь спустя несколько месяцев. То, что будет происходить в экономике в ближайшие три месяца, это последствия работы правительства Тимошенко. Только на фондовом рынке может быть немедленная реакция. Если, к примеру, в правительство придут люди, которым инвесторы доверяют, реакция фондового рынка будет положительной и оперативной. Если нынешний премьер подберет команду, подобную ему по взглядам и опыту, даже сам факт подбора таких людей еще до начала их работы будет хорошим сигналом для бизнеса.