Электрошок. Украина с начала 2006 года может отказаться от "социальных" цен на электроэнергию и газ, по которым их получает население

НКРЭ с 1 января 2006 года собирается повысить тарифы соответственно на 20% и 25%. Энергия и газ дорожают и для промышленности, однако та готова побороться за свои интересы

НКРЭ с 1 января 2006 года собирается повысить тарифы соответственно на 20% и 25%. Энергия и газ дорожают и для промышленности, однако та готова побороться за свои интересы

Тему неоправданной дешевизны энергоресурсов для украинских потребителей не поднимал, наверное, только ленивый политик или чиновник. Действующие цены на электроэнергию и природный газ для населения остаются неизменными с 1999 года. Как это ни парадоксально, газ украинским гражданам обходится на 26% дешевле, чем населению богатой запасами голубого топлива России.

Один кВт/ч для украинцев стоит 2,28 цента, в то время как в Польше цена составляет 8 центов. В странах ЕС тысяча кубометров газа обходится в $523, тогда как население Украины получает газ по $36 за тыс. кубометров.

Длительная консервация цен в Украине привела к возникновению перекосов, которые чем дальше, тем больше углубляются. Разница между ценой для потребителей и расходами энерго- и газоснабжающих компаний никуда не девается. Дешевый газ дается за счет убыточности газоснабжающих и газодобывающих компаний, дешевая электроэнергия — за счет перекладывания части расходов на тариф для других категорий потребителей.

Тем не менее, странно, что тема необходимого повышения цен на энергоресурсы вышла за рамки теории именно сейчас, накануне выборов в парламент.

Необходимое зло

По данным Нацкомиссии регулирования энергетики, действующие тарифы на электроэнергию для населения покрывают только 42% затрат на ее производство и поставку. По природному газу этот показатель составляет 50%. НКРЭ еще полгода назад подготовила проект решения о повышении тарифов на электроэнергию на 20%, однако вплотную приблизилась к его принятию лишь сейчас. И то натолкнулась на препятствие в виде Генерального соглашения между Кабинетом Министров и всеукраинскими профсоюзами. Оно гласит, что менять тарифы без согласования с профсоюзами нельзя.

Те же предлагают более щадящий сценарий — вместо полной отмены субсидий по оплате коммунальных услуг населению, снизить их размер с сегодняшних 15-20% до

9-12% совместного дохода семьи.

С профсоюзами НКРЭ договориться не смогла. Или не захотела — предпочла совсем немного подождать. Ведь генеральное соглашение действует на период 2004-2005 гг. То есть, с нового года оно уже не будет препятствием для повышения тарифов.

Председатель НКРЭ Валерий Кальченко уверен в необходимости повышения. Цены на электроэнергию и газ следует просто привести в соответствие с затратами на их производство и доставку, говорит он. Причем, по его словам, этот процесс будет коррелироваться с ростом платежеспособности населения. Согласно данным Госкомстата, реальные доходы населения в 2005 году выросли на 40%, и даже учитывая 10%-ную инфляцию, повышение цен будет не настолько болезненным, уверен председатель НКРЭ.

Вместе с тем, комиссия понимает, что нельзя повышать тарифы до необходимого уровня сразу и предлагает "мягкий" вариант развития событий — постепенное повышение в течение двух лет. После первоначального повышения тарифов предусмотрено поквартальное их увеличение на 8-10% на протяжении 2006-2007 гг. (рассматривается также вариант повышения тарифов раз в полгода на 20-25%).

Парламентарии считают грядущее повышение тарифов на газ и электроэнергию накануне выборов крайне несвоевременным. Например, член комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александр Гудыма говорит, что для повышения тарифов именно сейчас оснований нет. Ведь цена на газ остается прежней, а углем украинские электростанции обеспечиваются за счет собственной добычи. Но не все депутаты придерживаются подобных взглядов. Нардеп Олег Салмин, бывший глава правления "Укрнафты", говорит, что Украина потому и не может никак поднять стоимость голубого топлива, что живет в перманентном предвыборном состоянии. Но он считает, что повышать цену на газ для предприятий уже дальше невозможно, потому что они ее не потянут. "Необходимо переложить часть платежей на население", — сказал Салмин. С тем, чтобы уравнять положение всех категорий потребителей, избавив одних от необходимости дотировать других, согласен и министр топлива и энергетики Иван Плачков. По его словам, тарифы на природный газ для населения необходимо повысить до уровня тарифов для промышленных предприятий. "Цены нужно повышать, их сдерживание угрожает работе газотранспортной системы и электроэнергетики", — сказал он.

Цена перекоса

По подсчетам НКРЭ, убытки компаний от реализации газа для нужд населения в 2005 году составят около 3 млрд. грн. А перекрестное субсидирование при ценообразовании на электроэнергию по итогам года приведет к удорожанию электричества для промышленности и жилкоммунхоза на 3,8 млрд. грн. По оценке Валерия Кальченко, если не изменить тарифы на электроэнергию для населения, то в следующем году перекрестное субсидирование достигнет 5,2 млрд. грн.

Глава НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко называет действующие цены на газ для украинских потребителей, особенно населения, самообманом. Он убежден, для рядовых потребителей 25%-ный рост цены газа выльется лишь в дополнительные 3-5 грн. Ежемесячно, тогда как полностью государственная НАК сможет выполнить задачи, которые перед ней ставятся по наполнению бюджета. В этом году нарастить доход за счет продажи газа на украинском рынке не получилось. С сентября 2004-го по апрель 2005 года устанавливаемая НКРЭ предельная цена газа сохранялась на уровне 327,3 грн. за 1 тыс. кубометров. А с мая по ноябрь текущего года НКРЭ повысила предельный уровень цены на 10,23%. Этого оказалось недостаточно, чтобы выполнить предусмотренные компанией планы по получению дополнительного дохода от продажи газа (в размере 1,770 млрд. грн. — ред.). НАК получил лишь 0,5 млрд. грн. дополнительного дохода, тогда как его налоговые обязательства рассчитывались исходя из первого показателя. Однако уже в декабре предельная цена на газ может быть повышена еще раз — на 9,9% — до 417 грн. за 1 тыс. кубометров.

Классовое неравенство

Следует отметить, что выравнивание экономически необоснованных цен на газ и электроэнергию инициировало правительство. Оно поручило ряду министерств, ведомств и НАК "Нафтогаз Украины" до 1 декабря 2005 года разработать план мероприятий по введению в течение 2006 года экономически обоснованных цен и тарифов на природный газ и электроэнергию для всех категорий потребителей, а также сокращению перекрестного субсидирования.

Именно в рамках этого постановления НКРЭ с 1 сентября начала приводить тарифы для потребителей электроэнергии в разных регионах к единому уровню. Ранее розничные тарифы на электроэнергию для потребителей разных энергоснабжающих компаний отличались. Де-факто в восточных и центральных областях Украины, где находится большинство промышленных предприятий с высоким уровнем потребления электроэнергии, тариф был ниже, чем в других регионах. Теперь промышленникам придется смириться с тем, что их уравняют с остальными. "Уравниловка" проходит поэтапно — тарифы повышаются не более чем на 5% в месяц.

Разумеется, нововведение огорчило многих крупных промпотребителей. Их реакция не заставила себя ждать. Интересы промышленников вызвалось отстаивать Минпромполитики. Министр Владимир Шандра выдвинул предложение выделить в дополнение к четырем существующим классам потребителей электроэнергии еще один — "нулевой" класс потребителей — крупных промгигантов, и сделать цену для них более низкой.

Правда, в НКРЭ считают, что если такая инициатива и имеет право на жизнь, то является преждевременной. По словам Валерия Кальченко, идею создания "нулевого" класса можно обсуждать в том случае, когда все категории потребителей начнут платить полную цену за электроэнергию. Сначала нужно решить вопрос с перекрестным субсидированием, а потом уже вводить новые категории потребителей, сказал председатель НКРЭ.

Поскольку НКРЭ не хочет пока снижать для крупной промышленности цены на электроэнергию, ей предстоит давать отпор мощному лобби. Минпромполитики не намерено останавливаться на полпути. Как сообщил "Инвестгазете" замминистра промполитики Виктор Баранчук, сейчас разрабатывается перечень самых энергоемких предприятий, который, вероятно, будет утвержден к концу года. Речь идет прежде всего об алюминиевых и магниевых предприятиях (общий список около 5 предприятий). Баранчук не скрывает, что в министерстве готовы отстаивать интересы каждого промпотребителя электроэнергии. И уже начали это делать. По словам замминистра, практически согласован проект постановления правительства, который позволит Запорожскому алюминиевому комбинату получать дешевую электроэнергию.