Энергетическая безопасность страны — конструктивность ее руководителей

События последних недель на энергетических фронтах заставляют украинские власти совершать зарубежные визиты и вести многочисленные переговоры. Однако отсутствие единой стратегии развития и конструктивности в предложениях может поставить под угрозу энергет

События последних недель на энергетических фронтах заставляют украинские власти совершать зарубежные визиты и вести многочисленные переговоры. Однако отсутствие единой стратегии развития и конструктивности в предложениях может поставить под угрозу энергетическую безопасность страны. Хотя в Украине есть достаточно козырей, использовав которые можно не только сохранить, но и развить свое положение — крупного транзитера энергоресурсов

Козырь первый пока обходную трубу построят, нужно позаботиться о будущем украинской трубы

НЕЛЬЗЯ было серьезно воспринимать заявления польских властей, что они не разрешат строить газопровод на своей территории в обход Ук­раины. Естественно, между на­шими странами достаточно теп­лые отношения и даже стратеги­чески-партнерские. Однако мож­но заметить, что созданный 18 октября европейский консорци­ум по строительству газовой пе­ремычки в обход Украины плани­рует большую часть трубы проло­жить по территории Польши. Во всяком случае из предложен­ных "Газпромом" семи вариантов наиболее дешевым является именно тот, который пересечет Польшу по диагонали. В эконо­мическом плане это означает для Польши ежегодный $1 млрд. при­были от транзита российского газа в Европу. Заинтересован­ность нашей соседки налицо.

Заинтересованность евро­пейских компаний — итальян­ской SNAM (подразделение ENI), французской Gaz de France и германских Wintershall и Ruhrgas также очевидна. Евро­па твердо рассчитывает увели­чить потребление газа в бли­жайшие несколько лет практиче­ски вдвое. Связано это, в пер­вую очередь, с отказом Герма­нии от развития своей атомной энергетики. Ожидается, что за ней последуют и другие евро­пейские страны. Сейчас Украина — единственный поставщик газа в Европу, объем его транзи­та составляет около 110 млрд. куб. м ежегодно. Планируемый начальный объем российского газа, который будет проходить по новому трубопроводу, соста­вит около 67 млрд. куб. м. в год. Если бы у России наблюдался рост объемов добычи голубого топлива, то новый трубопровод служил бы дополнением к украинскому. Однако в России на­блюдается ежегодное падение объемов добычи газа. Что свя­зано с отсутствием средств на его разведку, бурение и т. д. Ев­ропа хочет строить еще один га­зопровод, чтобы увеличить объемы поставок газа. Тогда как россияне строят с целью уйти от украинской зависимости, от не­санкционированных отборов и постоянных долгов.

РЕШЕНИЕ проблемы "об­ходного пути" для нас ле­жит не в плоскости проти­востояния его строительству. А в создании условий, при которых россияне будут готовы с нами работать не из-за отсут­ствия альтернативы, а потому что будут доверять нам. Заве­рениями украинских чиновни­ков разного ранга россияне за эти семь лет по-видимому уже насытились. Реальным козы­рем может быть лишь украин­ская газотранспортная систе­ма. Это понимают уже и Прези­дент Леонид Кучма, и премьер-министр Виктор Ющенко. Да и россияне не противятся идее. Однако они, естественно, настаивают на передаче кон­трольного пакета акций ГТС в счет украинских долгов. В ча­стности вице-премьер Хрис­тенко, комментируя итоги пере­говоров в Сочи между двумя президентами, отметил, что "сейчас наша принципиальная позиция состоит в том, что сов­местное управление возможно лишь тогда, когда 51% консор­циума, берущего в концессию газотранспортное хозяйство Украины, переходит в руки "Газ­прома". Украинская сторона пока что говорит о 49%, кото­рые могут быть проданы, при­чем за деньги. В разных источ­никах встречаются разные кон­цепции приватизации — одни украинские чиновники говорят о необходимости распределить продаваемый пакет между рос­сийским "Газпромом" и евро­пейскими газовыми поставщи­ками. Чаще всего упоминается Ruhrgas. Другие говорят о том, что 49% акций ГТС могут быть обменены на пакеты россий­ских компаний, типа "Газпро­ма". Стройной концепции раз­государствления украинской "трубы" пока что нет, но есть понимание, что без включения российского интереса она ско­ро может оказаться пустой.

Кроме того, россияне скептически оценивают нашу оценку стоимости ГТС. В ин­тервью российскому изданию "Ведомости" один высокопос­тавленный чиновник заявил буквально следующее: "Все заявления украинской сторо­ны — это не что иное, как обык­новенный PR. Это смешно, ког­да официальные лица называ­ют цену газового хозяйства Украины в диапазоне $15 — 45 млрд., а весь украинский ВВП составляет $30 млрд.".

Козырь второй нужно сделать систему поставок газа прозрачной, а дисциплину платежей строгой

"Газпром" начал строить дополнительную "трубу" не от хорошей жизни. Украина еже­годно потребляет около 78 млрд. кубометров газа. Из которых 30 млрд. кубомет­ров поставляется "Газпромом" в счет оплаты за транзит газа в Европу. Еще около 18 млрд. кубометров мы добываем сами, а остальные 30 млрд. кубо­метров — это контрактный газ. В этом году его поставляет МЭК "Итера", ранее поставлял "Газпром", в следующем году эти объемы поступят из Турк­менистана. Не знаю, насколько оправданно для такой страны как наша занимать по объемам потребляемого газа на третьем месте в мире. Возможно, у нас энергоемкое производство и отсутствуют энергосберега­ющие технологии. Но мы на са­мом высоком уровне признали, что осуществляли реэкспорт российского газа и несанкцио­нированный его отбор. Поэто­му сейчас нам нужно в первую очередь научиться аккуратно расплачиваться за голубое топ­ливо и не допускать воровства его на каком-либо уровне. Для этого все механизмы по­ставок и оплата должны быть прозрачны и понятны. Впро­чем, последнее заявление гла­вы НАК "Нефтегаз Украины" Вадима Копылова о том, что это произойдет быстро, не все­ляет особого оптимизма.

Президент Леонид Кучма резко высказался по поводу от­сутствия результатов работы правительства по вопросам транспортировки туркменского газа. Как известно, во время визита Президента в Туркмени­стан он договорился о постав­ках нам газа в объеме 5 млрд. кубометров — до конца теку­щего года, а также 30 млрд. кубометров — в 2001 году. При­чем цена газа на этот год со­ставляет $38/1000 кубометров и $40/1000 кубометров в сле­дующем. Однако договари­ваться о схеме транспортиров­ки и определиться с оплатой этого газа должен был Кабмин. Не прошло и трех дней, как в ответ на критику глава НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Ко­пылов заявил, что все вопросы по туркменскому газу решены. Поставки начнутся 1 ноября, причем цена газа на границе России с Украиной составит $54/1000 кубометров. Это за­явление застало всех журнали­стов врасплох. Ведь известно, что на конечную цену газа влия­ет его транспортная составляю­щая. Чтобы транспортировать туркменский газ к границам Ук­раины, нужно пересечь территорию общей протяженностью около 2,3 тыс. км. Если предпо­ложить, что на транзит этого га­за распространяются европей­ские тарифы в размере $1,75 за 1000 куб. м на расстояние 100 км, то цена транспортировки составит $40,25/1000 кубомет­ров газа. Логично, что ниже $80/1000 кубометров на нашей границе туркменский газ стоить не может. Свое удивление заяв­ленной ценой журналисты вы­разили Вадиму Копылову, на что он ответил приблизи­тельно следующее: "Я не рас­кладывал цены и не хочу, чтобы вы анализировали ее составля­ющие. Ведь вы не знаете всей подноготной сделки". Фактиче­ски это заявление означает, что правительство опять стремится применять какие-то хитромудрые, непрозрачные газовые схемы. Кроме того, цена $54/1000 тыс. кубометров про­тиворечит заявлениям россий­ских чиновников. Недавно рос­сийский вице-премьер Виктор Христенко заявил, что условия прокачки туркменского газа че­рез Россию должны точно соот­ветствовать условиям прокачки российского газа через Украи­ну. То есть единый транспорт­ный тариф — $1,75 за 1000 куб. м на расстояние 100 км. На российском участке протя­женностью 1100 км это соста­вит около $19, а на весь объем прокачки (30 млрд. куб. м в 2001 г.) — около $600 млн. Как видим, россияне уже подсчита­ли свою будущую прибыль от транзита туркменского газа в Украину. Предположим, что столь жесткие условия по опла­те транзита выдвигает только Россия. Но и тогда цена газа не может быть ниже $59/1000 ку­бометров.

Глава НАКа не сказал, кто будет оператором поставок туркменского газа, но судя по всему — "Итера", больше неко­му. Леонид Кучма, критикуя ра­боту правительства по вопросу туркменского газа, заявил, что у НАК "Нефтегаз Украины" нет денег, чтобы оплатить газ. Тем более что одним из условий по­ставок является наличие пред­оплаты и залога, а россияне в принципе не против того, что­бы оператором была "Итера". Однако в этом случае у нашей страны могут возникнуть боль­шие проблемы, связанные с от­сутствием диверсификации по­ставок. "Итера" фактически бу­дет поставщиком и туркменско­го, и российского газа. Кроме того, "Итера" "слезам не ве­рит" — о чем свидетельствует ее жесткое отношение к постав­кам газа на украинские энергогенерирующие компании. В на­чале октября эта компания рез­ко сократила поставки газа с 30 млрд. куб. м в сутки до 4,3 млрд. куб. м в связи с непла­тежами за него. Несмотря на уговоры и обещания, Минтоп­энерго расплатится, компания заявила, что возобновит по­ставки в оговоренных объемах лишь после уплаты долгов. А весь газ, который потребляют энергокомпании выше заявлен­ных 4,3 млрд. кубометров, бу­дут защитываться как несанк­ционированный отбор с соот­ветствующими тарифами.

Козырь третий нужно быстро закончить строительство нефтепровода "Одесса — Броды" и договориться с Польшей о его продолжении в Европу

Сейчас Украина ведет ак­тивное строительство нефте­провода "Одесса — Броды". По словам председателя ГАО "Магистральные нефтепрово­ды "Дружба" Любомира, к на­стоящему времени закуплено 606 км (91%) труб, необходи­мых для нефтепровода "Одес­са — Броды" протяженностью 667 км, и сварено 571 км (86%) труб. Комплектацию трубами, по его словам, ГАО планирует завершить до конца года. Проектная стоимость строительства нефтепровода составляет $465,4 млн. Как ожидается, саму "трубу" сда­дут уже летом следующего го­да. На строительство нефтетерминала, которое финанси­рует в основном нефтепровод "Дружба" и Приднепровский нефтепровод, уже затрачено около $25 млн. А терминал "Южный", который обеспечит перевалку каспийской нефти, поступающей из Супсы, сда­дут к концу 2001 года.

Украина ежегодно транс­портирует порядка 50 млн. тонн нефти. По мировым меркам мы являемся крупной транспорт­ной страной. За счет введения нефтепровода "Одесса — Бро­ды" эта позиция может быть усилена, что закроет тот дисба­ланс, который может возникнуть у нас по газу после строительст­ва обходного газопровода. При­чем перспективы у нефтепрово­да неплохие, поскольку на Кас­пии действительно наблюдает­ся значительный рост добычи нефти, особенно в Казахстане и Азербайджане. Транспорти­ровка нефти по строящемуся нефтепроводу, а далее — по си­стеме нефтепроводов "Дружба" в Словакию и Венгрию, являет­ся наиболее дешевым вариан­том доставки каспийской нефти в Европу. А определенный ми­ровым сообществом как основ­ной, путь каспийской нефти "Ба­ку — Супса — Джейхан" сущест­вует пока лишь в проекте.

В ситуации, когда поляки фактически дали согласие, хотя и с оговорками, на строитель­ство газовой трубы через их территорию, Украина, как стра­тегический партнер, может предложить достроить совме­стно продолжение "Одесса — Броды" по польской террито­рии "Броды — Плоцк". По ин­формации Любомира Буняка, такие переговоры уже ведутся. Участок нефтепровода от Плоцка и Адамовой Заставы до Гданьска уже существует, и это позволиттранспортировать ка­спийскую нефть до нефтетерминала в Гданьске на Балтий­ском море. Длина польского нефтепровода пока не опреде­лена, поскольку Польша еще не решила, до какого пункта будет проложен нефтепровод — Плоцка или Адамовой Заставы. По словам представителя польских нефтепроводов, Польша заинтересована в строительстве нефтепровода для того, чтобы загрузить нефтетерминал в Гданьске, мощ­ность которого составляет 34 млн. тонн нефти в год.

По словам директора Ин­ститута транспорта нефти Александра Тодийчука, чтобы увеличить объемы транзита нефти через нашу территории, а следовательно и зарабаты­вать больше денег, "Украина должна стать привлекательным партнером, прогнозируемым иметь какую-то степень надеж­ности. Здесь и прогнозируемая тарифная политика, и полити­ческая стабильность, система налогообложения, которая прямо влияет на ту же тариф­ную политику, и открытость. Я не знаю, кто мог бы дать высо­кие гарантии загрузки украин­ского участка евроазийского нефтетранспортного коридора в условиях, если Украина не бу­дет делать каких-то активных действий — в первую очередь, это привлечение партнеров".

Достраивая нефтепровод "Одесса — Броды" за счет прибыли нефтепровода "Дружба", чиновники и руко­водство нефтепровода счита­ли нецелесообразным привле­чение сторонних инвестор к строительству. Однако опыт того же "Газпрома", имеющего несравненно больше финан­совых возможностей, но со­здающего консорциумы с ве­дущими компаниями мира, го­ворит, что политика сегодня в экономике играет далеко не последнюю роль. За рубежом принято, создавая какие-то новые грузопотоки, требую­щие больших инвестиций, рас­пределять риски между участ­никами проекта. Международ­ный консорциум — это один из вариантов распределения ри­сков. Чтобы наша "труба" была рентабельной, она должна транспортировать нефть на экспорт. Вопрос транзита — это вопрос взаимной заинте­ресованности продавца нефти на Каспии и покупателя на рынке Европы. Вот здесь уже требуется определенная гиб­кость Украины в плане вовле­чения в этот процесс заинте­ресованных компаний. Они бу­дут выступать гарантами пере­качки нефти по нашему нефте­проводу.

Планы россиян на энергетическом фронте

- Договориться с Украиной о транзите через

- СОСТАВИТЬ украинско-российский договор о поставках газа на 2001 год

- Достичь консенсуса с Польшей о строитель­стве газовой перемычки в обход Украины

- Договориться с Украиной о транзите через ее территорию в европейские страны и закольцевать энергосистемы Полтавской, Сумской и Харьковской областей с энергосистемой России

- Построить нефтепровод "Суходольная-Родионовская", который пройдет вокруг Украины и свяжет нефтепроводы "Дружба" и "Адрия"