- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Энергетическая безопасность страны — конструктивность ее руководителей
События последних недель на энергетических фронтах заставляют украинские власти совершать зарубежные визиты и вести многочисленные переговоры. Однако отсутствие единой стратегии развития и конструктивности в предложениях может поставить под угрозу энергетическую безопасность страны. Хотя в Украине есть достаточно козырей, использовав которые можно не только сохранить, но и развить свое положение — крупного транзитера энергоресурсов
Козырь первый — пока обходную трубу построят, нужно позаботиться о будущем украинской трубы
НЕЛЬЗЯ было серьезно воспринимать заявления польских властей, что они не разрешат строить газопровод на своей территории в обход Украины. Естественно, между нашими странами достаточно теплые отношения и даже стратегически-партнерские. Однако можно заметить, что созданный 18 октября европейский консорциум по строительству газовой перемычки в обход Украины планирует большую часть трубы проложить по территории Польши. Во всяком случае из предложенных "Газпромом" семи вариантов наиболее дешевым является именно тот, который пересечет Польшу по диагонали. В экономическом плане это означает для Польши ежегодный $1 млрд. прибыли от транзита российского газа в Европу. Заинтересованность нашей соседки налицо.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЗаинтересованность европейских компаний — итальянской SNAM (подразделение ENI), французской Gaz de France и германских Wintershall и Ruhrgas также очевидна. Европа твердо рассчитывает увеличить потребление газа в ближайшие несколько лет практически вдвое. Связано это, в первую очередь, с отказом Германии от развития своей атомной энергетики. Ожидается, что за ней последуют и другие европейские страны. Сейчас Украина — единственный поставщик газа в Европу, объем его транзита составляет около 110 млрд. куб. м ежегодно. Планируемый начальный объем российского газа, который будет проходить по новому трубопроводу, составит около 67 млрд. куб. м. в год. Если бы у России наблюдался рост объемов добычи голубого топлива, то новый трубопровод служил бы дополнением к украинскому. Однако в России наблюдается ежегодное падение объемов добычи газа. Что связано с отсутствием средств на его разведку, бурение и т. д. Европа хочет строить еще один газопровод, чтобы увеличить объемы поставок газа. Тогда как россияне строят с целью уйти от украинской зависимости, от несанкционированных отборов и постоянных долгов.
РЕШЕНИЕ проблемы "обходного пути" для нас лежит не в плоскости противостояния его строительству. А в создании условий, при которых россияне будут готовы с нами работать не из-за отсутствия альтернативы, а потому что будут доверять нам. Заверениями украинских чиновников разного ранга россияне за эти семь лет по-видимому уже насытились. Реальным козырем может быть лишь украинская газотранспортная система. Это понимают уже и Президент Леонид Кучма, и премьер-министр Виктор Ющенко. Да и россияне не противятся идее. Однако они, естественно, настаивают на передаче контрольного пакета акций ГТС в счет украинских долгов. В частности вице-премьер Христенко, комментируя итоги переговоров в Сочи между двумя президентами, отметил, что "сейчас наша принципиальная позиция состоит в том, что совместное управление возможно лишь тогда, когда 51% консорциума, берущего в концессию газотранспортное хозяйство Украины, переходит в руки "Газпрома". Украинская сторона пока что говорит о 49%, которые могут быть проданы, причем за деньги. В разных источниках встречаются разные концепции приватизации — одни украинские чиновники говорят о необходимости распределить продаваемый пакет между российским "Газпромом" и европейскими газовыми поставщиками. Чаще всего упоминается Ruhrgas. Другие говорят о том, что 49% акций ГТС могут быть обменены на пакеты российских компаний, типа "Газпрома". Стройной концепции разгосударствления украинской "трубы" пока что нет, но есть понимание, что без включения российского интереса она скоро может оказаться пустой.
Кроме того, россияне скептически оценивают нашу оценку стоимости ГТС. В интервью российскому изданию "Ведомости" один высокопоставленный чиновник заявил буквально следующее: "Все заявления украинской стороны — это не что иное, как обыкновенный PR. Это смешно, когда официальные лица называют цену газового хозяйства Украины в диапазоне $15 — 45 млрд., а весь украинский ВВП составляет $30 млрд.".
Козырь второй — нужно сделать систему поставок газа прозрачной, а дисциплину платежей — строгой
"Газпром" начал строить дополнительную "трубу" не от хорошей жизни. Украина ежегодно потребляет около 78 млрд. кубометров газа. Из которых 30 млрд. кубометров поставляется "Газпромом" в счет оплаты за транзит газа в Европу. Еще около 18 млрд. кубометров мы добываем сами, а остальные 30 млрд. кубометров — это контрактный газ. В этом году его поставляет МЭК "Итера", ранее поставлял "Газпром", в следующем году эти объемы поступят из Туркменистана. Не знаю, насколько оправданно для такой страны как наша занимать по объемам потребляемого газа на третьем месте в мире. Возможно, у нас энергоемкое производство и отсутствуют энергосберегающие технологии. Но мы на самом высоком уровне признали, что осуществляли реэкспорт российского газа и несанкционированный его отбор. Поэтому сейчас нам нужно в первую очередь научиться аккуратно расплачиваться за голубое топливо и не допускать воровства его на каком-либо уровне. Для этого все механизмы поставок и оплата должны быть прозрачны и понятны. Впрочем, последнее заявление главы НАК "Нефтегаз Украины" Вадима Копылова о том, что это произойдет быстро, не вселяет особого оптимизма.
Президент Леонид Кучма резко высказался по поводу отсутствия результатов работы правительства по вопросам транспортировки туркменского газа. Как известно, во время визита Президента в Туркменистан он договорился о поставках нам газа в объеме 5 млрд. кубометров — до конца текущего года, а также 30 млрд. кубометров — в 2001 году. Причем цена газа на этот год составляет $38/1000 кубометров и $40/1000 кубометров в следующем. Однако договариваться о схеме транспортировки и определиться с оплатой этого газа должен был Кабмин. Не прошло и трех дней, как в ответ на критику глава НАК "Нефтегаз Украины" Вадим Копылов заявил, что все вопросы по туркменскому газу решены. Поставки начнутся 1 ноября, причем цена газа на границе России с Украиной составит $54/1000 кубометров. Это заявление застало всех журналистов врасплох. Ведь известно, что на конечную цену газа влияет его транспортная составляющая. Чтобы транспортировать туркменский газ к границам Украины, нужно пересечь территорию общей протяженностью около 2,3 тыс. км. Если предположить, что на транзит этого газа распространяются европейские тарифы в размере $1,75 за 1000 куб. м на расстояние 100 км, то цена транспортировки составит $40,25/1000 кубометров газа. Логично, что ниже $80/1000 кубометров на нашей границе туркменский газ стоить не может. Свое удивление заявленной ценой журналисты выразили Вадиму Копылову, на что он ответил приблизительно следующее: "Я не раскладывал цены и не хочу, чтобы вы анализировали ее составляющие. Ведь вы не знаете всей подноготной сделки". Фактически это заявление означает, что правительство опять стремится применять какие-то хитромудрые, непрозрачные газовые схемы. Кроме того, цена $54/1000 тыс. кубометров противоречит заявлениям российских чиновников. Недавно российский вице-премьер Виктор Христенко заявил, что условия прокачки туркменского газа через Россию должны точно соответствовать условиям прокачки российского газа через Украину. То есть единый транспортный тариф — $1,75 за 1000 куб. м на расстояние 100 км. На российском участке протяженностью 1100 км это составит около $19, а на весь объем прокачки (30 млрд. куб. м в 2001 г.) — около $600 млн. Как видим, россияне уже подсчитали свою будущую прибыль от транзита туркменского газа в Украину. Предположим, что столь жесткие условия по оплате транзита выдвигает только Россия. Но и тогда цена газа не может быть ниже $59/1000 кубометров.
Глава НАКа не сказал, кто будет оператором поставок туркменского газа, но судя по всему — "Итера", больше некому. Леонид Кучма, критикуя работу правительства по вопросу туркменского газа, заявил, что у НАК "Нефтегаз Украины" нет денег, чтобы оплатить газ. Тем более что одним из условий поставок является наличие предоплаты и залога, а россияне в принципе не против того, чтобы оператором была "Итера". Однако в этом случае у нашей страны могут возникнуть большие проблемы, связанные с отсутствием диверсификации поставок. "Итера" фактически будет поставщиком и туркменского, и российского газа. Кроме того, "Итера" "слезам не верит" — о чем свидетельствует ее жесткое отношение к поставкам газа на украинские энергогенерирующие компании. В начале октября эта компания резко сократила поставки газа с 30 млрд. куб. м в сутки до 4,3 млрд. куб. м в связи с неплатежами за него. Несмотря на уговоры и обещания, Минтопэнерго расплатится, компания заявила, что возобновит поставки в оговоренных объемах лишь после уплаты долгов. А весь газ, который потребляют энергокомпании выше заявленных 4,3 млрд. кубометров, будут защитываться как несанкционированный отбор с соответствующими тарифами.
Козырь третий — нужно быстро закончить строительство нефтепровода "Одесса — Броды" и договориться с Польшей о его продолжении в Европу
Сейчас Украина ведет активное строительство нефтепровода "Одесса — Броды". По словам председателя ГАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба" Любомира, к настоящему времени закуплено 606 км (91%) труб, необходимых для нефтепровода "Одесса — Броды" протяженностью 667 км, и сварено 571 км (86%) труб. Комплектацию трубами, по его словам, ГАО планирует завершить до конца года. Проектная стоимость строительства нефтепровода составляет $465,4 млн. Как ожидается, саму "трубу" сдадут уже летом следующего года. На строительство нефтетерминала, которое финансирует в основном нефтепровод "Дружба" и Приднепровский нефтепровод, уже затрачено около $25 млн. А терминал "Южный", который обеспечит перевалку каспийской нефти, поступающей из Супсы, сдадут к концу 2001 года.
Украина ежегодно транспортирует порядка 50 млн. тонн нефти. По мировым меркам мы являемся крупной транспортной страной. За счет введения нефтепровода "Одесса — Броды" эта позиция может быть усилена, что закроет тот дисбаланс, который может возникнуть у нас по газу после строительства обходного газопровода. Причем перспективы у нефтепровода неплохие, поскольку на Каспии действительно наблюдается значительный рост добычи нефти, особенно в Казахстане и Азербайджане. Транспортировка нефти по строящемуся нефтепроводу, а далее — по системе нефтепроводов "Дружба" в Словакию и Венгрию, является наиболее дешевым вариантом доставки каспийской нефти в Европу. А определенный мировым сообществом как основной, путь каспийской нефти "Баку — Супса — Джейхан" существует пока лишь в проекте.
В ситуации, когда поляки фактически дали согласие, хотя и с оговорками, на строительство газовой трубы через их территорию, Украина, как стратегический партнер, может предложить достроить совместно продолжение "Одесса — Броды" по польской территории "Броды — Плоцк". По информации Любомира Буняка, такие переговоры уже ведутся. Участок нефтепровода от Плоцка и Адамовой Заставы до Гданьска уже существует, и это позволиттранспортировать каспийскую нефть до нефтетерминала в Гданьске на Балтийском море. Длина польского нефтепровода пока не определена, поскольку Польша еще не решила, до какого пункта будет проложен нефтепровод — Плоцка или Адамовой Заставы. По словам представителя польских нефтепроводов, Польша заинтересована в строительстве нефтепровода для того, чтобы загрузить нефтетерминал в Гданьске, мощность которого составляет 34 млн. тонн нефти в год.
По словам директора Института транспорта нефти Александра Тодийчука, чтобы увеличить объемы транзита нефти через нашу территории, а следовательно и зарабатывать больше денег, "Украина должна стать привлекательным партнером, прогнозируемым иметь какую-то степень надежности. Здесь и прогнозируемая тарифная политика, и политическая стабильность, система налогообложения, которая прямо влияет на ту же тарифную политику, и открытость. Я не знаю, кто мог бы дать высокие гарантии загрузки украинского участка евроазийского нефтетранспортного коридора в условиях, если Украина не будет делать каких-то активных действий — в первую очередь, это привлечение партнеров".
Достраивая нефтепровод "Одесса — Броды" за счет прибыли нефтепровода "Дружба", чиновники и руководство нефтепровода считали нецелесообразным привлечение сторонних инвестор к строительству. Однако опыт того же "Газпрома", имеющего несравненно больше финансовых возможностей, но создающего консорциумы с ведущими компаниями мира, говорит, что политика сегодня в экономике играет далеко не последнюю роль. За рубежом принято, создавая какие-то новые грузопотоки, требующие больших инвестиций, распределять риски между участниками проекта. Международный консорциум — это один из вариантов распределения рисков. Чтобы наша "труба" была рентабельной, она должна транспортировать нефть на экспорт. Вопрос транзита — это вопрос взаимной заинтересованности продавца нефти на Каспии и покупателя на рынке Европы. Вот здесь уже требуется определенная гибкость Украины в плане вовлечения в этот процесс заинтересованных компаний. Они будут выступать гарантами перекачки нефти по нашему нефтепроводу.
Планы россиян на энергетическом фронте
- Договориться с Украиной о транзите через
- СОСТАВИТЬ украинско-российский договор о поставках газа на 2001 год
- Достичь консенсуса с Польшей о строительстве газовой перемычки в обход Украины
- Договориться с Украиной о транзите через ее территорию в европейские страны и закольцевать энергосистемы Полтавской, Сумской и Харьковской областей с энергосистемой России
- Построить нефтепровод "Суходольная-Родионовская", который пройдет вокруг Украины и свяжет нефтепроводы "Дружба" и "Адрия"