- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Энергетика уходит на Запад
Великая отечественная энергетическая приватизация, итогом которой стала продажа шести украинских облэнерго, сумела достичь своей цели: в отрасль пришел реальный западный инвестор. Можно долго спорить, насколько выгодной оказалась для нашей страны цена, которую удалось выручить за эту продажу, однако общее позитивное изменение имиджа Украины в глазах иностранных инвесторов налицо. Впервые мы продемонстрировали, что можем честно и прозрачно проводить продажу госсобственности, что, несомненно, должно сказаться на дальнейших этапах приватизации. Однако приход инвесторов в украинский ТЭК имеет еще одну сторону, на этот раз чисто внутреннего и очень прикладного значения. Ведь уже с самого начала претенденты на украинские облэнерго поставили перед Правительством ряд довольно жестких требований, касающихся реформирования отечественного энергорынка, и Кабмин пообещал эти требования выполнить. Таким образом, приватизацию облэнерго можно рассматривать как очередное начало изменений в украинском ТЭКе (а сколько их уже было до этого), и результаты этого реформирования, похоже, долго себя ждать не заставят
ОСНОВНЫЕ требования инвесторов, касающиеся изменения тарифов за поставленную электроэнергию, реструктуризации долгов приватизуемых облэнерго и возможности отключения злостных неплательщиков, были известны украинским властям уже давно, еще в конце февраля. Кроме того, весь перечень этих требований не ограничивался только этими пунктами, а был намного шире. Инвесторы предлагали, в частности, закрепить право облэнерго получать деньги за отпущенную электроэнергию не на централизованные распределительные счета, а на счета компании; урегулировать вопросы землепользования; принять закон о независимом статусе Национальной комиссии по регулированию электроэнергии (которая сейчас финансируется из бюджета); установить взаимную ответственность облэнерго и "Энергорынка" относительно проплат и поставок электроэнергии, а также некоторых других изменений (всего 13 пунктов). Ответом на это со стороны Правительства стало принятие распоряжения, которым определялись меры для создания благоприятных условий развития энергетической отрасли. Несмотря на то, что согласно этому документу Кабмин и удовлетворил ряд требований по реформированию отрасли, распоряжение поставило больше вопросов, чем дало ответов. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что власти, в силу разных причин, не всегда удается сдерживать свои реформистские обещания, да еще и в такой важной и денежной отрасли, как ТЭК. Тем более, что прецедентов изменения политики государства, в зависимости от кадровых перестановок в высших эшелонах власти, за последние десять лет Украина знала немало.
В то же время все понимают, что изменить "правила игры" на энергорынке, при условии наличия на нем иностранных инвесторов, будет намного сложнее, чем раньше. Они могут попросту не понять очередного "чрезвычайного положения в ТЭКе", влекущего за собой новую систему расчетов, тарифов и других кардинальных изменений, и попытаться повлиять на власть всеми возможными способами. При этом вполне вероятно, что Украине придется столкнуться и с давлением со стороны международных финансовых организаций,чего не было раньше, когда "разборки в ТЭКе" носили внутригосударственный характер. Тем более, что компании, купившие украинские облэнерго, об особенностях отечественного энергетического бизнеса знают не понаслышке. В частности, компания AES Silk Road уже владеет предприятиями ТЭКа Казахстана и Грузии и уже имеет опыт ведения бизнеса в странах бывшего СССР. Что касается второго инвестора, словацкой компании Vichodoslovensky Energeticny Zavody, то она долгое время довольно плодотворно сотрудничает с Закарпатоблэнерго, так что тоже, наверняка, прекрасно осведомлена о всех перипетиях в украинском ТЭКе.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua