Энергетика уходит на Запад

Великая отечественная энергетическая приватизация, итогом которой стала продажа шести украинских облэнерго, сумела достичь своей цели: в отрасль пришел реальный западный инвестор. Можно долго спорить, насколько выгодной оказалась для нашей страны цена, ко
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Великая отечественная энергетическая приватизация, итогом которой стала продажа шести украинских облэнерго, сумела достичь своей цели: в отрасль пришел реальный западный инвестор. Можно долго спорить, насколько выгодной оказалась для нашей страны цена, которую удалось выручить за эту продажу, однако общее позитивное изменение имиджа Украины в глазах иностранных инвесторов налицо. Впервые мы продемонстрировали, что можем честно и прозрачно проводить продажу госсобственности, что, несомненно, должно сказаться на дальнейших этапах приватизации. Однако приход инвесторов в украинский ТЭК имеет еще одну сторону, на этот раз чисто внутреннего и очень прикладного значения. Ведь уже с самого начала претенденты на украинские облэнерго поставили перед Правительством ряд довольно жестких требований, касающихся реформирования отечественного энергорынка, и Кабмин пообещал эти требования выполнить. Таким образом, приватизацию облэнерго можно рассматривать как очередное начало изменений в украинском ТЭКе (а сколько их уже было до этого), и результаты этого реформирования, похоже, долго себя ждать не заставят

ОСНОВНЫЕ требования инвес­торов, касающиеся измене­ния тарифов за поставленную электроэнергию, реструктуризации долгов приватизуемых облэнерго и возможности отключения злостных неплательщиков, были известны ук­раинским властям уже давно, еще в конце февраля. Кроме того, весь пе­речень этих требований не ограни­чивался только этими пунктами, а был намного шире. Инвесторы предлагали, в частности, закрепить право облэнерго получать деньги за отпущенную электроэнергию не на централизованные распределитель­ные счета, а на счета компании; уре­гулировать вопросы землепользова­ния; принять закон о независимом статусе Национальной комиссии по регулированию электроэнергии (ко­торая сейчас финансируется из бю­джета); установить взаимную ответ­ственность облэнерго и "Энерго­рынка" относительно проплат и по­ставок электроэнергии, а также не­которых других изменений (всего 13 пунктов). Ответом на это со стороны Правительства стало принятие рас­поряжения, которым определялись меры для создания благоприятных условий развития энергетической отрасли. Несмотря на то, что соглас­но этому документу Кабмин и удов­летворил ряд требований по рефор­мированию отрасли, распоряжение поставило больше вопросов, чем дало ответов. В то же время нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что власти, в силу разных причин, не всегда удается сдерживать свои ре­формистские обещания, да еще и в такой важной и денежной отрасли, как ТЭК. Тем более, что прецедентов изменения политики государства, в зависимости от кадровых переста­новок в высших эшелонах власти, за последние десять лет Украина знала немало.

В то же время все понимают, что изменить "правила игры" на энерго­рынке, при условии наличия на нем иностранных инвесторов, будет на­много сложнее, чем раньше. Они могут попросту не понять очередно­го "чрезвычайного положения в ТЭКе", влекущего за собой новую систему расчетов, тарифов и других кардинальных изменений, и попы­таться повлиять на власть всеми возможными способами. При этом вполне вероятно, что Украине при­дется столкнуться и с давлением со стороны международных финансо­вых организаций,чего не было раньше, когда "разборки в ТЭКе" носили внутригосударствен­ный характер. Тем более, что компа­нии, купившие украинские облэнер­го, об особенностях отечественного энергетического бизнеса знают не понаслышке. В частности, компания AES Silk Road уже владеет предпри­ятиями ТЭКа Казахстана и Грузии и уже имеет опыт ведения бизнеса в странах бывшего СССР. Что касает­ся второго инвестора, словацкой компании Vichodoslovensky Energeticny Zavody, то она долгое время довольно плодотворно со­трудничает с Закарпатоблэнерго, так что тоже, наверняка, прекрасно осведомлена о всех перипетиях в украинском ТЭКе.