Если сегодня это не сделаем мы, завтра это сделает кто-нибудь другой

В период кризиса и нестабильности у многих отечественных топ-менеджеров сложилось мнение, что их компании не нуждаются в стратегическом планировании. Ведь спрогнозировать рост продаж или дохода, выбрать успешную стратегию в условиях, когда цены росли чуть

В период кризиса и нестабильности у многих отечественных топ-менеджеров сложилось мнение, что их компании не нуждаются в стратегическом планировании. Ведь спрогнозировать рост продаж или дохода, выбрать успешную стратегию в условиях, когда цены росли чуть ли не каждый день, было практически невозможно. Но сейчас компаний, которые начали активно заниматься долгосрочным стратегическим планированием, с каждым днем становится все больше.

Разработка стратегии всегда находится в компетенции высшего руководства. И поскольку сейчас на рынке существует жесткая конкуренция, то не многие из руководителей готовы поделиться своими стратегическими планами, а тем более — опытом разработки и выбора стратегии, своими ноу-хау. Далеко не все топ-менеджеры сочли возможным прокомментировать этот вопрос. Отдельные руководители, отвечая нам, просили не называть возглавляемые ими компании. Тем не менее, мы готовы поделиться нашими выводами, которые хорошо демонстрируют уровень стратегического менеджмента на отечественных предпритятиях.
Во-первых, в компаниях, в которых сложилась хорошая корпоративная культура, считают, что стратегическое управление и планирование — это целая наука, которая строится главным образом на тонком знании конъюнктуры рынка, будущей целевой аудитории и даже психологии потребителя. Менеджменту таких компаний хорошо известно, что действовать на рынке приходится в соответствии с постоянно меняющимися условиями.
Во-вторых, долгосрочные стратегические планы украинским предприятиям, в отличие от ведущих западных компаний, пока тяжело строить. Тому причиной — нестабильность законодательства, не всегда продуманное государственное регулирование. Поэтому базовые стратегии в компаниях разработаны не более чем на три года.
Тем не менее, несмотря на нестабильность, руководители отмечают, что грамотно выстроенная технологическая и финансовая стратегия позволила их компаниям даже накопить стартовый капитал и развить бизнес, создать и вывести на рынок новые торговые марки. Одним словом, стратегическое мышление, а затем и реализация стратегии во многом помогают завоевать первенство на рынке.
Наконец, существует еще одна особенность.
В условиях Украины стратегия зачастую должна быть даже агрессивной. Это связано с тем, что многие рынки лишь начали развиваться. Наглядно это видно на примере компаний, занимающихся предоставлением услуг мобильной связи. Активно занимаются стратегическим управлением торговые компании: у них наступило время борьбы за потребителя. Поэтому, чтобы выжить, каждая из них заранее готовит стратегическую изюминку будущего.
Примечательно, что активно развивается проектный менеджмент. К примеру, IT-корпорация "Квазар-Микро" занимающаяся созданием систем электронного бизнеса, а также системной интеграцией, обучением и сертификацией специалистов, в этом году намерена открыть офисы, которые будут заниматься системной интеграцией в странах Южной Европы и Азии. Открытие офисов планируется для расширения бизнеса компании в этой области. Для того чтобы закрепиться на рынках этих государств, в настоящее время, по словам президента корпорации "Квазар-Микро" Евгения Уткина, для каждого из них разрабатывается своя стратегия работы. Но какие именно стратегии будут использоваться, пока не разглашается. Напомним, что компания активно начала создавать дистрибьюторскую сеть в Восточной Европе еще в 2001 году, и сейчас она уже охватывает восемь стран. Таким образом, стратегическое планирование — это постоянный, а не эпизодический процесс.

Дмитрий БАЮРА, к. э. н., доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко