Филькина грамота

В субботу вечером, когда я обычно пишу свою колонку, я провел среди своих коллег по редакции мини-опрос: как они относятся к частной собственности, считают ли они право частной собственности священным и обязательным к соблюдению всеми. 100% респондентов о

В субботу вечером, когда я обычно пишу свою колонку, я провел среди своих коллег по редакции мини-опрос: как они относятся к частной собственности, считают ли они право частной собственности священным и обязательным к соблюдению всеми. 100% респондентов ответили утвердительно. А вопрос мой был с подвохом. Минутой раньше я обнаружил, что поставленная мною (выделено автором) в общий холодильник бутылка пива исчезла.

Я не имею ничего против. Жажда — страшная вещь. Однако для кого-то чувство жажды оказалось сильнее чувства незыблемости частной собственности.

Собственно, этот пример есть не что иное, как отражение реально сложившейся в нашей стране системы ценностей. Мы все за безоговорочное соблюдение закона, демократию и верховенство права. Но если очень надо получить что-то сейчас и немедленно, а тем более, если за это ничего не будет плохого…

На этой неделе много пишут и говорят об инвестициях. Прошло мероприятие, которое называют мини-Давосом; Ющенко, Тимошенко и Литвин подписали меморандум о гарантиях прав собственности; "Инвестгазета" привлекла в свой издательский бизнес иностранного инвестора. Просто идиллия какая-то.

Но читаешь правительственные сводки, и оказывается, что инвестгазетовская немецкая инвестиция — явление по сути на сегодня уникальное. Подавляющее большинство потенциальных инвесторов не торопится в Украину. На форумах присутствуют и выступают в основном "старые кадры", то есть те иностранцы, которые уже давно работают в нашей стране и убедились, что ничего смертельного с их бизнесом не происходит.

Почему новых нет? Да все потому же. Они не законов наших боятся (или их отсутствия), а той нашей часточки менталитета, которая в случае нужды заставит руководствоваться не законом, а кажущейся целесообразностью.

Читаю о "подвиге" Луценко, разоблачившего на Полтавщине гаишника-взяточника. За искоренение коррупции в лице конкретно взятого милиционера Луценко благодарность. Но при этом он сам признается, что назвал своего подчиненного "собакой".

В уничижительном смысле. А ведь закон говорит, что оскорблять людей нельзя, тем более с использованием служебного положения. За такое — как минимум штраф, а то и увольнение с работы. Но наш менталитет позволяет так нарушать закон руководителю правоохранительного органа. Ведь он уверен, что ничего ему за это не будет. Он прав, действительно ничего не будет. Потому что молодой уволенный милиционер в суд не пойдет.

Мелочный пример, скажет мне читатель. Такой же дурацкий, как и с пивом. Соглашусь. Беда вот только в том, что происходящее нынче вокруг "Криворожстали" — явление того же порядка в плане верховенства права и такого прочего. Масштаб просто побольше. В примере с Луценко милиционер реально не прав. За это он "собака". Пинчук тоже, по моему мнению, реально был не прав, отхватив у государства по знакомству "Криворожсталь". Отнять.

А ведь потенциальным инвесторам-то, тем более из цивилизованной Европы или США, все равно, считают Ющенко и Тимошенко Пинчука правым или виноватым. Они услышали от политика установку: забрать. А потом вдруг видят: действительно, забрали. Они не читали сути судебного решения. Они увидели прямую связь: Президент сказал — суд выполнил. А наличие или хотя бы видимость такой связи — это стена пред инвестициями. Тем более в бывшие государственные предприятия, каковых у нас большинство.