НБУ курс:

USD

41,60

--0,07

EUR

43,81

+0,11

Наличный курс:

USD

41,75

41,70

EUR

44,20

44,05

Финансовый директор "AES Киевоблэнерго" Евгений Романов: "Позиция правительства по тарифам во многом определит наши будущие инвестиции"

О своем видении реформирования украинского оптового рынка электроэнергии рассказывают финансовый директор "AES Киевоблэнерго" Евгений РОМАНОВ, менеджер по коммерческим отношениям Елена ЯКОВЛЕВА и начальник планово-экономического отдела Ольга МЕЛЬНИК
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

О своем видении реформирования украинского оптового рынка электроэнергии рассказывают финансовый директор "AES Киевоблэнерго" Евгений РОМАНОВ, менеджер по коммерческим отношениям Елена ЯКОВЛЕВА и начальник планово-экономического отдела Ольга МЕЛЬНИК

— Компания AES имеет большой опыт работы на энергорынках многих стран. Только на постсоветском пространстве ваши предприятия действуют в Грузии и Казахстане. Какие впечатления от работы в украинском ТЭКе?
— Вести бизнес в странах бывшего СССР, конечно же, нелегко. Везде имеются свои специфические факторы, и их обязательно необходимо учитывать. Что касается Украины, то непосредственно на самих предприятиях ("Ровно-" и "Киевоблэнерго". — Авт.) мы работаем пока недолго — всего три месяца. И делать какие-то глобальные выводы, основываясь на столь небольшом опыте, преждевременно.
Хотя если судить о нашей работе до сегодняшнего дня, то я бы сказал, что, несмотря на некоторые трудности, и взаимоотношения с участниками рынка, и сама работа были достаточно нормальными и продуктивными.
Однако наше мнение может и измениться. Сейчас идет утверждение новых тарифов, и от того, как себя поведет правительство и другие органы власти, будет зависеть и наша оценка. Позиция правительства во многом определит и размеры инвестиций, которые мы планируем вложить в приобретенные облэнерго.

— Каким, на Ваш взгляд, должен быть украинский энергорынок?
— Любой рынок, в том числе и рынок электроэнергии, должен быть саморегулируемым. В настоящее время большая часть участников энергорынка представлена госпредприятиями, поэтому элемент государственного регулирования остается значительным. Это, на наш взгляд, негативно отражается на становлении рыночных отношений в ТЭКе. Например, мы заключаем договор о покупке электроэнергии с ГП "Энергорынок", согласно которому оно принимает на себя обязательства поставить нам определенный объем электроэнергии. Однако параллельно существуют различные постановления и директивные указания Минтопэнерго, которые независимо от "Энергорынка" регулируют объемы продажи электроэнергии. Подобные несоответствия имеют прямое отношение к нашей компании, поскольку мы не можем гарантировать своим потребителям 100%-ных поставок необходимой им электроэнергии. Особенно сейчас, когда начнется зимний отопительный период. Мы действительно его опасаемся.
Для нормального функционирования энергорынка необходима конкуренция между энергогенерирующими компаниями, которая позволит облэнерго выбирать, у кого приобретать электроэнергию, учитывая ее цену и качество. Сейчас в Украине этого нет, поскольку вся генерация находится в руках государства. Соответственно, при обсуждении важных вопросов функционирования рынка на Совете энергорынка или на заседаниях рабочих групп представители этих предприятий голосуют за принятие решений, выгодных, в первую очередь, государству.

— Как, по Вашему мнению, следует выходить из сложившейся ситуации? Сделать ГП "Энергорынок" независимым органом или переходить к прямым договорам между генерацией и энергораспределительными компаниями?
— Должен быть какой-то симбиоз того и другого. Однако сейчас нужно подумать о схеме этого перехода. Резко перейти от двусторонних переговоров к прямым на данном этапе просто нереально. Существует масса нерешенных вопросов, которые предстоит постепенно вводить в отношения участников энергорынка. Уже накоплен достаточный опыт по их решению, теперь просто надо правильно реализовать все это на практике. Причем постараться сделать это путем экономических поощрений, а не административными методами.
Иначе говоря, на этом переходном этапе одной из главных задач, требующих решения, является постепенный переход от госуправления к рыночным механизмам влияния на участников энергорынка. Это касается и изменения непосредственной правовой формы объединения участников энергорынка, позволяющей им влиять на принятие основных решений. Например, выбирать руководство энергорынка.
Кроме того, на наш взгляд, в корректировке нуждаются и некоторые полномочия НКРЭ. Этот орган должен проводить мониторинг и контроль за происходящими на рынке процессами, но его вмешательство в них должно быть ограничено. Например, в случаях, когда деятельность некоторых участников рынка представляет угрозу стабильности экономики Украины и т. п. В настоящее время НКРЭ контролирует практически все аспекты деятельности энергорынка, вплоть до того, что утверждает смету расходов и зарплату его руководителей. Говорить о какой-то независимости и равноправии участников рынка в таких условиях особо не приходится.

— Насколько оправданным, по вашему мнению, является существование распределительных счетов как одного из механизмов контроля за финансовыми потоками энергорынка?

— Всем известно, что введение распределительных счетов содействовало укреплению дисциплины платежей между распределительными компаниями и ГП "Энергорынок". Поэтому идея распредсчетов критикуется теми облэнерго, которые не рассчитываются за электроэнергию в полном объеме. Однако если отказаться от распределительных счетов и перейти на текущие, то неизвестно, каким образом можно будет заставить эти облэнерго рассчитываться за электроэнергию в полном объеме.
С другой стороны, как это не парадоксально, для тех облэнерго, которые на 100% оплачивают потребленную электроэнергию, распредсчета создают проблемы, которые ранее не возникали. В частности, сейчас у нас существует проблема с переплатой. Поскольку распредсчет автоматически распределяет денежные потоки, а долг нашего облэнерго перед оптовым рынком электроэнергии реструктуризирован, то когда мы собираем старые долги у нас автоматически происходит переплата. Понятно, что на этапе становления нашей компании мы не заинтересованы оплачивать больше чем 100% стоимости потребленной электроэнергии. Мы еще в июле предложили НКРЭ и Совету рынка продолжить использовать распределительные счета энергорынка, однако при этом учитывать возможность переплаты. Но вот уже закончился август, а вопрос так и не решен. То есть опять приходится отмечать негибкость НКРЭ в решении текущих проблем, с которыми сталкиваются участники энергорынка.

— Наверное, пока еще рано говорить, но каковы планы AES относительно участия в следующих этапах приватизации предприятий украинского ТЭКа?
— На сегодняшний день мы не планируем участвовать в приватизации распределительных компаний, но у нас есть большой интерес в приватизации энергогенерирующих предприятий. Кстати, во время встречи президента компании AES с премьер-министром Украины мы высказали готовность принять участие в приватизации энергогенерирующих компаний.

Справка о компании

AES Corp.(штаб-квартира находится в США) является одной из самых крупных мировых компаний, работающих в электроэнергетике. AES располагает 150 электростанциями общей установленной мощностью 56 тыс. МВт и 20 энергоснабжающими компаниями в 40 странах мира. По уровню капитализации компания занимает 17 место в рейтинге компаний мирового ТЭКа. По данным Oil & Gas Journal, в 2000 году уровень рыночной капитализации компании оценивался в $25,4 млрд.
В 2000 году валовой доход AES Corp. составил $6,3 млрд., чистая прибыль — $623 млн.
17 апреля компания AES Washington Holdings B.V. была признана победителем конкурса по продаже пакетов акций "Киев-" и "Ровнооблэнерго" в размерах 75%+1 акция. Договор купли-продажи этих пакетов акций Фонд госимущества и AES Corp. подписали в мае.