Фишка нерезидентов

Минфин в этом году сделал ставку на внутренние заимствования путем выпуска облигаций. Отрицательная реальная гривневая доходность ОВГЗ не отпугивает иностранцев — прибыльность в иностранной валюте госбумаг после обещанной ревальвации гривни может превысит

Минфин в этом году сделал ставку на внутренние заимствования путем выпуска облигаций. Отрицательная реальная гривневая доходность ОВГЗ не отпугивает иностранцев — прибыльность в иностранной валюте госбумаг после обещанной ревальвации гривни может превысить 10%

В этом году на рынке государственных ценных бумаг сложилась парадоксальная ситуация: доходность пятилетних облигаций оказалась ниже прогнозного уровня инфляции на этот год. То есть фактически в нынешнем году покупатели на вложениях в ценные бумаги только потеряют. Впрочем, популярность вложений в ОВГЗ среди инвесторов остается довольно высокой, несмотря на то, что доходность по 5-летним ОВГЗ от аукциона к аукциону непрерывно снижалась. Если пробный выпуск 5 января начался со ставки 11,94%, то 1 марта доходность ОВГЗ снизилась до уровня 6,74% годовых. Тогда спрос составил около 3 млрд. грн., а Минфин сократил объемы предложения в 2,5 раза (с 500 млн. грн. до 200 млн. грн.) удовлетворив, таким образом, только наиболее выгодные для себя заявки. Соответственно, несмотря на большой объем спроса в размере 3 млрд. грн., перекочевавший с февральского аукциона, объемы размещения в марте были достаточно низкими — всего 245,6 млн. грн.

Резкое сокращение уровня доходности по ОВГЗ вытолкнуло с рынка облигаций практически всех участников, кроме нерезидентов и государственных банков. Нерезидентов однозначная инфляция, которая не провоцирует девальвацию национальной валюты, мало интересует. Так, если курс гривни будет оставаться стабильным, доходность украинских ОВГЗ в долларах США будет составлять более 6%. Более того, исходя из заложенных в госбюджет 5,1 грн./$ (ревальвация до 5% за год), доходность в 2005 году ОВГЗ, купленных на последнем аукционе, составит как минимум 10%. В результате валютная доходность ОВГЗ становится выше аналогичного показателя как большинства облигаций на emerging markets, так и украинских еврооблигаций.

Логика Минфина объясняется достаточно просто: в то время как показатель отношения объемов госдолга к ВВП, начиная с 2000 года, постоянно снижается, показатель отношения обслуживания госдолга к ВВП или же доходам бюджета, наоборот, увеличивается. Налицо эффект недальновидных заимствований прошлых лет. По оценкам эксперта Международного центра исследований Андрея Блинова, данный тренд может быть переломлен только в 2006 году. Еще один аспект: логика нынешнего бюджета предполагает, что государственные заимствования будут направлены на финансирование социальных выплат, которые, в свою очередь, призваны наполнить реальный сектор деньгами. Так вот, выручая даже на внутреннем рынке деньги не населения, а нерезидентов, реальный сектор оттока денежных ресурсов не ощущает. И следующий момент: если в январе существовали опасения относительно возможного невыполнения доходной части бюджета, то в феврале наблюдался даже профицит. Соответственно, в марте Минфин мог позволить себе расслабиться.

В свою очередь, Нацбанк на игры Минфина с нерезидентами смотрит с опаской. Его цель — удержание приемлемого уровня инфляции и постепенное укрепление национальной валюты. Приплыв избыточных валютных средств из-за рубежа "путает все карты" центробанка. К примеру, сейчас Нацбанк не может для борьбы с наблюдающейся избыточной банковской ликвидностью использовать такой инструмент, как депозитные сертификаты. Существующая ставка на уровне 7% годовых банки не прельщает, но стоит центробанку ее немного повысить, как инструментом заинтересуются нерезиденты, которые введут дополнительные объемы валюты.

Очередной выход Минфина на рынок внутренних заимствований ожидается 5 апреля в размере 800 млн. грн. Пока что за первый квартал объемы правительственных займов на внутреннем рынке составили 1,948 млрд. грн., в то время как годовой план заимствований составляет 6,244 млрд. грн. (согласно принятым изменениям в бюджет 2005 года). Очевидно, что уже со второго квартала Минфину придется снизить обороты на внутреннем рынке капитала. В то же время, учитывая небольшие объемы бюджетных средств на счетах казначейства, начиная с марта, правительство будет находиться в зоне бюджетного дефицита. В таком случае запланированную сумму финансирования в апреле Минфину придется размещать полностью. По оценкам аналитиков УкрСиббанка, министерство постарается разместить несколько ликвидных выпусков облигаций сроком обращения три, четыре и пять лет, сформировав таким образом кривую доходности гособлигаций. В итоге в апреле следует ожидать незначительного снижения доходности по ОВГЗ.

Размещение ОВГЗ в 2005 году

Дата проведения доразмещения

05.01.2005

18.01.2005

01.02.2005

01.03.2005

Объем доразмещения 5-летних ОВГЗ (млн. грн.)

104

513

1086

245,6

Cредневзвешенная ставка доходности (%)

11,94

11,22

9,82

6,74

Оценочный объем спроса на ОВГЗ (млрд. грн)

н/д

н/д

4

3

Источник: данные Минфина

Операции с государственным долгом в 2005 году

Финансирование за долговыми обязательствами

68 026,3

68 026,3

Привлечение

9 473 847,7

8 888 723,9

585 123,8

Внутренние обязательства

6 243 723,9

6 243 723,9

Внешние обязательства

3 230 123,8

2 645 000,0

585 123,8

Выплаты

-9 405 821,4

-8 888 723,9

-517 097,5

Внутренние обязательства

-3 137 731,0

-3 137 731,0

Внешние обязательства

-6 268 090,4

-5 750 992,9

-517 097,5

Источник: Закон о государственном бюджете на 2005 год