Фондовые рынки. Волшебник Гринспен — великий и ужасный

ВНОВЬ глава американского центрального банка заставляет все финансовые рынки замирать в ожидании его слов. Вернее, это рынки отдают должное великому экономисту Алану Гринспену, чьи оценки и суждения о текущей ситуации воспринимаются инвесторами как божий
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

ВНОВЬ глава американского цент­рального банка заставляет все финан­совые рынки замирать в ожидании его слов. Вернее, это рынки отдают долж­ное великому экономисту Алану Гринспену, чьи оценки и суждения о текущей ситуации воспринимаются инвесторами как божий глас, несу­щий истину. На 25 января было за­планировано первое официальное выступление этого признанного ав­торитета перед бюджетным коми­тетом Сената.

Владельцы капиталов по всему миру ожидали, как глава Федеральной Резервной Системы США (ФРС) прокомментирует неожидан­ное и большое снижение банков­ских ставок в начале января. В ком­ментарии инвесторы хотели услы­шать две вещи: какова ситуация с экономикой США и каковы перспекти­вы дальнейшего изменения стоимости кредитов, в том числе и возможную ве­личину снижения уже на ближайшем заседании комитета ФРС 30-31 января.

Традиционно, мудрый Гринспен вновь ушел от прямых ответов относи­тельно будущих шагов ФРС по форми­рованию монетарной политики. Одна­ко, говоря о текущем состоянии эконо­мики в ответ на один из вопросов сена­торов, Гринспен указал, что, насколько он может судить, американская эконо­мика переживает "чрезвычайно драма­тическое замедление роста, и в насто­ящий момент очень вероятно, что ее рост близок к нулю". Он даже предпо­ложил, что темпы роста могут "заполз­ти" в отрицательную область, если по­требительский пессимизм распростра­нится глубже и шире.

Вообще-то нулевой рост находится в опасной близости к рецессии, кото­рую многие экономисты определяют как отрицательный рост ВВП на протя­жении двух или более кварталов под­ряд. Но Гринспен считает это опреде­ление только приблизительным и оце­нивает риск "полномасштабной рецес­сии" в США как низкий. Это его заявле­ние о почти нулевых темпах роста аме­риканской экономики было воспринято как сигнал того, что ФРС готова пойти на новое резкое понижение ставок для предотвращения скатывания экономи­ки к рецессии.

Рынки недолго колебались в оценке сказанного Гринспеном: пусть он и уве­личил шансы на то, что понижение ста­вок составит 50, а не 25 пунктов, но его почти трагические комментарии по поводу состояния американской эконо­мики заставили экономистов наконец-то вспомнить те резко негативные дан­ные, которые выходили в течение по­следней недели и совершенно ими иг­норировались (обвал индекса бизнес-настроений до уровня конца 1990 года в обзоре филадельфийского феде­рального резервного банка; обвал индекса потребительских настроений Мичиганского университета и другие). В результате среди аналитиков вновь воцарился пессимизм относительно ближайших перспектив американской экономики.

Первыми пострадавшими оказа­лись акции высокотехнологического сектора, которые уже несколько меся­цев с трудом выбиваются из затянув­шегося падения. Опубликованные на­кануне слабые данные оптоволоконных компаний о даже не текущих прибылях, а их прогнозах в будущем, прервали упорный рост индекса NASDAQ. Опто­волоконный сектор вообще занимал особое место среди остальных "новых" секторов и долгое время успешно со­противлялся общему падению в секто­ре высоких технологий. Теперь его ре­путации непотопляемого был нанесен чувствительный удар. Инвесторам при­ходится переоценивать перспективы сектора, и сейчас можно наблюдать процесс его синхронизации с осталь­ными. Если в целом цены акций высо­котехнологических компаний отражают ожидания инвесторов относительно темпов роста прибылей компаний, то оптоволоконному сектору приходит­ся "догонять". Цены акций и ожидания пока остаются завышенными.

Однако для фондового рынка тор­можение экономики не является ново­стью. А вот неотвратимость действий власть имущих в целях ослабить моне­тарный пресс, создать благоприятные налоговые условия, стимулировать лю­быми способами деловую активность, вызвала у инвесторов желание приоб­ретать циклические акции. В результате никакого обвала на рынках ценных бумаг не произошло. Началась ротация средств между секторами. Инвесторы сосредоточили свое внимание на акци­ях отраслей производства бумажной и химической продукции, производства медикаментов, производства товаров потребительского спроса, секторах розничных продаж, коммунальных услуг и секторах нефтедобычи и услуг, связанных с нефтью. Правда, был от­мечен спад активности в секторах био­технологий и финансовых услуг.

Некоторое оживление царило сре­ди акций компаний ВПК. Рассуждения Гринспена о желательности снижения налогов привлекли внимание к оборон­ному сектору. Да и с прибылями у них все в порядке. Доход Lockheed Martin, по итогам четвертого квартала, оказал­ся выше предполагаемого (38 центов на акцию против 36 соответственно). Компания выступила с оптимистичес­кими прогнозами в отношении роста своих заработков в 2001 году (он со­ставит, по ее оценкам, 25-30%). Цена акции Lockheed выросла на 7,8%, а еще одного пентагоновского подрядчика — Raytheon — на целых 10,6%.

Неделя завершилась позитивными новостями о росте в США за последний месяц заказов на товары длительного пользования. Прогнозы аналитиков о падении этого статистического пока­зателя на 1,7% были посрамлены дей­ствительностью. При всех разговорах и страхах, связанных с возможным кра­хом самой мощной экономики в мире, реальные цифры +2,2% говорят о том, что не все так плохо в "изумрудном ко­ролевстве" Гринспена, этого волшеб­ника от экономики. Кроме того, боль­шинство инвесторов верят, что 31 янва­ря старый мудрец не разочарует их, по­дарив еще одно снижение кредитной ставки.